Социальное воспитание. Презентация выставки "Краски осени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одно из направлений современного дошкольного образования – социальное воспитание. Умение договариваться; откликаться на идеи, выдвигаемые другими; сотрудничать; оказывать помощь; прикладывать усилия для достижения цели – эти вопросы социального воспитания помогает нам решать увлеченность детей деланием. И здесь не обойтись без технологии проектирования, которая является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.

Информационная карта проекта.

Полное название проекта: “Кладовая Осени”.

Автор проекта: Рогова Т.П.

Продолжительность проекта: 3-я, 4-я неделя сентября и 1-я неделя октября.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей группы “Соловушка”.

Возраст детей: 5 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в детском саду состоится выставка поделок из природного материала; как и из чего смастерить интересные работы?

Цель проекта: Систематизация и расширение знаний детей о времени года и формирование навыков коммуникативного общения, посредством совместной творческой деятельности.

Задачи проекта:

Для детей:
– Научиться выделять существенные признаки объектов природы, делать элементарные выводы.
– Развивать мелкую моторику рук, связную речь, навыки работы в группе.
– Научиться проявлять доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.
– Расширить опыт эмоционального реагирования и форм сотворчества.

Для педагогов:
– Поддерживать у детей интерес к исследовательской деятельности и конструированию из природных материалов.
– Пробуждать у детей эмоциональный интерес к творческой деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
– Создать новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:
– Укреплять детско-родительские отношения.
– Активизировать участие родителей в жизни детского сада

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение с участием детей другой старшей группы.

Название итогового мероприятия проекта: Презентация выставки “Краски Осени”.

Продукты проекта:

Пополнение запасов природных материалов для конструирования в группе.
– Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием природных материалов “Краски осени”.
– Презентация выставки.

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:
– формирование разносторонних знаний о природе и бережное отношение к ней;
– желание участвовать в творческой деятельности;
– проявление эмоциональной отзывчивости на результат совместной деятельности;
– овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Для педагогов:
– систематизация знаний детей о времени года;
– создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:
– установление эмоционального контакта с детьми;
– повышение активности участия в жизни группы.

Краткое содержание проекта.

Подготовительный этап проекта.

(Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта.)

Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Формулирование проблемы.

Определение конечного продукта (организация и презентация выставки “Краски Осени”).

Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников. Мотивация детей и родителей для участия в проекте.

Изучение методической литературы по проектной деятельности.

Создание развивающей среды для исследовательской и творческой деятельности. Подбор аудиозаписей, книг, иллюстраций на тему “Осень в гости просим!”, дидактических игр.

Знакомство с проблемой.

Понимание проблемы.

Предложение вариантов решения проблемы.

Определение цели проекта совместно с воспитателем. Прогнозирование результатов проекта (мы подготовим выставку работ и расскажем о них другим детям и взрослым, предложим им выбрать лучшие работы).

Знакомство с проблемой.

Принятие проблемы.

Дополнение проблемы новыми идеями. Помощь в подборе литературы. Беседы с детьми о красоте осенней природы.

Деятельностный этап проекта.

(Непосредственная деятельность по проекту.)

Воспитатель – родители – Индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок.
– Ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей.
Воспитатель – дети Общение:

“Что нам осень принесла”.
“Все ли овощи полезны?” – овощи, выращенные в условиях города (здоровье).
“Что летом родится, зимой пригодится”.
“Какие бывают шишки?”
“Правила работы с природным материалом” (безопасность). 

Проведение наблюдений:
– за листопадом; Рисунок 1.
– за полетом семян деревьев.
– Нахождение примет осени.

Рассматривание:
– цветочных семян;
– растений на огороде;
– деревьев и кустарников (различия по стволам, по листве, по семенам );
– семян растений (многообразие).

