Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Разделы: Преподавание биологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,43 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок разработан для учащихся 6-х классов. Традиционные методы научного познания окружающего мира не всегда интересны детям с низкой познавательной активностью. “Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь”, - так говорили древние. Разбудить мысль учащегося, сделать его активным участником на всех этапах урока – это главное, чем необходимо руководствоваться учителю. Современные дети все реже обращаются за информацией к книгам. Очень важно работать в сфере интересов детей. Наглядность играет огромную роль в освещении материала любого предмета, а биологии в особенности. Важно, чтобы ребенок видел все, о чем слышит. Наглядный материал помогает запоминать, вспоминать, сопоставлять, сравнивать. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с применением мультимедийной презентации. Дети имеют о грибах скудные и, порой, неправильные представления. Грибы – это одна из наиболее интересных и загадочных групп живых организмов, с ними связаны многие сферы нашей жизни. Необходимо учить детей видеть общие закономерности органического мира, делать выводы, прививать навыки систематизации живых организмов. Яркий урок с применением ИКТ должен запомниться детям. Знания о грибах необходимы для успешной аттестации учащихся в форме ГИА и ЕГЭ. Презентация к данному уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал учащимся старших классов.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с многообразием Царства Грибов, изучить морфологические и физиологические особенности грибов, определить их систематические признаки,.
  • Развивающие: продолжить формирование у учащихся знаний о многообразии органического мира, о взаимосвязях живых организмов; углубить навыки практической деятельности.
  • Воспитательные: учить применять знания об экологических особенностях грибов для сохранения целостности органического мира; развивать навыки коллективной деятельности, взаимопомощи, активной индивидуальной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (для просмотра анимационных фильмов на компьютере предварительно должны быть установлены свободно распространяемые программы: SwiffPointPlayer и FlashPlayer), мультимедийная презентация, оформленный стенд по теме “Грибы”, плесень мукор (выращенная заранее), микроскопы, гриб трутовик.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Объявление темы урока и постановка задач - 2 мин.

3. Объяснение новой темы

3.1. Многообразие форм грибов - 5 мин.

3.2. Строение грибов 6 мин.

3.3. Лабораторная работа “Рассматривание плесневого гриба мукора под микроскопом” - 8 мин.

3.4. Особенности жизнедеятельности грибов - 8 мин.

4. Актуализация и применение опорных знаний - 10 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

6. Домашнее задание - 1 мин.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

2. Объявление темы урока и постановка задач

Экран 1. Тема урока и эпиграф:

“МНОГОЧИСЛЕННЫЙ, РАЗНОШЕРСТНЫЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ И СОВСЕМ СВОЕОБРАЗНЫЙ НАРОДЕЦ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОДНУ ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИРОДЫ, ОДИН ИЗ ЛЮБОПЫТНЕЙШИХ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВАЖНЕЙШИХ ОТДЕЛОВ МИРА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ” проф. Д. Кайгородов.

Задачи: учащимся предлагается отправиться в увлекательное путешествие в новое Царство живых организмов – Царство Грибов. Учащиеся познакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов, выяснят, какое положение грибы занимают в современной систематике, посмотрят на строение гриба под микроскопом. Учащимся предлагается проявлять активную деятельность, отвечать на вопросы, делать выводы, а ответы оцениваются с помощью карточек – грибочков: за отличный ответ - карточка с изображением белого гриба или подосиновика, за средний ответ - сыроежка, за слабый ответ – мухомор, а если ответа нет – бледная поганка. Задача учащихся накопить как можно больше грибочков лучшего достоинства.

3. Объяснение новой темы

3.1. Многообразие форм грибов

Наука о грибах называется – микология. Каждое слово эпиграфа – правда. Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – атцеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Связывали появление грибов с ударом молнии (Плутарх). Другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”. А куда отнести грибы? Что это такое? Какие формы грибов встречаются в органическом мире?

Экран 2. На экране многообразие форм грибов. Информацию дополняет оформленный стенд по теме “Грибы”. Здесь изображены грибы, похожие на звезды, рогатики, грибы-решетки, гриб-дама с вуалью (сетконоска), грибы-столики, грибы-шары, грибы-уши (заячьи, ослиные), грибы - дрожалки. Учащиеся сравнивают настоящий коралл и гриб ежовик коралловидный – они визуально идентичны. Эти грибы растут на дубах, осинах, вязе. Все эти грибы находили в Московской области и занесены в Красную книгу.

3.2. Строение грибов

Экран 3. Фильм-анимация – рост и развитие мицелия плесневого гриба – мукора. Дикторский комментарий дает пояснения, как из споры растут грибные нити – гифы, затем появляются конидии со спорангиями, споры высыпаются. Этот слайд дает представление о морфологической сущности грибов, на основании которой огромное многообразие форм грибов объединяется в одну группу живых организмов.

3.3. Лабораторная работа: “Рассматривание гриба мукор под микроскопом”

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканчики с водой, плесень мукор. Учащиеся готовят микропрепарат и рассматривают плесневый гриб под микроскопом.

