Конспект занятия детского объединения "Золотая соломка" по теме "Декоративная скульптура. Изготовление соломенной куклы"

Разделы: Технология


Цели и задачи:

  • Научить детей выполнять декоративную скульптуру соломенную куклу, соблюдая все требования данных в технологической карте.
  • Содействовать воспитанию у ребенка чувства гордости за свои национальные культурные традиции, средствами декоративно-прикладного искусства, бережного отношения к культурным ценностям.
  • Создать условия для развития мышления ребенка, воображения, пробуждению интереса к работе с природными материалами, умению работать самостоятельно.

Материалы:

  • Солома
  • Жгут
  • Кусочки ткани
  • Проволока алюминиевая или медная
  • Нить

Инструменты:

  • Ножницы
  • Клеенка
  • Игла

Оборудование:

  • Фигурка соломенной куклы
  • Технологическая карта
  • Иллюстрации

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация разработанная учителем (Приложение 1).

I Организационный момент

Проверка готовности детей к занятию

II Актуализация опорных знаний

1. Сообщение темы и цели занятия

- Тема нашего занятия “Декоративная скульптура”. Сегодня мы научимся делать из соломки вот такие скульптуры кукол (демонстрация фигурок соломенных кукол). Такая кукла отличный подарок своим младшим братьям и сестрам, одноклассникам, родственникам.

- А как вы думаете, что еще можно сделать из соломки? (Ответы детей: Корзины, панно, шкатулки, цветы, крыши, домики…) (Слайд 1)

- Как вы думаете, какую роль играла солома в жизни наших предков?

2. Беседа с учащимися

В повседневной жизни крестьянина солома находила самое различное применение (Слайд 2). Поедет он по дрова или в город – положит под бок ворох соломы, а замочит валенки – обязательно набьет их соломой, чтобы не сели и не потеряли формы. Скотине постелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома.

Поговаривали, что когда забирали новобранцев в армию они не могли отличить правую ногу от левой (Слайд 3). Вот время строевых учений это вызывало серьезные трудности. Тогда их выручала все та же солома. Каждому солдату привязывали к одной ноге пучок сена, а к другой – соломы. И когда офицер на плацу командовал: “Сено, солома! Сено, солома!” - солдаты дружно шли в ногу.

Исстари бытует в народе поговорка: “Соломиной не подопрешь хоромины”. Но ученые установили, что опорная сила стебля у ржи во много раз больше, чем у останкинской башни (Слайд 5). Оказывается, соломина, гнется, но не ломается оттого, что укреплена в так называемых критических точках специальными узлами. Изучение строения этих узлов дало возможность проектировать надежные высотные сооружения (Рис. 1).

Рис.1 Стебли соломы

В прошлом солома имела самое прямое отношение к сельскому строительству. Она шла на сооружения крыши стен.

В наше время выпускают так называемый соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы (Слайд 6). Несколько лет назад одна английская фирма приступила к производству соломенных досок и блоков (Слайд 7, 8). В мелко нарезанную солому добавляют синтетическую смолу, тщательно перемешанную массу прессуют. Полученные доски имеют высокую прочность и влагонепроницаемость. К тому же они в 3 раза дешевле обычных досок (Рис. 2).

Рис. 2 Соломенные дома

Рубленая солома предназначалась для чернения обожженной керамической посуды. Горшки, крынки зарывали в рубленую солому (Слайд 9). Тлея, солома выделяла густой дым, жадно впитываемый пористым черепком. Изделия приобретали бархатный черный цвет, интенсивный блеск (Рис. 3).

Рис.3 Глиняные изделия черненые соломой

Отвар соломы добавляли в глину, при высыхании она почти не садится и не дает трещин (Рис.4).

Рис. 4 Изготовление саманных блоков

Широко применяют солому и в медицине.

А вот рыбаки использовали солому, чтобы растопить лед на озере для рыбалки.

По Рождество солома обретала особую волшебную силу, с помощью ее можно было узнать свою судьбу (Слайд 10). Девушки становились спиной к стогу и, запрокинув голову, выбирали глазами одну из нависавших сверху соломин. Крепко ухватившись за кончик соломинки зубами осторожно вытягивали. Если она оказывалась с колосом на конце, то быть девушке замужем за богатым, а если без него – не уйти от бедности.

