Урок-инсценировка сказки "Три подарка"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Образовательное учреждение Старо – Семёнкинский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области

Предмет: литература

Класс: 5

Название урока: Жигулёвская сказка “Три подарка”

Форма урока: урок-инсценировка.

Цели урока:

Обучающий аспект:

  • знакомство с текстом жигулёвской сказки и осмысление её содержания;
  • знакомство с героями сказки, отражение в ней народных идеалов;
  • обучение навыку выразительного исполнения сказки в лицах, умению вникнуть в роль.

Развивающий аспект:

  • развитие художественно-творческой активности,
  • развитие читательских навыков и умений учащихся;
  • формирование актёрских навыков;
  • развитие памяти, образного мышления, воображения и правильной речи,
  • развитие умения мотивировать свой ответ.

Воспитательный аспект:

  • на основе положительной мотивации воспитание интереса к изучению краеведческого литературного материала, к устному творчеству русского народа;
  • привитие любви к родному краю;
  • воспитание ценностей семьи, доброты, бескорыстия;
  • формирование чувства ответственности, взаимопомощи, культуры общения в групповой работе.

Формы организации учебной деятельности: инсценирование, групповая работа, конкурс творческих групп, рефлексия “Методика незаконченного предложения”.

Используемые технологии: элементы театральной технологии, ИКТ (презентация).

Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, экран, карточки с вопросами, карточки-бланки для оценки собственных ответов учащихся. элементы народного костюма.

Ход урока

1 этап. Организационный. 1 минута.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь встретиться с вами. Напомню, что зовут меня Татьяна Владимировна, приехала я из Клявлинского района. Это край звонких и чистых родников, обширных лесов и полей. Красива наша благословенная земля! Вы согласны?

2 этап. Подготовка к основному этапу занятия. 2 минуты.

- Сегодня я хочу вам показать очень красивые места нашего Самарского края - это жемчужина, легенда Самарской земли - Жигулёвские горы и Волга. Презентация “Жемчужина Жигулей”

- Посмотрите, ребята, какие сказочные места! Невозможно не поверить, что здесь не рождались волшебные легенды, чарующие песни, забавные истории.

- В устном творчестве народа есть такие забавные, поучительные истории, в которых сбывается всё-всё, даже самое невероятное, в них всегда побеждает добро и справедливость. Это, ребята,...?

- Да, сказки! А вы знаете жигулёвские сказки?

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с жигулёвской сказкой “Три подарка”.

Заманчивое название? Ребята, вы послушаете сказку, посмотрите презентацию, подумайте, а для чего эта сказка была создана, какую идею она несёт, чем герои сказки могут быть нам интересны? (Осмысление)

3 этап. Чтение фрагмента сказки учителем.

  • Чтение сказки учителем – 4 минуты.
  • Презентация “Жигулёвская сказка “Три подарка”
  • Групповая работа, обсуждение. Беседа: 5 минут.

- Понравилась ли вам сказка? – Да.

- Я также приготовила вам, ребята, три подарка. Это три ряда вопросов каждой из ваших групп. Прочитайте их, посоветуйтесь между собой и через минуту ответьте.

Вопросы первой группе:

- Каким был первый подарок волшебницы? - Сундук с золотом

- Почему подарок был адресован Ванюше? – Сначала отец ничего не знал о волшебнице, так как Ваня ничего не рассказывал. Дети меньше восприимчивы к деньгам, деньги не кружат им голову, тем более Ваня был мечтатель, фантазёр, и к настоящему золоту равнодушен.

- Что сделала с ним мачеха-колдунья? - Тут же спрятала, и собака охотничья не найдёт.

- Так ли надо поступать с богатством? – Деньги не надо прятать, нужно что-то покупать, они должны приносить пользу.

- А как поступила с неожиданно появившимся богатством семья Ванюши? – раздали всем односельчанам, и даже другим, кто нуждался в помощи.

- Как их поступок характеризует Ванюшу, его родителей? – Они не жадные, бескорыстные люди, их семья живёт дружно и ладно.

Вопросы второй группе:

- Каким был второй подарок волшебницы? – Матушка оказалась жива, а мачеха-колдунья превратилась в чёрную кошку и убежала.

- Какая сказочная народная мудрость проявилась в этом подарке волшебницы? – Добро всегда побеждает зло.

