Разновозрастное сотрудничество и подшефная работа как элемент духовно-нравственного воспитания

Разделы: Классное руководство


В моем классе много детей из многодетных семей, и как вы понимаете, общение с детьми младшего возраста им привычно и нравится. Поэтому приоритетным направлением деятельности нашего класса является шефская работа над учениками 4 класса, которая развивает детей духовно и нравственно.

Разновозрастное сотрудничество подростков и младших школьников является средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствует формированию их учебной самостоятельности. Подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят, для того чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося, а также это один из шагов на пути становления успешной личности, что является целью недавно принятой программы “Столичное образование”.

В качестве примера подобного сотрудничества, я хотела бы рассказать вам об уроке страноведения по теме “Лондонский зоопарк”. Его подготовили учащиеся моего 7го класса для учеников 4го класса.

На этапе подготовки урока мы Тема урока была выбрана исходя из содержания учебного плана по предмету английский язык. Сначала мы согласовали расписание. В качестве учителей выступила группа учеников 7го класса. Возможен вариант создания пары ученик + “учитель”. Тогда главным критерием создания пары будет учебная успеваемость: очень слабым “учителям” нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать “учителей” посильнее.

Шефская работа в школе – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания.

Цель шефской работы в школе - оказание помощи ветеранам и ученикам младшего возраста, мотивация учащихся на внеклассную работу.

При достижении цели решаются следующие воспитательные задачи:

- духовно-нравственное развитие школьников;

- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;

- формирование чувства ответственности;

- формировать толерантное отношение к окружающим.

Шефская работа в нашей школе осуществляется по нескольким направлениям:

- работа с ветеранами;

- работа с подшефными классами;

- работа с Марьинским приютом.

Шефство над ветеранами – является важнейшим вопросом о преемственности поколений. (В прошлом году ребята сами изъявили желание приготовить концерт для ветеранов, которые являются частыми гостями в нашей школе. Концерт окончился поздравлениями ветеранов и незабываемой беседой о войне).

Шефство над воспитанниками марьинского приюта вошло в традиции нашей школы занимает в нашей школе особое место. (В этом году мы с ребятами ездили туда с концертом).

Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе.

Особая роль мы уделяем работе с нашим подшефным классом.

Все учащиеся делятся на отделы. Каждый отдел класса принимает непосредственное участие в работе с подшефным классом.

Структура ученического самоуправления в классе Сотрудничество с подшефным классом
1. Отдел правопорядка Помощь дежурному в подшефном классе
2. Спортивно-оздоровительный отдел Организация зарядки
3. Гражданско-патриотический отдел Подготовка классных часов на гражданско-патриотическую тему
4. Отдел оформительства Открытки к праздникам, помощь в оформлении кабинета
5. Отдел заботы и доброты Изобретение подарков к дню рождению
6. Трудовой и профориентационный отдел Помощь в
7. Корреспондентский отдел (Литературный) Помощь в оформлении стенгазет, фоторепортажи
8. Экологический отдел Проекты по эклоги (Лондонский зоопарк)
9. Отдел культуры и досуга (театральный) Постановки к праздникам
10. Отдел школьной библиотеки Организация круглого стола “Книголюб”

Сейчас отдел культуры и досуга готовит поздравление наших подшефных ребят с наступающим Новым годом. Конечно же это должно быть забавно и весело.

Мои ребята придумали кукольное представление в современном стиле.

Хочу заметить что, начавшись как игра, это деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели. Эта работа выгодно отличается в мотивационном отношении.

Эта деятельность способствует развитию у “маленьких учителей” способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека.

В процессе шефской работы дети проявляют свои индивидуальные и творческие способности, учатся жить в коллективе, с уважением относится к людям старшего поколения и заботятся о своих младших товарищах.