Кроме того, нельзя забывать, и об истории великого православного праздника Рождества Христова. По преданию Иисус Христос родился в хлеву. Его первая колыбель - коровьи ясли с соломой (Слайд11,12,13).

Рис. 5 Рождество Иисуса Христа

Рис. 6 “Рождество Христово” скульптура

Рис. 7 Украшения для елки из соломы из соломы в православном храме.

3. Практическое определение злаков

Пшеница, рожь, ячмень и овес – злаки; но злаками являются также сахарный тростник, кукуруза и бамбук (Слайд 14 - 18).

Сравним по внешнему виду представленные злаки. Каждый злак имеет свои особенности.

Рис.8 Сноп пшеницы

Злаки Толщина стебля Длина стебля Цвет
Рожь Толстая, прочная С длинными междоузлиями Цвет у нее темный
В основном используется для плетения
Пшеница Толстая Не такая высокая как рожь Более светлая
В использовании универсальна
Ячмень Тонкая, эластичная С очень коротенькими междоузлиями Самая светлая
Обычно из нее делают цветы

4. Самостоятельная работа по определению злаковых

Вносится черный ящик с двумя отверстиями для рук. В ящике находятся колосья ржи, пшеницы и ячменя. Каждый ребенок, должен руками на ощупь, определить какому злаку принадлежит колос. Назвать, не вынимая из ящика. Затем всем показать. Остальные должны подтвердить либо опровергнуть правильность ответа своего товарища.

5. Закрепление учебного материала

- А теперь вспомните, пожалуйста, какая солома в основном используется для плетения? (ржаная)

- Как вы думаете, почему?

(более прочная, длинная (не нужно так часто наращивать), прямая, гибкая)

- Какие еще растения семейства злаковых, а также травы (дикорастущие злаки) можно использовать для работы в декоративно – прикладном творчестве? (Злаки: рожь, пшеница, ячмень, овес, рис, просо, сахарный тростник, кукуруза, бамбук)

Дикорастущие злаки: зубровка, белая полевица, ежа сборная, бор развесистый, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка или луговик.

Физ. минутка “Плетень”

Учащиеся стоят в рассыпную. Руки свисают пассивно, в плечах и корпусе снимается напряжение. С началом текста дети резко поворачивают корпус то влево, то вправо. Руки при этом взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги поворачиваются вместе с корпусом, ступни не подвижны. С последним словом дети “роняют” корпус.

Тень, тень
В ясный день
Петр плел
Плетень.
Три прута
Переплетает,
А на третий
Расплетает.
Тень, тень
В ясный день.
Кто б доплел
Плетень?
(Болгарская народная песенка)

III Формирование новых знаний

1. История происхождения соломенной куклы.

Масленичная кукла, так называемая “Мара или Кострома”, олицетворяет собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небо все, мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный “ваятель”, который руководил всей работой (Рис.9).

Рис.9 Соломенная масленица

Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины – платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в какие – то минуты отдыха жницы ребенок попросил сделать кукле руки. В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать (Рис.10).

img10.jpg (10819 bytes)

Рис.10 Соломенные куколки

Небольшие соломенные куколки остались в моде и по сей день – не как детские игрушки и уж тем более не как культовые объекты, а как этнографические сувениры (Рис. 11-12).

Рис. 11 Петушок из соломы. Рис. 12 Соломенная скульптура для дачи

Соломенные куколки, в которых найдены выразительные средства для передачи “этнического намека” пользуются за рубежом большим успехом. В наши дни скульптура из соломы, изготовленная талантливыми народными мастерами, используется для украшения современного интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина, входит напоенный солнечными лучами материал, хранящий тепло человеческих рук.

2. Анализ модели декоративной скульптуры (Слайд 25).

- Из скольких пучков соломы состоит кукла?

(Как и в прошлом, основу куклы составляю два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу).

- какая часть злакового растения используется для изготовления декоративной скульптуры?

(Для изготовления скульптуры используют как целые стебли злаковых, так и верхние коленца, имеющие самые длинные соломины).

