Опытная проверка закона Ома

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • На опыте установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления;
  • Развить умение собирать цепи, производить расчет, строить графики и анализировать их, делать выводы. А так же пользоваться программным обеспечением ПК.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности при выполнении практической части и внимательности при расчете и оформлении практической части.

Тип учебного занятия: комбинированный

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, разработанная презентация.

Слайд 1: Постановка учебной проблемы:

Как зависит сила тока от напряжения и сопротивления?

Повторение:

Слайд 2: Математическая запись закона Ома.

Вопросы для беседы:

  1. Какие физические величины связывает закон?
  2. Как формулируется данный закон?
  3. Как экспериментально можно определить силу тока и напряжение?

Слайд 3: ВАХ

Вопросы для беседы:

  1. Как расшифровывается слово ВАХ?
  2. Какой вид зависимости представлен на графике?

Слайд 4: Условные обозначения

Вспоминаем графическое обозначение и названий элементов электрической цепи и способы подключения электрических приборов.

Основная часть занятия.

Слайд 5: Опытная проверка закона Ома.

Впервые экспериментально зависимости силы тока, напряжения и сопротивления решил в 1827г. немецкий физик Георг Ом. Повторим логику его рассуждений. Для этого понадобится виртуальное оборудование (компьютерный эксперимент) и ваши знания.

Слайд 6: Эксперимент

Переходим к эксперименту. Внимательно читаем задание.

1. Соберираем цепь:

2. Реостат ставим в среднее положение;

3. Измеряем силу тока и напряжение. Занесите данные в электронную таблицу.

4. Вычисляем величину сопротивления;

5. Изменяем положение реостата. Снова измеряем силу тока и напряжение.

6. Повторите несколько раз.

7. Меняем сопротивление на 100 Ом и повторяем измерения.

Наличие интерактивной доски позволяет наглядно продемонстрировать работу компьютерного эксперимента.

Слайд 7: Работа в электронных таблицах.

На учебных занятиях по информатике были изучены темы: Текстовые редакторы и электронные таблицы. Достаточно только вспомнить технологию создания таблицы, ее форматирования. Создание формулы и ее копирования.

1. Открываем программу Microsoft Excel

2. Создаем таблицу:

3. Вносим данные силы тока и напряжения;

4. Введем формулу для расчета сопротивления в электронном виде

5. Скопируем ее для всех значений таблицы.

Слайд 8: Построение графиков в электронных таблицах

В меню вставка открываем точечные диаграммы

С помощью вкладки конструктор выбираем данные. Силу тока и напряжение.

Самостоятельно подбираем макет, содержащий название графика и название осей.

Слайд 9: Выводы

С помощью пера (маркера) на интерактивной доске прописываем выводы

  • характер зависимости прямая линия_____
  • графики зависимости разные, потому что __________________________________
  • вычисленные сопротивления получились _______, потому, что ___________________

Слайд 10: Оформление отчета

ПАМЯТКА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА в электронном виде

  1. Название практической работы
  2. Цель, оборудование.
  3. Схема электрической цепи.
  4. Таблица (скопировать с Excel)
  5. Графики (скопировать с Excel)
  6. Выводы

Студентам раздаются памятки оформления отчета, они пересаживаются за компьютеры по 1-2 человека. Оформляют отчет. Сохраняют его в сетевой папке.

Список литературы.

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2010. – 448
  2. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. И.И. Сергеева, А.А. Музавлевская, Н.В. Тарасова., М.ИД “ФОРУМ” - ИНФА –М 2009. – 336 с:ил.
  3. Физика в 10 классе. Модели уроков. Книга для учителя Ю.А. Сауров – М: Просвещение, 2005. – 256 с. ил.
  4. Диск “БНП Физика 7-11 кл”
  5. http://school-collection.edu.ru/