Игровая деятельность:

Д/игры: “Съедобное – несъедобное”, “Загадки на грядке”, “Хорошо – плохо”, “Что на что похоже?”, “Найди дерево по семенам”.
С/р игры: “Магазин “Семена овощей и фруктов”, “Семья готовит обед”, “Семья идет в овощной магазин”, “Заготовка овощей на зиму”.
Игры – эстафеты: “Собери урожай”, “Приготовь блюдо из овощей”, “Выложи дорожку (круг) из листьев (шишек)”.
Физ. минутки и пальчиковая гимнастика: “Листья”, “Осенний букет”, “Орехи”, массаж рук с помощью шишек веточек.

 Трудовая деятельность:

Сбор семян в цветнике на участке.
Сбор красивых опавших листьев для творческой деятельности. Рисунок 2.
Сбор урожая на огороде детского сада. Рисунок 3, Рисунок 4.
Ручной труд – совместное изготовление поделок из природного материала. Рисунок 5.

Экспериментальная деятельность:

– “Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена”.
– “Летающие семена”.
– Сравнение семян растений (работа с дид. пособием “Букварик – СЕМЯнарик”).
– Угадай на вкус (запах, ощупь) фрукты.

Решение проблемных ситуаций:

– Из чего смастерить игрушку?
– Чем “нарисовать” дождик?

Художественное творчество:

Рисование: “Яблоня с золотыми яблоками”, “Грибы”, “Идет дождь”.
Аппликация: обрывная мозаика “Овощи и фрукты”, “Грибная поляна”.
Лепка: “Грибы”, “Овощи и фрукты” (для игры в магазин), “Красивые птички” (пластилин и природный материал).
Знакомство с пластилинографией, (создание групповых работ с использованием семян растений). Рисунок 6.
Создание коллективных коллажей из природных материалов и бумаги.

Музыка.

Музыкально-игровое творчество “Ветер играет с листочками” А. Жилина, “Упражнения с листочками (с платочками)” Т. Ломовой.
Слушание, пение: Т.Попатенко “Листопад”, Т.Ломова “Осень просим”, М.Еремеева “Осень милая, шурши”, “Звуки живой природы”.
Музыкальные игры “Найди листок”, “Листопад”.
Хороводная игра “Здравствуй, осень!”.

Чтение художественной литературы.

Соколов-Микитов “Осень”.
Е. Трутнева “По лесным тропинкам”, “Осень”.
Н. Сладков “Осень на пороге”.
М. Пришвин “Листопад”, В.Бианки “Сентябрь”.
И.Бродская “Упавшие листья”.
Знакомство со сказочными лесными персонажами (Леший, Старичок – лесовичок, Старик – боровик).
Отгадывание и разбор загадок, выделение эпитетов, сравнений.

Родители – дети – Рассматривание иллюстраций в журналах, книгах.
Акция: Собери природный материал. Рисунок 7.
– Помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки.
– Изготовление поделок из природных материалов.
– Подготовка мини-презентации своей работы (разучивание стихов, песен, сочинении сказки и т.д.).
– Чтение и обсуждение детской литературы по теме.
Дети (самост. деятельность) – Рассматривание иллюстраций с изображением поделок из природных материалов.
– Рассматривание энциклопедий и книг.
– Рассматривание семян, плодов, коры деревьев, камней, ракушек в уголке экспериментирования. Рисунок 8.
– Рисование, аппликация, лепка с использованием семян, листьев, шишек, плодов деревьев.
– Составление осенних композиций.
– Цветные отпечатки листьев.
– Музыкально-игровое творчество (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры).
– Игры с листочками: “Дорожка из листьев”, “Образы из листьев”.

Завершающий этап проекта.

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.)

Воспитатель – дети – родители – Организация конкурса-выставки семейных поделок и сувениров с использованием природных материалов “Краски осени”. Рисунок 9.
– Презентация выставки Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13.
– Награждение грамотами за активное участие, дипломами и призами за лучшие работы. Рисунок 14.
– Создание слайдового фильма для семейного просмотра “Наша выставка”.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ “КРАСКИ ОСЕНИ”.