- Какие плетежки используют для декоративного оформления платья куклы?

(Используют (Слайд 26): плетежок – двухконцовка, плетежок – трехконцовка (косичка), плетежок – четырехконцовка с зубчиками (зубатка) (Рис.13).

а)                                               б)                                         в)

Рис. 13 Плетежок двухконцовка (а), плетежок трехконцовка (б), плетежок четырехконцовка (в)

Вводный инструктаж. Работа с технологической картой.

Каждый этап выполнения работы частично демонстрируется учителем.

- У вас на столах лежит солома, из которой вы будете делать скульптуру (Слайд 27 – 29).

Последовательность действий Эскиз Необходимые инструменты и материалы
Пучок соломы туго перевязать нитью недалеко от торцового среза. Солома, прочная нить, ножницы
Соломинки отгибают в сторону перевязки.
Пучок соломы связать, формируя голову Солома, алюминиевая или медная проволока, нить, ножницы.
Тонкий пучок соломы перевязывают нитью недалеко от торцевых срезов.
Туловище разделить на две одинаковые части и вставляют руки.
Оба пучка перевязывают крест – накрест третьим пучком, обозначают талию фигурки. Солома, нить, ножницы.
Формируют нижнюю часть фигуры. Фигурка, колечки от велосипедной камеры, ножницы.
Для пышности платья в середину пучка забиваю пучок путаной соломы. Фигурка куклы, пучок путаной соломы.
Для прически влажную солому переплетают нитью, укрепляют на кукле, а концы заплетают в косу. Влажная солома, нить, фигурка куклы, бант, ножницы, игла.
Оформляют фигурку плетежками. Фигурка куклы, плетежки, игла, нить, ножницы.

Инструктаж по технике безопасности

- Ребята, в любом деле мы с вами всегда пользуемся различными помощниками – инструментами. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы, ответив на вопрос, расскажите, как же безопасно пользоваться тем или иным инструментом.

“Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет”

(шитье, иголка и нитка)

- А теперь расскажите все, что вы знаете об игле? Как правильно и безопасно ею пользоваться?

(ответы детей)

- А вот, еще одна загадка:

“Два братца, а сердце одно”

(ножницы)

Правила безопасной работы с ножницами.

4. Самостоятельная работа по изготовлению соломенной куклы.

(звучит тихая музыка) (15 мин.) В ходе работы учитель проходит между столами, корректирует работу учащихся, помогает исправить типичные ошибки. В ходе самостоятельной работы проводится физминутка.

Физминутка для глаз

- Отложим на минутку свою работу. Сейчас мы сделаем упражнения по афтальмотренажеру. Эти упражнения помогут снять усталость и напряжение с ваших глаз.

Водим глазками по горизонтальной линии вправо – влево. И так два раза.

  1. По вертикальной линии вверх – вниз. Голова при этом остается в покое, работают только глаза.
  2. Делаем медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся два раза в одну сторону по красной линии.
  3. И два раза в обратную сторону по синей линии.
  4. И последнее. Делаем медленные движения по зеленой линии – это знак бесконечности или перевернутая восьмерка. Движение повторяем два раза.

А теперь самостоятельно повторите эти упражнения.

Физминутка “Дождь”

Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. На строки 1 – 2 дети свободно встряхивают кистями рук. На строки 3-4-5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 6-8 движения те же. На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание:

Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
Пей, рожь, пей!
Склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!”
Я. Дягутите

V. Итог занятия

Учащиеся устраивают импровизированную выставку готовых работ, анализируют вместе с учителем совместную работу.

VI. Уборка рабочих мест.

Каждый учащийся убирает инструменты и материалы в свою рабочую коробку. Дежурный проверяет качество уборки рабочих мест.

 

Фото 1 Работы учащихся

Использованная литература.

  1. Сергеев В. И. Плетение из соломки от деда Василия. – Ростов – н/Д: “Феникс”, 2000 – 192 с.
  2. Федотов Г. Л. Плетение из сухих трав. – М.: Изд – во “Эксмо”, 2005 – 256 с., илл.
  3. Тер – Акопян А. Соломенная золотиста. – Москва: Изд–во “Малыш”, 1989.