3.4. Особенности жизнедеятельности грибов

Экран 4. Фрагмент видеофильма с комментариями диктора о морфологических и физиологических особенностях грибов, питании, способности пополнять свой рацион азотом, хитроумно употребляя в пищу червей нематод грибами – хищниками, о систематическом положении грибов. В фильме показано, как грибы растут и умирают.

Плодовые тела грибов растут по-разному. Одни растут 4-5 дней, другие несколько лет, зато медленно (демонстрируется гриб трутовик, и учащиеся объясняют причину образования годичных колец), а третьи – чрезвычайно быстро, например, веселка обыкновенная. Она вырастает за час на 30 см, зато и погибает быстро.

Экран 5. Фильм – анимация о почковании дрожжей.

Особенности строения и жизнедеятельности дрожжей.

Экран 6. Микориза. Фрагмент видеофильма о микоризе.

Многие грибы образуют симбиоз с корнями высших растений. Этот симбиоз называется микориза. Грибные гифы выполняют функции корневых волосков, увеличивая всасывающую поверхность корней. Корни не только способны поглощать большее количество воды и растворенных в ней минеральных веществ, но и переваривать внедрившиеся в них гифы грибов. А грибы поглощаю из корня органические вещества. Многие грибы не могут жить без своих растений, поэтому их сложно вырастить на дачных участках, они не достаточно сильны, чтобы образовывать плодовые тела.

Экран 7. Таблица: признаки растений и животных у грибов.

Дети заполняют таблицу самостоятельно, отвечая на вопросы учителя. Ответы, которых дети не могут дать самостоятельно, так как не изучали зоологию, даёт учитель.

В начале урока была поставлена проблема - куда отнести грибы, к Царству Растений или Царству Животных? Оказывается, грибы обладают свойствами и растений и животных, поэтому они и не то и не другое. Лишь в 1851 году шведский ученый Фриз определил грибы в отдельное Царство, хотя многие ученые с ним не согласились.

Признаки растений у грибов Признаки животных у грибов
1. Всасывают питательные вещества всей поверхностью тела (осмос) 1. Гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)
2. Растут всю жизнь 2. Клеточная оболочка содержит хитин
3. Размножаются спорами 3. Образуют мочевину
4. Неподвижны 4. Образуют углевод - гликоген

По ходу заполнения таблицы учащимся задаются вопросы на актуализацию опорных знаний, и они зарабатывают дополнительные очки в виде карточек-грибочков разного достоинства в зависимости от качества ответа. Вопросы:

- что такое гетеротрофное питание?

- что такое автотрофное питание?

- кто такие паразиты и сапрофиты?

- что такое редуценты?

- что такое углевод?

- какие углеводы образуются у растений?

Вывод: Грибы – отдельное, самостоятельное Царство живой природы. Вероятно, грибы выделились в самостоятельный “ствол” живого мира еще до разделения организмов на животные и растения.

4. Актуализация и применение опорных знаний по систематике органического мира

4.1. Два ученика совместно выкладывают на доске цепочку названий систематических категорий в нужном порядке, используя магнитные пособия, для остальных фронтальный опрос по вопросам:

- что такое систематика?

- что такое классификация?

- кто является основателем систематики?

- что такое род, семейство, вид?

4.2. Экран 8 Задание: определить систематическое положение для Мухомора красного. Верные ответы появляются на экране по ходу работы. Учитель помогает учащимся. Сложные названия систематических категорий разрешается не запоминать, однако эти термины должны быть на слуху и потихоньку укладываться в памяти.

Надцарство Ядерные (Эукариоты)
Царство Грибы
Отдел Базидомицеты
Класс Пластинчатые
Семейство Мухоморовые
Род Мухомор
Вид Мухомор красный

Вывод: грибы подчиняются общим закономерностям, по которым можно производить их классификацию.

4.3. Учащимся предлагается выполнить работу с тестами по материалам урока.

5. Подведение итогов урока

В начале урока у учителя было равное количество грибочков разного достоинства и подсчитывается количество оставшихся карточек-грибочков: поганок, сыроежек, белых. Таким образом, оценивается общая работа класса. Дети вкладывают заработанные индивидуально карточки- грибочки в тетрадь с выполненным тестовым заданием и сдают учителю. Учитель повторяет выводы, к которым учащиеся пришли.

6. Домашнее задание.

Экран 9. Видеофильм – рост мухомора красного. Под музыку этого красивого и торжественного зрелища учитель заканчивает урок, благодарит за внимание.

Список литературы.

1. Дмитриева О.С. “Что может дать использование презентаций на уроке при их рациональном создании и применении. Первое сентября. Биология № 19, 2009.

2. Гарибова Л.В. Грибы-царство живого мира Биология в школе, № 4, 5; 2005.

3. Соболь Г.С. “Шляпочные грибы” Урок-конференция”. Биология в школе, № 3, 2005.

4. Ярмоленко Б.Н. Коллекция грибов для кабинета биологии. Биология в школе № 5, 1980.

5. ВВС. Невидимая жизнь растений. 1995.