Организаторы – дети старшей группы “Соловушка”, гости – дети группы “Иволга”.

Цель: формировать уверенность детей в себе (соц. роль – автор работы), позитивное отношение к миру, навыки общения со сверстниками.

Предварительная работа:
– изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
– подготовка мини-презентации своей поделки (название, стихотворение, загадка, сказка и т. д.) совместно с родителями;
– размещение экспонатов в музыкальном зале;
– заучивание стихов;
– изготовление приглашения для детей другой группы.

Музыкальное сопровождение: песня Т. Морозовой "Разноцветная осень", музыкальная игра-имитация с ускорением “У оленя дом большой”, музыкальная игра “Едет, едет паровоз”, песня “Маленький ежик” Н. Масленниковой. Приложение 1.

Слайдовая презентация: Приложение 2

Под весёлую песню "Разноцветная осень" Т. Морозовой гости заходят в музыкальный зал, где их встречают дети – хозяева.

Реб.:

Дорогие гости, проходите, да поделки наши посмотрите.
Мы поделки свои вам покажем и о них всё, конечно, расскажем.

Реб.:

Заглянула Осень в город наш родной.
Стал он вдруг красивый – словно золотой…
Убрала листвою мосты и тротуары.
Ветер листья кружит, как ребенок малый…

Реб.:

А чтобы все увидели красоту такую, создать решили вместе мы выставку большую.
Конкурс “Краски осени” объявили мы (не только для детишек, а для всей семьи).

Вед.:

Родители и дети немного потрудились и до чего же хороши поделки получились.
Здесь картины и игрушки, и неведомы зверюшки…
Что еще есть здесь у нас, мы расскажем вам сейчас.

Вед.: Сколько интересного и необычного можно найти в природе…

(Вед. показывает поделку “Домовой”.)

Вед.:

Посмотрите гриб какой: он древесный не простой.
Оберегает этот гриб Ванин милый домовой.

Ваня:

Открываю дверь домой – на пороге домовой!
Красная рубашка, стильные замашки,
На мордашке борода, мужичок, ну хоть куда!

(Вед. показывает поделку “Морской подсвечник”.)

А на море кто бывал? Кто ракушки собирал?

Вероника:

Я на море отдыхала и ракушки собирала.
Из них сделали подсвечник. Ах, как греет он сердечно!

Вед.: Этот подсвечник так сердечно греет, что сразу хочется поиграть в самую добрую игру…

Игра “Подушечка – мякушечка” (общая в кругу, сразу несколько водящих).

Дети становятся в круг. Выбирают несколько водящих, которые стоят в середине круга с мягкими игрушками в руках. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, поют: “Подушечка – мякушечка, кого выбираешь – крепко обнимаешь”. Водящие в это время танцуют с игрушками. Когда хоровод останавливается, каждый водящий подходит к ребенку, которого выбрал, обнимает его, передает игрушку и меняется с ним местами. Игра продолжается.

(Вед. показывает поделку “На морском берегу”.)

Настя:

Бедный, бедный осьминог, нынче утром сбился с ног.
Перепутались во сне, будто нитки, ноги все.

Вед.: Загадки умеете отгадывать?

Несет нам урожаи, поля вновь засевает, птиц к югу отправляет, деревья раздевает,
Но не касается ни елочек, ни сосен. Ну догадайтесь, кто же это?... (Осень.)

Вед.: Все что в саду и огороде вырастает – на выставку осенних поделок попадает.

(Вед. показывает поделку “Королева-Витаминка”.)

Андрей рассказывает из чего сделана поделка.

(Вед. показывает поделку “Необычный зверь”.)

Каждый в Сониной семье немного потрудился – из картошки необычный зверек вдруг получился.

Как вы думаете на какого животного он станет похож, если ему смастерить ветвистые рога? (На оленя.)

Музыкальная игра “У оленя дом большой” (общая, у стульев).

(Вед. показывает поделку “Сеньор Дыньо де Баклажанни”.)

