Обобщающий урок по теме "Лексика". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • Развитие интереса к слову, к книге, к родному языку.
  • Повторение и закрепление знаний по теме “Лексика”.
  • Совершенствование навыка работы со словарем.
  • Расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: Словари, портрет В.И.Даля, рисунки - обложки для словарей.

Ход урока

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.
А. Франс.

1. Слово учителя о теме урока. Работа с эпиграфом.

Ребята, как вы понимаете слова эпиграфа?

2. Чтение стихотворения С.Я.Маршака “Словарь”.

3. Беседа.

  • Какие фразеологические обороты вы услышали в этом стихотворении?
  • Что такое фразеологический оборот?
  • Каково назначение фразеологического оборота в речи?

4. К нам на урок пожаловали гости. Это герои повести Дж. Даррела.

“Говорящий сверток”. Послушаем, о чем они говорят.

ПОПУГАЙ: Меня воспитал словарь, и, соответственно, я стал хранителем слов.

ПЕНЕЛОПА: А что вы должны делать?

ПОПУГАЙ: О, это очень важная работа, поверьте мне. Знаете ли вы, сколько слов в языке?

ПЕНЕЛОПА: Сотни, скорее тысячи.

ПОПУГАЙ: Совершенно верно. Так вот, обыкновенная личность пользуется

изо дня в день одними и теми же словами. А что, вы думаете, происходит со всеми неиспользованными словами? Если за ними не присматривать, если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут, бедняги. Раз в году я обязан сесть и перечитать вслух весь Словарь, чтобы все слова получили должный моцион, а то они так засиживаются, что просто погибают от скуки.

УЧИТЕЛЬ:

  • Ребята, что же происходит со словами если их не употреблять?
  • Как называются слова, редко употребляемые в речи?
  • Почему слова становятся устаревшими?

5. Упражнения.

Найти в тексте устаревшие слова и объяснить их значение с помощью словаря.

Барыня обратила внимание на радение Герасима.

Гаврила послал на всякий случай за хожалым форейтора.

Через четверть часа барыня почивала крепко и мирно.

О каких словах-близницах идет речь в стихотворении?

Дать определение.

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу — далеки.

Составьте предложения, чтобы был понятен смысл омонимов.

(Работа в парах, каждой паре выдается карточка, в которой написаны слова — омонимы).

6. Ребята, к нам прише необычный гость. Это словарь. Он расскажет о себе, а вы постарайтесь отгадать его имя.

СЛОВАРЬ: В шесть часов началась моя любимая спортивная передача.

Вслушиваюсь в комментарий. Мелькают слова : слалом, биатлон,

фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь свою эрудицию, чтобы растолковать:

  • слалом — скоростной спуск с горы по извилистому пути;
  • биатлон — зимнее двоеборье — лыжная гонка с остановками для стрельбы;
  • фристайл — прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.

УЧИТЕЛЬ: Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль — собиратель Словаря живого великорусского языка.

УЧЕНИК: Кратко рассказывает биографию В.И.Даля.

УЧИТЕЛЬ: Читает рассказ “Золотой верблюд” Продуманского В.

Ребята, какое слово в названии рассказа употреблено в переносном значении?

Почему у слов появляется переносное значение?

УЧИТЕЛЬ: В сказочной стране живет мальчик Петя Ошибкин.

Он составляет свой собственный толковый словарь.

Вот послушайте.

  • Западня — квартира с окнами на запад.
  • Гривенник — юноша с модной гривой.
  • Застрельщик — браконьер.

Найдите правильное толкование слов в словаре.

7. Вот и еще один гость на нашем уроке. Послушаем его и попытаемся узнать его имя.

СЛОВАРЬ: Да, ничего не скажешь, замечательный человек был В.И. Даль.

Ну все, пора за работу : думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.

Дайте определение синонимам.

Назовите синонимы, звучащие в речи словаря.

8. И последний наш гость на сегодня. Этот словарь ни о чем вам рассказывать не будет, он покажет вам иллюстрации к своим словарным статьям, а вы уж поработайте головой. (Словарь показывает рисунки детей со словами-антонимами.)

Что такое антонимы?

9. Упражнение.

Выписать из стихотворения синонимы и антонимы.

Простое слово промежуток:
В антракте несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком -
Дают уставшим (передышку).
После уроков непременно
Нужна ребятам (перемена).
Я антоним к слову “зной”,
Я в реке, в тени густой.
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (прохлада).
Не бывает без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец -
Называюсь я (конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь (тишина).

10. Итоги урока. Объявление оценок.

11. Домашнее задание. Составить рассказ-миниатюру. Используя как можно больше фразеологических оборотов.

12. Рефлексия.

  • УТОЧНИЛИ......
  • ВЫЯСНИЛИ....
  • МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ТРУДНОСТЯМИ....
  • УЗНАЛИ НОВОЕ....