Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне.

Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет “обществознание” утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др. (Приказ Минобранауки от 28 ноября 2008 года “ОБ утверждении перечня вступительных испытаний в 2009 году в образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию”)

 Необходимость разработки данного модуля обусловлена запросами учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету.

Типичные ошибки учеников высвечивают ряд проблем, над которыми следует работать:

  • Эссе, как форма, актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках преподавания.

Более целенаправленной работы требуют также умения:

  • соотносить теоретический материал с жизненными реалиями
  • оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения курса, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте
  • решать проблемно-познавательные задачи, используя социально – гуманитарные знания.

Целевые установки курса:

  • Выработать рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета с учетом результатов ЕГЭ предыдущего года.
  • Совершенствование системы подготовки учителя к сдаче выпускниками экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.
  • Подготовка учителя должна способствовать повышению качества знаний, умений и навыков выпускников, которые проверяются в ЕГЭ по данному предмету.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются следующие формы занятий: лекции, семинары, конференции, практикумы, тренинги.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, проекта, направленного на подготовку учителем методической разработки урока, факультативного занятия, направленного на подготовку учащегося к сдаче ЕГЭ по предмету.

Ожидаемые результаты:

Овладение учителем различными методическими приемами, позволяющими повысить уровень преподавания обществознания, его практико-ориентированную и лично ориентированную направленность, способствующую повышению качества знаний, умений и навыков выпускников.

Содержание программы

1. Введение. ЕГЭ по обществознанию как инновационная форма итоговой аттестации учащихся (3 часа).

Нормативно-правовая база ЕГЭ. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе.

Уровни сложности заданий. Система оценивания.

2. Методические рекомендации по совершенствованию преподавания предмета с учетом результатов ЕГЭ (13 часов).

2.1. Основные модели заданий части 1(А) и части 1(В) и проверяемые умения (4 часа).

Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1(А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта, сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности.

Анализ выполнения заданий части 2(В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установления соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, выбор позиций из приведенного перечня, различие в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Практическая работа. Составление памятки для учащихся по алгоритму работы с заданиями части 1(А) и 2(В). Разработка фрагментов уроков с включением указанных заданий.

2.2. Общая характеристика заданий части 3(С). Особенности заданий С1 – С4 (3 часа).

С1 – С4- составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

Анализ типичных ошибок учащихся.

Практическая работа. Составление памятки для учащихся по алгоритму работы с заданиями части С1 – С4. Разработка фрагментов уроков с включением указанных заданий.

2.3. Специфика заданий С5 – С7 (3 часа).

С5 - задание на перечисление признаков, явлений, объектов одного класса, на использование основных понятий в контексте обществоведческого знания. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки. Формирование умений перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6 - задание на раскрытие теоретических положений на примерах. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.

С7 - задания – задачи. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию.

Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Практическая работа. Составление памятки для учащихся по алгоритму работы с заданиями части С5 – С7. Разработка фрагментов уроков с включением указанных заданий.

2.4. Эссе как творческая работа выпускника (3 часа).

С8 (эссе) – альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористического высказывания или заложенной в высказывании проблемы, при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции.

Практическая работа. Составление памятки для учащихся по алгоритму работы с заданиями части С8. Обсуждение вариантов написанных учащимися эссе [приложение 1, приложение 2].

3. Итоговая зачётная деятельность (2 часа).

Презентация учителями методических разработок уроков, факультативных занятий, направленных на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по предмету.

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Формы занятий
теория практика
1 Введение.

ЕГЭ по обществознанию как инновационная форма итоговой аттестации учащихся

3 2 1 Вводная лекция
2 Методические рекомендации по совершенствованию

преподавания предмета с учетом результатов ЕГЭ

13 7 6 Лекция

Семинар

Практикум

2.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 1(В) и проверяемые умения 4 2 2 Лекция

Семинар

Практикум

2. 2 Общая характеристика заданий части 3(С). Особенности заданий С1 – С4 3 2 1 Лекция

Семинар

Практикум

2. 3 Специфика заданий С5 – С7 3 2 1 Лекция

Семинар

Практикум

2. 4 Эссе как творческая работа выпускника 3 1 2 Лекция

Семинар

Практикум

3 Итоговая зачетная деятельность 2   2 Конференция

Презентация зачетных работ

  Итого 18 9 9 Зачет

Литература

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко СВ. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. - М: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.-М.: Экзамен, 2007.

4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,0. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.

ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М: Эксмо, 2008. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. - М: Эксмо, 2008.

9. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.

11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. // Преподавание истории и обществознания в школе,- 2009.- № 10.

12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. - 2008.- № 6.

13. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М: АСТ: Астрель, 2009.

14. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Общество. Духовная жизнь общества”. /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Человек. Познание”. /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Экономика”.  /П.А. Баранов, СВ. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Политика”. /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Социальные отношения”. /П.А. Баранов, СВ. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Право”. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

20. Методические письма “Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования”, 2005-2008 гг.