Стоит важный здесь сеньор, но совсем не помидор.

Аня рассказывает из чего сделана поделка.

(Вед. показывает поделку “Баклажанка”.)

Ну а эта сеньорита почему такая нарядная?

Алена рассказывает сказку про Баклажанку, которая нарядилась и отправилась на бал в детский сад.

Вед.: На чем может отправиться Баклажанка в детский сад? (Варианты ответов детей.)

Чтоб отправится в полет, нужен очень… (Самолет.)

(Вед. показывает поделку “Самолет”.)

Вика рассказывает о своей поделке

Вед.:

Это что за зверь такой пробежал по мостовой,
На ногах его – резина, а питается бензином?
Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? ... (Автомобиль.)

(Вед. показывает поделку “Гонщик”.)

Слава рассказывает, что это гоночный автомобиль и из чего он сделан.

Вед.:

Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой. (Паровоз, поезд.)

(Вед. показывает поделку “Паровоз”.)

Саша: Паровоз, паровоз, новенький блестящий. Он вагоны повез, словно настоящий.

Музыкальная игра “Едет, едет паровоз…” (общая, в кругу) – остановки: “Попрыгайкино”, “Топотушкино”, “По плечам стучалкино”, “Обнималкино”, “По местам седалкино”.

(Вед. показывает поделку “Домик у окошка”.)

А Осень все наводит свои порядки… Вот и гнездо опустело, какая птица здесь жила?

Кирилл:

Ласточка свила гнездо над моим окошком,
Чтобы было ей тепло, и не съела кошка.
Щебетала за окном ласточка, кружилась,
И со мной она потом очень подружилась.
Наступили холода, осень к нам подкралась.
В тёплые края тогда ласточка умчалась.
Но оставила мне свой домик у окошка.
– Я вернусь к тебе весной, – обещала крошка.

(Вед. показывает поделку “Волшебная полянка”.)

А этот гномик-крошка, выше грибов совсем немножко.

Женя рассказывает из чего сделана ее поделка.

Вед.: А это что за крошки, колючие немножко? (Ёжики.)

(Вед. показывает поделку “Ёжики”.)

Алена:

Сквозь лесок не очень частый, на поляну по грибы
Пробирался еж ушастый, запыхавшись от ходьбы.
По извилистой тропинке возвращался еж домой.
Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной.

(Вед. показывает поделку “Маленький ёжик”.)

Ежонок-малышка поет тихо слишком. Ему помогайте с Полиной подпевайте

Песня “Маленький ежик” (Н. Масленникова) (с имитацией движений).

(Вед. показывает поделку “Ёжик”.)

Миша:

Посмотрите на Ежа, вот так шуба хороша!
А сидит уж как красиво, загляденье, вот так диво!
С виду сразу и не скажешь, что иголки очень колки.
Только вот беда, друзья, – погладить ежика нельзя.

(Вед. показывает поделку “Осенний букет в вазе” “Корзина с цветами”.)

Чтоб напомнить всем о лете, сделали поделки эти.

Рома:

Больше нет цветов в бору и в лесу раздетом
Красных листьев соберу в пышненький букетик
Я букет поставлю в вазу, любоваться будем сразу.

(Вед. показывает поделки “Цветики-семицветики”, “Радужный цветок”.)

Лера и Настя рассказывают из чего они с родителями делали поделки.

Вед.:

Мочит поле, лес и луг, город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это – ... (Дождь.)

(Вед. показывает коллективную поделку “Осенний дождь”.)

Вед.: А в дождь так хочется посидеть в кругу друзей за чашечкой чая… А у нас и чайный сервиз имеется.

(Вед. показывает поделку “Чайный сервиз”.)

Тимофей рассказывает, из чего сделана поделка.

Вед.: Пусть чайный сервиз у нас всего лишь из желудей, зато конфеты для веселых друзей самые настоящие. (Угостить детей.)

Пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и отметить понравившиеся работы фишками.