Преодоление трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте

Разделы: Школьная психологическая служба


Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране, неустойчивость семейного института, размытость моральных ценностей, различного рода кризисы, общая неуверенность в завтрашнем дне – таковы нынешние условия, в которых происходит взросление современной молодёжи. Всё это диктует необходимость использования специальных мер для обеспечения профилактики нарушений психологического здоровья подростков, формирования у них жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия с социумом.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”) - это, прежде всего, дети, оставшиеся без попечения родителей; имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети с временным пребыванием в стационарных учреждениях, в связи с тяжелым материальным положением родителей; дети с отклонениями в поведении; дети, деятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Образовательным учреждениям, в которых учатся дети и подростки, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, и которые тесным образом связаны с семьями своих учеников (родителями, опекунами, родственниками) отводится особая роль.

В нашей школе помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:

– ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть “хорошим психологом”.

2 уровень – служба психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог);

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.

3 уровень – при необходимости обращение к специалистам других организаций и служб района (КДН и ЗП, ЦСПСиД “Горизонт”).

Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:

Диагностико-аналитический

Социально-педагогическая и психологическая диагностика ребенка и семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях (или лицах, их заменяющих), их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение родителями (или лицами, их заменяющих) методов и приемов воспитательного воздействия. Диагностика причин трудной жизненной ситуации. Мониторинг личностных затруднений учащихся. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины сложной жизненной ситуации. Составление банка данных детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Составление социального паспорта учащихся класса, школы.

Планово-координационный

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины трудной жизненной ситуации и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя-предметники, социальный педагог, педагог - психолог, педагог-организатор, учитель-логопед). Разработка системы психолого-педагогического сопровождения. Проектирование индивидуальных технологий по разрешению трудных жизненных ситуаций учащихся.

Организационно-деятельностный

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с ребенком и родителями (или лицами, их заменяющими), положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Реализация программы: работа с родителями (или лицами, их заменяющими) и ребенком. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе по преодолению причин сложной жизненной ситуации.

Контрольно-коррекционный

Контроль выполнения программы работы с ребенком и семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских (детско-взрослых) отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Коррекционная деятельность в реализации программы по мере необходимости. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Необходимы другие формы, методы.

Среди разных возрастных групп подростки оказываются одними из наиболее интолерантных к негативным стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации.

Подростковый возраст- это период стремительного развития и быстрых изменений личности, оказывающий огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Состояние, в котором в это время находится подросток, психологи называют “стрессом развития”.

В подростковый период перед учащимися стоят несколько серьёзнейших задач:

  • построение новых отношений с окружающими,
  • выбор области будущих профессиональных интересов,
  • автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.

Серьёзные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка - в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьёзные кризисные ситуации. Как следствие, психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведёт к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, агрессии и асоциальному поведению.

Неслучайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как “адаптация”, “социализация”, “компетенция”.

Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира и социально-значимым для взрослых и сверстников.

Таким образом, если у подростка не сформирована или недостаточно сформирована компетентность в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении к самому себе; в отношении к другим людям; в отношении к значимой деятельности - велика вероятность возникновения в его жизни кризисной ситуации.

В раннеюношеском возрасте всё ещё актуальными являются тактики совладающего поведения, связанные с обращениями к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.

Подростки должны быть снабжены определёнными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов, поэтому необходимо обращать внимание на развитие социальных умений, тем самым, создавая высокий уровень “Я могу”.

Чтобы помочь ребёнку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность и, прежде всего, усиливать ответственность как сущностную характеристику личности.

Ответственность – главное условие конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. И наоборот, любые защитные действия (уход, отрицание проблем, агрессия) чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность за происходящее.

Копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживания таких ситуаций меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Поведение, направленное на преодоление трудностей в психологии называется копинг-поведение. Оно запускается тогда, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации является психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и психологической поддержки извне.

Выделяют следующие базисные копинг-стратегии:

  • разрешение проблем;
  • поиск социальной поддержки;
  • избегание.

Три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая, когнитивная, эмоциональная сферы. Виды копинг-стратегий поведения разделяются с учётом степени их адаптивных возможностей на адаптивные, относительно адаптивные (частично), неадаптивные.

