Конспект урока физики по теме "Плавание тел"

Разделы: Физика


Тип урока

комплексное применение знаний и умений.

Цели урока

1. Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
2. Формировать умения применения знаний в знакомой, измененной и новой ситуации,  проводить эксперимент.

Задачи урока

Образовательные:
1. Повторить основные понятия и правила, связанные с темой "Плавание тел";
2. Научить переносить знания в частично измененную или полностью незнакомую ситуацию в процессе решения задач творческого характера.
3. Формировать умение говорить на языке предмета.

Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, речь учащихся;
2. Развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний, умению применять полученные знания на практике;
3. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:
1. Формировать умение работать в коллективе;
2. Воспитывать у учащихся чувство толерантности и взаимопомощи;
3. Воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности;
4. Воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.

Здоровьесберегающие:
1.Профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Знания, умения, и навыки, которые актуализируют, закрепят и приобретут ученики в ходе урока Понятия: сила Архимеда, условия плавания тел, закон Архимеда.
Навыки и умения: решать задачи на нахождение силы Архимеда и условия плавания, планирования и проведения эксперимента, измерения  и вычисления физических величин.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, распечатанный на принтере.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1. Знания о применении закона Архимеда и условий плавания тел имеет широкую практическую направленность (плавание судов, покорение морских глубин, жизнь обитателей морей и рек, поведение человека на воде).
2. Умение решать задачи по данной теме пригодится для сдачи ГИА и ЕГЭ.
3. Данный материал изучается только в 7-м классе.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Урок проводится  после изучения закона Архимеда и условия плавания тел. Учащиеся уже имеют знания о таких понятиях, как сила Архимеда, условий, при которых тело плавает на поверхности, тонет, плавает внутри жидкости.

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Учитель: В морском праве мореплавание определяют как деятельность человечества в Мировом океане с использованием кораблей, судов, других плавучих средств,  для решения военных, экономических, научных и других задач. Торговое мореплавание связано  с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей. Военное мореплавание обеспечивает военно-политическую деятельность государств в Мировом океане в целях обеспечения их внешнеполитических интересов путем организованного использования военных кораблей и судов.
Большое распространение у людей получили отдых на море и водный туризм. Приведенные  примеры связаны с понятием плавание – способностью тела удерживаться на поверхности жидкости или на определенном уровне внутри жидкости или газа.
Темой сегодняшнего урока будет «Плавание тел» (Презентация 1, слайд 1).
Нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Сегодня наша задача: повторить и применить пройденный материал, а также проверить уровень ваших знаний и умений.  Умение решать задачи по данной теме пригодится для сдачи ГИА и ЕГЭ. Данный материал изучается только в 7-м классе. 
А что вы должны знать и уметь? Давайте заполним таблицу (слайд №2). Приложение 1.

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, учитель по щечку заполняет пустые поля)

3. Применение знаний

Первое задание экспериментальное (работа в группах по четыре человека). На столах размещено оборудование.

Учитель: Ребята, давайте на практике проверим выполнение закона Архимеда и условий плавания тел.
С помощью предложенного оборудования, вы должны выполнить эксперимент, проявляя смекалку и творчество. Каждая группа самостоятельно ставит цель, продумывает ход эксперимента, проводит его и делает вывод. Если возникнут какие-либо вопросы, поднимите руку. Приложение 2.

После проведения экспериментальных исследований каждая группа представляет отчет. Основные выводы выводятся на экран (слайд №3, ответы открываются по щелчку). Приложение 3.

Учитель: Проверим свои знания, выполнив 2 задание на соответствие из контрольно-измерительных материалов для основной школы.

Слайды 4 и 5.  Соотнесите в таблице: I вариант – величины с их изменением, II вариант – нахождение тела в жидкости с условием плавания тел. Результаты занесите в таблицу.
Каждому ученику выдается задание, отпечатанное на листе. Приложение 4.

Учитель: А теперь обменяйтесь листами,  выполните взаимопроверку.  

Учитель: Ребята, кто выполнил задание без ошибок? С одной ошибкой? Молодцы! Остальные – не переживайте, в течение урока вы все вспомните и повторите.

Далее обсуждаются правильные ответы. Слайды 4, 5 (ответы появляются по щелчку).
А сейчас применим свои знания к решению качественных и расчетных задач.
Вниманию  учащихся предлагаются занимательные задачи из задачника Григория Остера. Слайды 6, 7, 8, 9. Приложение 5.
После краткого обсуждения хода решения задач, учащиеся приступают к их решению. Учитель, по мере необходимости, проводит консультацию.
Далее обсуждаются ответы.
Если время позволяет, то предлагаются две дополнительные задачи. Слайд 10, 11.

4. Проверка творческого домашнего задания

Отчет учащихся о проведении творческого домашнего задания: компьютерная Презентация работы по изготовлению и апробированию ареометра в домашних условиях.

5. Итоги урока

А теперь подведем итоги урока. Чему мы научились сегодня на уроке? После обсуждения учащимся предлагается заполнить карточку «Рефлексия». Приложение 6.

6. Домашнее задание. Приложение 7.

(Домашнее задание распечатано на листах)

Спасибо всем! Урок окончен.