Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время

Разделы: История и обществознание


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии с помощью моделирования реальной ситуации.

Задачи:

Образовательные:

  1. Увеличение объема и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве.
  2. Осознание значимости всех видов хозяйственной деятельности населения, живущего в КБР.

Развивающие:

  1. Развитие способностей по сравнению и сопоставлению полученных знаний, способностей логически излагать изученное, формирование критического мышления и навыков работы в команде.
  2. Социализация учащихся путём моделирования приближенных к реальной жизни ситуаций.

Воспитательные:

  1. Стимулирование интереса к экономической жизни в КБР, воспитание чувства патриотизма, ответственности за будущее республики.
  2. Формирование убеждённости в необходимости сохранения и приумножения богатств родного края.

Тип урока: деловая игра.

Методы обучения: частично – поисковый и исследовательский методы проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно-информационных технологий.

Форма интегрирования: предметно-образная (используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания).

Образовательная технология: технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки с заданиями для групп, экономическая карта КБР, материалы учащихся из различных источников.

Основные термины и понятия: модернизация, растениеводство, животноводство, агропромышленный кластер.

Ход урока

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Деловая игра «Совещание представителей структурных подразделений министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР»:
  • знакомство с реальной ситуацией;
  • построение ее имитационной модели;
  • постановка главной задачи группам, уточнение их роли в игре;
  • создание игровой проблемной ситуации;
  • вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
  • решение проблемы;
  • обсуждение и проверка полученных результатов;
  • коррекция;
  • анализ итогов работы;
  • оценка результатов работы.
  1. Подведение итогов урока, рефлексия.
  2. Инструктаж домашнего задания.

1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, приветствие)

2. Вступительное слово учителя.

(Презентация, слайд 1) Тема нашего урока сегодня – «Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время» (запись в тетради).

(Слайд 2) Во время рабочей поездки в КБР в конце февраля 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал достаточно высокую оценку позитивным процессам, происходящим в агропромышленном комплексе КБР.

(Слайд 3) Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Сергей Михайлович Миронов  во время визита в КБР назвал Северный Кавказ «уникальным краем с уникальными возможностями, которые должны быть  в полной мере использованы для его развития». Председатель Совета Федерации также отметил, что приоритетным направлением развития КБР является  сельское хозяйство.

(Слайд 4) Говоря об итогах социально-экономического развития республики в 2010 году, Президент КБР Арсен Баширович Каноков отметил, что… «в ближайшие годы основным направлением развития будет агропромышленный кластер» (англ. cluster – скопление) – в экономике – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний) «потому что КБР – это все-таки больше аграрная республика. Проекты агропромышленного комплекса нам необходимы. Но они должны быть очень высокотехнологичными. На сегодняшний день объем субсидий, направленных в агропромышленный комплекс из федерального и республиканского бюджетов, составил 781,4 миллиона рублей. Когда к нам в Кабардино-Балкарию приезжают коллеги из других регионов, то у них вызывает удивление то, что мы делаем в овощеводстве, садоводстве…».

(Слайд 5) На международной выставке «Зелёная неделя» в Берлине в январе 2011 года экспозиция Кабардино-Балкарии размещалась на площади 100 квадратных метров и была представлена 15 предприятиями агропромышленного комплекса республики.

(Слайд 6) Процесс модернизации налицо. И это при том, что Кабардино-Балкария занимает территорию всего в 12,5 тысяч квадратных километров и имеет чуть больше 627 тысяч гектаров земельных угодий, пригодных для нужд сельскохозяйственного производства, в том числе пашни общей площадью около 300 тысяч гектаров. Плотность населения Кабардино-Балкарской Республики – одна из самых высоких в Российской Федерации и составляет 72 человека на один квадратный километр. В среднем на каждого ее жителя приходится по 0,3 гектара пашни.

Это о сельском хозяйстве Кабардино-Балкарии на современном этапе.

3. Деловая игра «Совещание представителей структурных подразделений министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР»

(Слайд 7) Уважаемые учащиеся! Вы на протяжении нескольких уроков изучали материал, связанный с развитием сельского хозяйства, с развитием агропромышленного комплекса. Вы заметили, что материал по изучаемой теме в учебнике по истории Кабардино- Балкарии и географии Кабардино-Балкарии идентичен, и, к сожалению, в учебниках охвачен период только до 2002 года, а прошло ещё около 10 лет, причём в эти годы идёт активное развитие и реформирование аграрной сферы. Поэтому на уроке мы закрепим знания, полученные ранее, проанализируем полученные нами из различных источников материалы, касающиеся развития аграрного сектора за период с 1960 по 2010 год и сравним развитие аграрного сектора в разное время.

Цель нашего урока: закрепление, анализ и систематизация знаний с помощью моделирования реальной ситуации. Знания о современном этапе развития сельского хозяйства получены вами в основном из источников, связанных с министерством сельского хозяйства и продовольствия КБР (материалы сайта министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР, материалы программы «Вести КБР», печатные СМИ). Поэтому мы проведём урок в форме деловой игры – будем моделировать совещание представителей структурных подразделений министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР. (Слайд 8)

Класс предварительно был разбит на 4 группы для выполнения опережающего задания (поиск информации о результатах подразделения на современном этапе развития) и представляет следующие структурные подразделения министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР: отдел растениеводства и семеноводства, отдел животноводства и племенного дела, отдел пищевой и перерабатывающей промышленности, сектор государственного технического надзора.

Пожалуйста, займите свои рабочие места в зале заседаний (имена специалистов и подразделение указаны на бейджах учащихся, название подразделений – на указателях на столах) .

Уважаемые специалисты, вы провели предварительную работу и подготовили материалы, касающиеся своего подразделения на современном этапе развития.

Вы можете воспользоваться этими материалами (приложения 1, 2, 3, 4) и материалами учебников по истории Кабардино – Балкарии и географии Кабардино – Балкарии, систематизировать и проанализировать их, сравнить результаты деятельности и сделать выводы о развитии подразделения в различные периоды времени, наметить перспективы развития вашего подразделения. Для подготовки сводного отчёта для министра сельского хозяйства и продовольствия КБР о результатах деятельности и перспективах развития, вам предлагаются унифицированные листы-шаблоны для внесения результатов проведённой работы (приложение 5) (раздаются учителем) (Слайд 9)

По результатам самостоятельной работы группы делают выводы о развитии подразделения министерства сельского хозяйства в различные периоды времени, анализируют полученную информацию, намечают перспективы развития подразделения.

4. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель корректирует полученные сведения, подводит итоги урока, руководители групп оценивают работу специалистов своего отдела и выставляют оценки.

5. Домашнее задание.

Составить сравнительную диаграмму по результатам работы группы.