Урок географии на тему "Химическая промышленность России". 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
  • Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
  • Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.

Материально-техническое обеспечение.

  • Карта “Химическая промышленность”, учебник “География России.
  • Население и хозяйство” 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса “Дрофа”, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент – 1 мин.

Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке.

2. Проверка домашнего задания. – 8 мин.

Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.

(Через две минуты начать опрос.)

Вопросы на карточках:

  1.  Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).
  2. Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему? Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля.
  3. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
  4. Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный).
  5.  Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
  6.  Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС)
  7.  Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
  8. Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
  9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе. (Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)
  10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)

3. Изучение нового материала. - 24 минуты.

Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая промышленность”.

Объяснение:

Химко-лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)

Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

По учебнику “География. Население и хозяйство” для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?

(Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)

Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.

Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)

  1. Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
  2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).
  3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)

В химической промышленности и, при её взаимодействии с

другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

4. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)

Запишите в тетрадь:

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.

  1. Используя рис. 9 “Состав химической промышленности России” на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
  2. Используя таблицу 6 “Факторы размещения важнейших производств химической промышленности”, стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)

Составить таблицу

Отраслевой состав Продукция Факторы размещения
Горно-химическая Добыча солей, фосфоритов, апатитов. У мест добычи сырья.
Основная химия Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. У сырья и потребителя.
Химия органического синтеза Органические кислоты и спирты. У сырья
Химия полимеров Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. У сырья, воды, дешёвой энергии.
Переработка полимеров Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. У потребителя.

Базы химической промышленности. (слайд 11)

В России существуют 4 базы химической промышленности:

1. Северо-Европейская

2. Центральная

3. Урало-Поволжская

4. Сибирская

5. Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)

Разбейте города

А) Череповец,

Б) Кемерово,

В) Ангарск,

Г) Липецк,

Д) Соликамск,

Е) Брянск,

Ж) Дзержинск,

З) Тольятти,

И) Воскресенск,

К) Великий Новгород

- на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:

1. комплексные

2. азотные

3. калийные

4. фосфорные

Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.

После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.

1. а, з, и

2. б, в, г, ж, к

3. д

4. е, и

6. Итоги урока - 2 мин

Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.

7. Домашнее задание – 2 мин. (слайд 14)

Задание на дом дается дифференцированно:

  1. Для основной группы учеников - Составить таблицу “Крупнейшие химические компании России” (приложение 1), п.7
  2. Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе “География России”, М., Дрофа, 2011 год

(слайд 15)