"Функция y = kx², ее свойства и график". 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (426 кБ)


Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные цели:

  • сформировать представление о функции у = кх2, ее свойствах  и графике;
  • повторить и закрепить: сведения о функции у = х2, свойствах функции, известные по курсу 7 класса.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм построения графика функции:

1. Заполнить таблицу значений.
2. Построить точки на координатной плоскости.
3. Соединить точки линией.
4. Подписать название функции.

2) Правило определения расположения графика в зависимости от коэффициента к:

Если к > 0, то парабола расположена в 1 и 2 координатных четвертях или в верхней полуплоскости;
если к < 0, то парабола расположена в 3 и 4 координатных четвертях или в нижней полуплоскости.

3) самостоятельная работа: На рис. изображены графики функций у = кх2.

Для каждого графика укажите соответствующее ему значение коэффициента к.

4) образец для самопроверки самостоятельной работы.

Раздаточный материал:

1) карточка :

1, 2 группа:

Постройте графики функций у = 2х2 , у = 4х2 и определите, в каких координатных четвертях расположены графики данных функций. Сделайте вывод относительно  коэффициента к.

3, 4 группа:

Постройте графики функций у = – 2х2, у = – 4х2 и определите, в каких координатных четвертях расположены графики данных функций. Сделайте вывод относительно  коэффициента к.

2) карточка для рефлексии:

Утверждения

Выполнение

1. Я знаю, что графиком функции  у = кх2 является парабола.

 

2. Я знаю, как определить куда направлены ветви параболы в зависимости от коэффициента к.

 

3. Я знаю, как определить область определения и область значений функции функции у = кх2 .

 

4. Я знаю, как определить промежутки возрастания и убывания функции у = кх2.

 

5. Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

 

6. В самостоятельной работе я допустил ошибки:

 

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

  • организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;
  • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжаем работать с функциями;
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Здравствуйте! Что интересного вы узнали на предыдущих уроках? (Мы изучали функцию у = | х |, график этой функции и ее свойства.)
– Сегодня вы продолжите знакомиться с новыми функциями.
– С каким настроением вы будете работать сегодня? (С хорошим настроением).
– Успехов Вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
  • зафиксировать актуализированные способы действий в речи и в знаках;
  • организовать обобщение актуализированных способов действий;
  • мотивировать к выполнению индивидуального задания;
  • организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание;
  • организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Проанализируйте несколько слайдов 2-5 и ответьте на вопрос:

– С каким графиком вы будете работать сегодня? (С параболой).

– Выберите, графиком какой функции является парабола у = х + 2, у = 2/х,  у = х2? (у = х2.  Эту функцию мы изучали в 7-м классе).

– Назовите числовой коэффициент функции у = х2. (Он равен 1)

– В каких координатных четвертях лежит график функции у = х2 ,какова область определения и область значений этой функции, промежутки возрастания и убывания? (График функции у = х2 лежит в 1 и 2 координатных четвертях или в верхней полуплоскости, область определения – вся числовая прямая, область значений – функция у = х2 принимает неотрицательные значения; возрастает при х > 0, убывает при х< 0.)

– Обсудим, что происходит при других значениях коэффициента .

– Сформулируйте тему урока. (Функция у = кх2, ее свойства и график).

1)  На доске приготовлена таблица. Найдите соответствующие значения функций:

х

– 2

– 1

0

1

2

у = 2х2

 

 

 

 

 

у =4х2

 

 

 

 

 

у = – 2х2

 

 

 

 

 

у = – 4х2

 

 

 

 

 

– Заполните таблицу. К доске вызываются последовательно 4 ученика.

2) График функции  у = кх2 проходит через точку А(2;8). Определите значение коэффициента. Запишите функцию. (к = 2, у = 2х2).

3)  По какому плану вы обычно строите графики функций? Слайд 7.

(Необходимо –
1. Заполнить таблицу значений
2. Построить точки на координатной плоскости
3. Соединить построенные точки плавной линией
4. Подписать название функции.)

– Что вы повторили?

– А теперь, используя всё, что вы только что повторили и узнали, предлагаю вам выполнить следующее задание:
Постройте графики функций у = 2х2, у = – 4х2 и определите, в каких координатных четвертях расположены графики данных функций. Сделайте вывод как расположен график в зависимости от коэффициента к.

Учащиеся работают на миллиметровой бумаге.

– У кого нет результата?
– Что вы не смогли сделать? (Я не смог__________________)
– Покажите результаты, кто выполнил построение.
– Как вы можете доказать, что правильно выполнили задание? (Я должен___________)
– Что вы будете использовать для доказательства? (____________.)
– Что вы не смогли сделать?
– Каким правилом вы пользовались при построении?
– Что вы не можете сделать?

3. Выявление причин затруднения

Цели:

  • организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
  • на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание вы должны были выполнить?
– Что вы использовали при выполнении задания?
– В каком месте возникло затруднение?
– В чём причина затруднения? (У нас нет способа определения  как расположен график функции  у = кх2  в зависимости от коэффициент к.)

