Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа "Взросление"

Разделы: Социальная педагогика


I. Пояснительная записка.

Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития. [1-с.2]

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Однако роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В училище поступает контингент обучающихся 16-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.

Некоторые обучающиеся уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.

Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в училище, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности обучающихся к семейной жизни.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.

Почти на каждом курсе в нашем училище есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки (Приложение 1).

Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку обучающихся к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.

II. Цели и задачи программы.

Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка обучающихся к семейной жизни и сопровождение обучающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

III. Основные направления работы.

- нравственно-этическое воспитание;

- правовое;

- эстетическое;

- физическое;

- семейно-бытовое.

IV. Структура Программы.

Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:

1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.

2 направление - “Я – мама!” - работа с обучающимися, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.

V. Механизм реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в училище (2.5 года) и осуществляется в ходе учебной и внеучебной деятельности, а также в участии обучающихся в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс внеклассных воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.

На первом курсе основной задачей в работе с обучающимися являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На классных часах (или часе мастера), которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.

На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На классных часах обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.

В учебной деятельности этому способствует изучение таких предметов как обществознание, основы права, деловая культура.

Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента обучающихся и компетентности педагога. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.

Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:

- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;

- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,

- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;

- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;

- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).

Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета училища.

VI. Методы и формы работы.

На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из больницы, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие во внеучебных мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.), работа волонтерского отряда по ЗОЖ, работа клуба “Хозяюшка” в общежитии.

Работа по двум направлениям ведется параллельно. Сопровождение девушек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (беременность, рождение ребенка) осуществляется следующим образом: составление индивидуальных программ обучения; патронаж молодых мам; индивидуальные беседы, консультирование психолога. С обучающимися, имеющими статус сирота, составляется индивидуальная программа сопровождения.

VII. Нормативно-правовая база.

- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.

- Конвенция о правах ребёнка- Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.

- Конституция РФ.

- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

- Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения

VIII. План реализации Программы “Взросление” (Приложение 2).

IX. Критерии результативности воспитательной работы.

Критерии эффективности Показатели Методы диагностики
Знание основ межличностных отношений в семье Повышение уровня знаний обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье Анкетирование, тестирование
Отношение к своему здоровью. Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка. Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров.
Социальная зрелость личности. Готовность и способность обучающихся к самоутверждению и

самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству.

Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с педагогами и обучающимися.
Нравственный потенциал личности. Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности. Педагогическое наблюдение, анкетирование.

Литература.

1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003

2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.

4. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2003. -175с.

5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.

6. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия, 2005. - 314с.

7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.

8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.

2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.