- С какими словами ассоциируется зло в сказке? – “Чёрная кошка”, “ощетинилась”, “дремучие”, “пещера”, “неволится”, “страшный смерч”.

- А с какими словами ассоциируется добро? – “Новость добрая”, “освободили”, “зажили дружно, как прежде”, “поделили”, “кто за помощью приходил, и те в обиде не остались”.

- Так в чём же заключается идеал народный? – Семья должна быть полная (матушка живая), дружная (народная пословица “Нет милее дружка, чем родная матушка”), не надо гнаться за богатством, нужно делиться с теми, кто нуждается в помощи.

Вопросы третьей группе:

- Каким был третий подарок волшебницы? – “Яма и медведь”. Ванюша добился любви Марьяны.

- Почему таким страшным оказался подарок? - Иногда нужно пройти через тяжкие испытания, чтобы добиться счастья. Чтобы измениться. Когда Ванюша – ребёнок жил в семье, был мечтательным фантазёром, его любили просто за то, что он сын. Когда же он вырос, “пришла пора ему жениться”, ему пришлось повзрослеть, теперь ему надо быть ответственным за новую семью, надо стать мужчиной.

- Сбылась ли мечта Марьяны? – Да, оказывается, Ванюша не только “стихи героические пишет”, но и способен на героический поступок, на подвиг ради любимой.

- Каков же он, герой нашей сказки? – Мечтательный, видит необычное, достойное любования, даже в обычном “пятна на коровьих боках чистым золотом отливают”. Переживает, что Марьяна его не любит, “побрёл домой печальником неутешным”.

Чему учит сказка? Что подметил народ? Какие главные ценности в жизни человека?

1. Жадность до добра не доводит.

2. Добро всегда побеждает зло.

3. Нет ничего дороже матери, семьи.

4. Добрый, бескорыстный человек достоин счастья, способен на самопожертвование ради другого.

Раздаю отрывки сказки группам учащихся.

4 этап 5 минут.

Фронтальная беседа:

- Не желаете ли попробовать себя в роли героев сказки? (Достаю реквизит: корону, платки, кепки.)

- Вы бывали в театре? Как играют актёры? Как стараются передать свою роль, характер своего героя?

- Какие герои в вашем отрывке? Какими вы их себе представляете?

- Поскольку вы будете исполнять сказку в лицах, подумайте, как вы будете передавать характеры своих героев.

  • Ваня – добросердечный, мечтательный, пишет стихи, может залюбоваться самыми мелкими и незначительными вещами, верит в добро и справедливость.
  • Отец – добрый, но слабовольный, умелый, тоже верит в чудеса, любит свою семью.
  • Мать Вани – добрая, милая, ласковая, пережила разлуку с семьёй, не жадная, разделяет богатство на всё село.
  • Мачеха – злая, коварная, жадная.
  • Девица-купава – добрая волшебница, ласковая, милая, благодарная за спасение.
  • Марьянка – весёлая, смешливая, немного вздорная, не любит стихов, а мечтает о героическом парне.
  • Медведь – страшный, грозный, рычит, много грозных жестов.
  • Рассказчик или рассказчица – говорит нараспев, выделяет голосом грозные или приятные тоны речи.

5 этап. 2 минуты.

- Ребята, я предлагаю вам сейчас ваши роли. Жеребьёвка.

- Предлагаю вам заготовки сценариев, вы должны вместе обсудить ваше чтение, порепетировать вполголоса и представить нам через 2 минуты свой отрывок. Желательно обыграть его.

6 этап. Самостоятельная групповая работа учащихся. 3 минуты.

7 этап. Инсценирование. 5 минут.

8 этап. 2 минуты.Рефлексия.

- Спасибо, ребята, вы молодцы, мне понравилось.

- Как вы думаете, вы научились входить в образ, в свою роль?

- А что помогло вам увидеть ваш образ таким? – Мы “разобрали” сказку, поняли не только её содержание, но и смысл, уяснили, чему учит сказка.

- А теперь, ребята, оцените себя самих. Вы получаете листочки с незаконченными предложениями. Подумайте, как бы вы закончили эти фразы. Пожалуйста, кто желает дать себе оценку? “Методика незаконченного предложения”

9 этап. 1 минута. Подведение итогов.