4. Проблемное объяснение нового знания

Цели:

  • организовать постановку цели урока;
  • организовать уточнение и согласование темы урока;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания;
  • организовать использование предметных действий с моделями, схемами, свойствами и пр.;
  • организовать фиксацию нового способа действия в речи;
  • организовать фиксацию нового способа действия в знаках;
  • соотнесение нового знания с правилом в учебнике, справочнике, словаре и т.д.
  • организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Сформулируйте цель своей деятельности. (Найти способ определения  как расположен график функции  у = кх2 в зависимости от коэффициента к.)

– Уточните тему урока. (Функция у = кх2 ,ее свойства и график). Слайд 6.

– А сейчас вы будете работать в группах: Слайд 8.

1, 2 группа:

Постройте графики функций у = 2х2, у = 4х2 и определите, в каких координатных четвертях расположены графики данных функций. Сделайте вывод относительно  коэффициента к.

3, 4 группа:

Постройте графики функций у = – 2х2, у = – 4х2 и определите, в каких координатных четвертях расположены графики данных функций. Сделайте вывод относительно  коэффициента к.

Каждой группе даётся карточка. (При возникновении затруднений учащиеся могут воспользоваться учебником или справочником.)

– Представьте свой вариант алгоритма.

Каждая из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют. После согласования на доску вывешивается правило:

Если к > 0, то парабола расположена в 1 и 2 координатных четвертях или в верхней полуплоскости (ветви направлены вверх);
если к < 0, то парабола расположена в 3 и 4 координатных четвертях или в нижней полуплоскости (ветви направлены вниз).

Учитель добавляет:

– Каждую из построенных вами линий называют параболой. При этом точку (0;0) называют вершиной параболы, а ось у – осью симметрии параболы.
От величины коэффициента к зависит «скорость устремления» ветвей параболы вверх (вниз), «степень крутизны» параболы.
– Что вы сейчас открыли?
– Что теперь вы должны сделать?

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– В каких координатных четвертях расположены графики функций у = 1/5х2, у = х2/2, у = – х2 /2, у = 3х2?

Задание выполняется в парах, одна пара работает у доски.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цели:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Для самостоятельной работы предлагается задание на карточке. Слайд 9.

На рис. изображены графики функций у = кх2.

Для каждого графика укажите соответствующее ему значение коэффициента к.

После выполнения работы учащиеся проверяют её по образцу: Слайд 10.

– Какие правила вы использовали при выполнении задания?
– У кого возникло затруднение – как определить знак коэффициента к?
– У кого возникло затруднение при  определении значения коэффициента к?
– Кто задание выполнил правильно?

7. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках:

Организация учебного процесса на этапе 7:

Задание из ГИА-9 выполняется у доски. Слайды 11-16.

– Определите термин, который повторялся много раз сегодня на уроке.(график)

1. Графиком какой из данных функций является парабола, расположенная в нижней полуплоскости?

а) у = х2/5
б) у = 5/х2 
в) у = 5х
г) у = – 5х2
е
в
ш
г

2. Найдите область определения функции  у = –5х2

а) х > 0
б) вся числовая прямая
в) х < 0
г) х < – 5

а
р
й
п

3. Найти область значений функции у = – 5х2

а) у < 0
б) у < 0
в) у > 0
г) вся числовая прямая
п
а
ф
ь

4. Ветви какой параболы расположены дальше от оси ОУ?

а) у = –15х2
б) у = – 9х2
в) у = – х2
г) у = – 5х2
ц
э
ф
ж

5. Укажите промежутки возрастания функции у = – 5х2

а) при х > 0
б) при х < 0
в) при х < 0
г) при х > 0
ч
о
и
т

6. Укажите наименьшее значение функции у = – 5х2

а) 0
б) не существует
в) – 5
г) 5
ы
к
д
в.

Задачи по физике: Слайд 17.

Путь, пройденный телом за первые t секунд свободного падения, вычисляется по формуле: H = gt2/2, где g = 9,8 м/c2. Найдите по графику зависимости H от t:

А) расстояние, которое пролетит падающий камень за первые 6 секунд;
Б) время, за которое камень пролетит первые 250 м?

8. Рефлексия деятельности на уроке

Цели:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели;
  • по результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности;
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Чему вы сегодня учились?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие цели ставили перед собой?
– Вы достигли поставленных целей?
– Что вам помогало справиться с затруднениями?
– Проанализируйте свою работу на уроке.

Учащиеся работают с карточками рефлексии (Р ).

Домашнее задание: Слайд 18.

  • п. П.17 учебника читать
  • №17.2,
  • №17.3,
  • №17.11.

Список литературы:

1. А.Г.Мордкович. Алгебра,8 класс.В двух частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Мнемозина.2011.
2. Интернет-ресурсы.