В подростковом возрасте выявлены следующие преобладающие стратегии преодоления кризисных ситуаций:

  1. Стратегии поведенческого копинга:
    • адаптивные: активное преодоление, альтруизм,
    • частично адаптивные: поиск социальной поддержки, отвлечение,
    • неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.
  2. Стратегии когнитивного копинга:
    • адаптивные: поиск решения проблемы, придание смысла,
    • частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, сохранение апломба, отрицание,
    • неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.
  3. Стратегии эмоционального копинга:
    • адаптивные: эмоциональное сосредоточение,
    • частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка,
    • неадаптивные: подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Можно констатировать бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.

Поэтому одной из основных задач психологов и педагогов школы является обеспечение ранней психологической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации.

В этом учебном году социально-психологическая служба нашей школы использует в работе программу тренинговых занятий для обучающихся 8-9-х классов Чистяковой Т.А. (педагог-психолог г. Череповец) “Преодоление трудных ситуаций”.

Курс занятий построен на основе гуманистического подхода, при котором обучающийся является не объектом воздействия взрослого, как при беседе, консультировании, анкетировании, наблюдении и т.д., а субъектом, автором, активно работающим над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление.

Цели и задачи тренинга:

  • обучать детей жизненно важным умениям и навыкам;
  • формировать у них способность к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром;
  • обучать приёмам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса;
  • развивать качества, позволяющие строить успешные отношения с другими (сенситивность, эмпатию, толерантность, ответственность);
  • создавать условия для накопления опыта разрешения трудных ситуаций.

На занятиях обучающиеся должны не столько приобрести очередную сумму определённых знаний, сколько овладеть навыками успешных стратегий поведения.

Благодаря данным занятиям у обучающихся появляются новые ресурсы: опыт конструктивного взаимодействия с другими людьми, опыт успешного разрешения трудных ситуаций, который включает достаточное число известных подросткам стратегий совладающего поведения, навыки их использования; гибкость совладающего поведения, т.е. способность выборочно применять стратегии в зависимости от требований ситуации.

Примеры упражнений

1. Упражнение “Жизненная прямая”.

Задание: Нарисовать линию и представить, что это символический рисунок жизненного пути. Отметить на ней главные, по мнению обучающихся, события, которые уже произошли с ними, и точку “сегодняшнего дня”. Необходимо подвести ребят к выводу, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подросткам предлагается вспомнить, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуации. Плюсы и минусы трудных ситуаций.

Вывод: К каждому “препятствию” нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления любого жизненного препятствия.

2. Упражнение “Позитивные качества”.

Ведущий перечисляет позитивные качества, предлагая подросткам назвать возможные трудные ситуации, которые могут содействовать их развитию. Например: сила воли, эмпатия, смелость, честность и др. В конце упражнения ведущий подводит обучающихся к выводу: из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.

3. Упражнение “Узнай чувство”.

Участники делятся на две группы. Каждой даются темы для инсценировки без слов. Возможные задания: идти против ветра; идти туда, куда не хочется; идти так, чтобы не разбудить; вы идёте и понимаете, что что-то забыли; вы узнаёте, что на рукаве (колготках) дырка; вы видите человека, которому очень хотите понравиться и прочее.

4. Упражнение “Замороженный”.

Участники делятся на две группы. Одни играют роль “замороженного”, другие – “реаниматора”. “Замороженный” принимает любую позу, нельзя зажмуриваться, закрывать лицо руками, смотреть вниз. “Реаниматор” в течение 1 минуты пытается вызвать у “замороженного” какую-то реакцию (смех, улыбку, шевеление рукой и т.д.). Запрещается кричать на ухо, дотрагиваться, брать вещи, оскорблять кого-то. Затем участники меняются ролями. Рефлексия: как пытались “размораживать” и удавалось ли это.

5. Упражнение “Эксперимент”.

В центре круга садится доброволец (этот человек не должен страдать болезненным самолюбием, лучше чтобы он любил играть на публику). Ему символически (с помощью косынок, шарфов) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не ругался и не кричал; глаза – чтобы не плакали, не выражали злости; уши – чтобы не слышал лишнего; руки – чтобы не дрались; ноги – чтобы не пинались и не убегали; душу – чтобы не страдала.

Что может такой человек? Важно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Обсуждение упражнения помогает понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно привести пример с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё и носик закупорить, он, в конце концов, взорвётся, причинив вред и себе, и окружающим! Так и человек.