Учимся решать орфографические задачи в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, подбирать проверочные  слова для орфограмм, находящихся в корне слова.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование  умения учащихся образовывать однокоренные слова;
  • Продолжить формирование умения учащихся подбирать проверочные слова для орфограмм, находящихся в корне слова;
  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности учащихся;
  • Воспитывать чувство сострадания к детям-сиротам;
  • Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Оборудование: Соловейчик М. Русский язык. К тайнам нашего языка. 2 класс, компьютеры для групповой работы учащихся, мультимедийный проектор, словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся

– Ребята, наш урок я хочу начать такими словами великого древнеримского писателя: «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя» (Петроний Арбитр Гай). Как вы понимаете эти слова?
– Желаю всем хорошего настроения,   новых и интересных знаний!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, наши буквы живут в необычной стране и  любят гулять на волшебной полянке, на которой  поселились корни слов.  Потом они превратились в деревья, на каждой веточке которых появлялись новые слова.
–  Как вы думаете, какие слова могли появиться на дереве с корнем «лес»? (лесник, лесная, перелесок, лесовик, лесник)
Наш знакомый иностранец тоже Том подбирал однокоренные слова. Проверьте, всё ли  у него получилось?

Носить – нос
Летать  – лето
Горевать – горы

С какой проблемой столкнулся Том? (Проверочное  словом должно быть однокоренным, т.е. Том не усвоил, как правильно образовать родственное слово)
– Давайте поможем Тому и подберём проверочные слова правильно. Запишите их в своих тетрадях (с комментированием).
– А у вас возникают такие затруднения?
– Попробуйте найти ошибки в работах первоклассников, которые подбирали проверочные  слова (упр. № 408):

в в.дре – ведро
у кл.стов – клёст
т.жёлый – тяжесть
з.рнистый – зерно
п.хучий – пахнет
гр.зовая – в грозу

–  О чём же забыли ученики? (О том, что в проверочном слове сомнительный гласный или согласный должны находиться в сильной позиции).
– Как бы вы исправили эти ошибки? (В ведре – вёдра, зернистый – зёрна, грозовая – грозы, вылез – влезу)
– Какие же способы проверки орфограмм в корне вы знаете?

Памятка 1

Чтобы проверить орфограмму в корне, нужно:
1.   Изменить слово  по числам (один <––> много): стена – стены, столы – стол.
2. Подобрать однокоренное слова, в котором сомнительный гласный или согласный стояли бы в сильной позиции: играть – игры, мясной – мясо.

- С какими же проблемами чаще всего сталкиваются ученики на уроках русского языка? (ошибки при образовании однокоренных слов и при проверке написания главных  орфограмм в корне)

III. Сообщение темы урока

– Сегодня вы принесли на урок альбомы с фотографиями своей семьи. Я видела, что вы с удовольствием их показывали друг другу. А почему вам нравится рассматривать семейные фотографии?
(Это приносит удовольствие, повышает настроение, можно увидеть и вспомнить всех своих родных.  На фотографиях изображены самые счастливые моменты.)
– Сейчас я предлагаю вам сделать  альбом семьи, но семьи особенной. Мы будем подбирать родственные слова, т.е. составлять семьи слов.
– А какие слова называются родственными? (слова, которые имеют одинаковый  корень и общее  значению)
– В случае затруднения обращайтесь к памятке:

Памятка 2

Формы слова:  слон,  слоны,  у слона   (изменяется только окончание)      
Родственные слова: слон, слонёнок, слониха  (изменяется основа слова)

IV. Физминутка «Моя семья»

Раз, два, три, четыре!                       (хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?            (поднимание плеч)
Раз,  два, три, четыре, пять!              (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать:                    (наклоны головой)
Папа, мама, брат, сестрёнка,           (движения руками)
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

V. Работа по составлению семьи слов

Работать вы будете группами. Каждая группа будет работать с одним словом. А с каким, вы узнаете, отгадав загадки:

Загадка для первой группы: «Как называется мелкое двукрылое насекомое» (Мошка)

Загадка для второй группы:

«Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает» (Снег).

– Вам нужно будет образовать от данных слов однокоренные, доказать правильность своей работы  и оформить фотоальбом новой семьи в виде презентации PowerPoint. Нужную вам информацию вы можете искать на сайтах http://yandex.ru, http://slovari.ru.

VI. Защита проекта

а) I группа: «мошка, мошкара, мошкариный, мошечка»

–  Какой корень в этих словах?
– Скажите, будет ли принадлежать этой семье слово гармошка? Почему?
– Какие вопросы или замечания есть у второй группы?

б) II группа: «снег – снежок, снежный, снеговик, снегоход, подснежник, снежинка, Снегурочка, снегирь»

– Что заметили в этих корнях? (Чередование г//ж)
– Можно ли в эту семью добавить слово нежный? Почему?
– Со всем ли согласны учащиеся  первой группы?
– Этим словам теперь не будет грустно и одиноко, ведь они обрели свою семью.

VII. Работа над текстом

Ребята, а вы знаете, что эти две семьи слов подружились между собой? Прочитайте небольшой отрывок и скажите, о чём он рассказывает?

«Белые мо.ки несмело в.ртелись (в) воздух. . А потом целые тучи пуш.стой м..кары закрутились перед .кном.

По С. Могилевской»

Какую картину вы представили? Что описывала автор? Как догадались? (снегопад, т.к. снежинки маленькие, пушистые  и похожи на мошек)
– Запишите заглавие и спишите этот текст, вставляя пропущенные буквы и доказывая свой выбор.
– Какие по цели высказывания данные предложения? Почему? Придумайте и закончите текст побудительным предложением. (Красота!)

VIII. Рефлексия

Что больше всего понравилось на уроке? А с  какими трудностями столкнулись? Какое у вас настроение от работы? Кого из своей группы вы можете отметить?

IX. Домашнее задание

Ребята, вы, наверное, знаете, что существуют детские дома, в которых живут дети, не имеющие родителей. Как вы думаете, каково им? И в нашем языке существуют слова, которые думают, что они одиноки. Если кто-то хочет им помочь обрести семью, то попробуйте  составить её для любых двух-трёх слов по вашему выбору.

Приложение 1