Обобщающий урок по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • обобщить изученный по деепричастию материал;
  • закрепить знание теоретического материала;
  • повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;
  • развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; способствовать воспитанию интереса к языку и родному селу.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: повторительно– обобщающий урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): презентация PowerPoint.

Средства обучения: компьютерная презентация, (Приложение 3) раздаточный материал. (См. Приложение 1), маршрутные листы с дидактическим материалом, тесты. (См. Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

Прочитайте выразительно по очереди эпиграфы к уроку (древнекитайскую мудрость “Только начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве” и поэтические строки Еврипида:

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая – побеждать. 

– Найдите деепричастия. (По каким признакам вы определили, что это деепричастия?) Поясните, как вы поняли мудрые изречения древних?

Справка: Еврипимд (также Эврипид, 480–406 до н. э. ) – древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии.

Учитель. Мы отправляемся в город Деепричастинск русской морфологии, где живёт дружная семья частей речи нашего языка, и посетим сегодня достопримечательности города Деепричастинск. Как и во всяком музее, чтобы лучше ознакомиться с экспонатами и запомнить интересные факты, нам понадобится внимание, сосредоточенность и, конечно же, гид – человек, который будет пояснять какие– то сложные для понимания моменты. В роли гидов сегодня будете выступать вы все. Представьте себе, что перед вами человек, который ещё не знаком с деепричастием, и помогите ему поближе познакомиться с этими особенными словами нашей речи.

– На столах, за которыми расположились команды, лежат таблички с названиями команд. (Команда основного действия, Команда добавочного действия.)

– Как вы думаете, почему сегодня подобраны именно такие названия команд? Дети говорят о том, что обозначают деепричастия (обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом).

3. Повторение и обобщение изученного.

– Дайте определение деепричастию как части речи.

А сейчас первая достопримечательность города – это Панорама орфограмм!

1. Панорама орфограмм. Приложение 2

1.1. Задание. Распределить слова в три колонки. (Задание выполняет каждый самостоятельно, проверка коллективная)

Не с деепричастиями Не с причастием Не с глаголами
     

Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, сильно недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая с утра, ненаписанное сочинение, ненавидя ложь, не поеду, нисколько не думая, ненавидя ложь, не исследованное до сих пор явление, нездоровится, неистовствуя от досады, не изучаемый в школе предмет, говорить не думая, не развязав мешок.

2. Аллея словообразовательная.

– Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Признаки глагола:

  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными.
  2. Совершенного и несовершенного вида.
  3. Распространяются, как глаголы.

Признаки наречия:

  1. Деепричастия – неизменяемые слова.
  2. В предложении является обстоятельством.

1.2. Образуйте деепричастия совершенного вида и несовершенного, запишите в два столбика, обозначьте суффиксы. (Выполняет каждый самостоятельно, проверка по командам.)

Приготовлять, располагать, размолоть, баловать, предполагать, удалить, распечатать, пахать, восстанавливать, привязать, вырастить, увидеть, принести, пересадить.

– От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

– В какой форме стоят исходные глаголы?

– При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?

1. Морфемный разбор деепричастий. (Задание выполняют по цепоке на доске)

1. Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услыша.

– Назовите возвратные глаголы.

2. Спишите, заменяя выделенные глаголы в прошедшем времени деепричастиями того же вида и расставляя пропущенные знаки препинания. 2 деепричастия разобрать морфологически.

(Задание выполняют по цепочке на доске)

– Как обособляется деепричастный оборот на письме?

1. От реки шёл туман и окутывал прибрежные кусты. 2. Турист быстро шагал по тропинке и весело посвистывал. 3. Тропинка извивалась змейкой и вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника и постоянно оглядывалась. 5. Тетерев тяжело взмахнул крыльями, поднялся и полетел. 6. Утки покружились над озером и сели на воду около тростника.

Проверка. 1. От реки шёл туман, окутывая прибрежные кусты.2. Турист быстро шагал по тропинке, весело посвистывая.3. Тропинка, извиваясь змейкой, вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника, постоянно оглядываясь. 5. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел. 6. Утки, покружившись над городом, сели на воду около тростника.

Окутывая – деепричастие, шёл (как?) окутывая, неизм. Ф., несов. Вид, невозврат., обстоят.

Взмахнув – деепричастие, поднялся (как?) неизм., сов. Вид., невозврат., обсоят.

3. Задание “Грамматические орешки” поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Вы должны исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки.

(Задание выполняется в каждой команде коллективно)

 Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций.

3.1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

3.2. Когда я возвращался из школы, меня застала гроза. Когда мы подъезжали к деревне, у машины спустилось колесо. Когда я сделал уроки, у меня заболели глаза. Когда читаешь эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?

4. Галерея уникальных деепричастий.

1. Задание “Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами” позволит вам показать, как вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.

(Правильный ответ называет каждая команда по очереди) (Приложение 1)

Самопроверка и отчёт капитана команды.

6. Физкультминутка.

А сейчас творческое задание “Изобразите русскую пословицу”.

Изобразите пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой русской пословице.

(Пословицы даны на карточках, которые по жеребьёвке достаются командам.)

  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Не убив медведя, шкуры не продают.
  3. Не работая, сыт не будешь.

Представители команд инсценируют пословицу, а противоположная команда угадывает, что это за пословица и даёт пояснения в значении.

– Расскажите о том, в каком стиле и типе речи чаще всего используются деепричастия?

Задание “Этимологическая справка” заключается в следующем: по данной этимологической справке угадайте фразеологизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.

(Задание на быстрый ответ)

А что же такое этимология?

Этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних – учение об “истинном” (“первоначальном”) значении слова.

 1. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: “хлебать с солью” считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме почетные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).

2. Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).

4. Парад деепричастий. (Выполняется коллективно)

Прочитайте текст и определите его тему. Докажите, что это повествование. Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.

Охота.

Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.

Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.

У верного спутника моего по лесным охотам, деревенского охотника Васи, выходило очень похоже. Подражая старому волку, Вася заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. От натуги покраснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.

Мы стояли не шевелясь, выжидая, пока молодые волки совсем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отходить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков на месте.
(По И. Соколову– Микитову)

5. Станция Контрольная. (Каждый ученик самостоятельно выполняет тест)

(См. Приложение 1)

6. Рефлексия.

Итог: проверьте себя и поставьте оценку:

Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.

Закончите предложение: Я уже хорошо умею.., но мне нужно потренироваться в ….

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право

7. Разноуровневое задание на дом:

1-й уровень. Составьте текст из 12–15 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем Славянки – нашей малой Родины.

2-й уровень. Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия.

3-й уровень. Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом и морфологический разбор одного деепричастия.