Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-игра по окружающему миру "Российская империя. Эпоха преобразований". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

Образовательная:

  • Закрепить и обобщить знания у учащихся об исторических событиях времён правления Петра 1, Екатерины 2, Александра 1 и Александра 2, в том числе: основные политические события и преобразования, изменения всех форм общественной и государственной жизни периода XVIII-XIX вв., развитие образования и науки в период становления и развития Российской империи.

Развивающая:

  • Продолжить развитие метапредметных умений и навыков, в том числе:
  • Выделение главного;
  • Систематизация;
  • Обобщение;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие монологический речи.

Воспитательная:

  • Формировать чувство гордости за достижения своей страны;
  • Уважения к патриотам своей Родины. Через логическое осмысление и чувственное восприятие формировать личностное отношение к событиям, происходившим в стране в XVIII- XIX вв.
  • Способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Тип урока: обобщающий

Оборудование:

  • Портреты Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра II;
  • Указатели групп: “Историки”, “Исследователи”
  • Задания на карточках;
  • Изображение берёзы, аудиозапись песни группы Любе “Берёзы”

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний

Учитель:Урок у нас сегодня необычный урок – игра. Перед нами сегодня стоит достаточно сложная, но интересная задача.

Мы сегодня должны будем вспомнить эпоху ПетраI, Екатерины II, Александра I, Александра II. чтобы легче было запомнить, для этого вам очень понадобятся умения выделять главное в большом материале, обобщать их, а самое главное быстро их фиксировать в тетради с кратким обозначением главных событий. Начинаем урок – игру. На нашем игровом поле встречаются 2 команды.

(“Историки”,“Исследователи”)

- Перед тем как мы начнём нашу игру я хочу дать вам напутствие:

“Есть три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт”

Сказал древний философ Конфуций.

- Мы вместе пройдем этими путями. И покажем свои знания.

Сегодня все мы собрались,
И дружно за руки взялись.
Работать в группе нам легко,
А в одиночку тяжело!

2. Работа над темой урока.

Учитель: Итак, первое задание! Постарайтесь правильно ответить на вопрос. За правильный ответ команда получает берёзовый лист.

I тур: “Блиц-опрос

Кто был первым императором? (Пётр I)

  1. Время правления этой царицы называли "Золотым веком дворянства"? (Екатерина II)
  2. Внук Екатерины II? (Александр I)
  3. О ком говорил А.С. Пушкин: Он сам был первым нашим университетом? (О М.В. Ломоносове)
  4. По приказу Екатерины II открывается учебное заведение для дворянок. Как оно называется? (Смольный институт благородных девиц)
  5. Основала первую Академию для изучения русского слова?(Е.Р. Дашкова)
  6. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками во время войны 1812 года? (М.И. Кутузов)
  7. Назовите самую крупную битву Отечественной войны с Наполеоном. (Бородинская)
  8. Почему Александра II называли царём – освободителем? (подписал манифест об отмене крепостного права)
  9. Кто такие меценаты? (Вкладывали деньги в развитие культуры, образования.)

- Учитель:Сейчас каждая команда разделится на 2 группы и каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа будет готовить рассказ об эпохе Петра - I, 2 – эпоха Екатерины II, 3 группа – Александр I, 4 группа – Александр II (на подготовку 3-5 минут, сигнал – колокольчик). Приложение 1

1 группа:
  1. В какие годы во главе нашей страны стоял император Петр I? В каком году он стал императором?
  2. Какие вы можете назвать самые важные события эпохи Петра? (преобразования в государстве и в армии)
  3. Какие события произошли в культурной жизни страны в эпоху Петра?
  4. Какие европейские обычаи появились в его времена?
2 группа:
  1. В какие годы правила Екатерина II? Почему её называют Великой?
  2. Почему её правление называлось “золотым веком для дворянства”?
  3. Какие изменения в государстве, науке и образовании произошли в эпоху правления Екатерины.
3 группа:
  1. В какие годы правил Александр I?
  2. Как его называли и почему?
  3. Какое событие произошло во время его правления? Расскажите о нём.
  4. Какие здания были построены в эпоху Александра II?
4 группа:
  1. В какие годы правил Александр II? Как его называли?
  2. Какой важный манифест он создал?
  3. Какие изменения произошли в государстве, в науке в эпоху правления императора – освободителя?

Учитель: Начинаем изображать нашу схему событий. Первый император Российской империи Пётр I, вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий.Слайд 1.

Презентация.

Его реформы: (1 группа)

  • Строительство кораблей, развитие флота;
  • Северная война – завоевание выхода к Балтийскому морю;
  • Основание Российской империи;
  • Преобразования в государстве – установил абсолютную власть, перепись населения, налоги;
  • Преобразования в культуре, науке, быту.Слайд 2 – 3.

Учитель: Продолжательницей дел Петра Великого стала императрица Екатерина II. Слайд 4-6.

Реформы, проведённые Екатериной II (группа 2)

  • Укрепление крепостного права;
  • Великие военачальники А. Суворов, Ф. Ушаков
  • Развитие науки и образования-1755 – открытие Московского университета, Смольный институт благородных девиц, Академия наук.
  • Строительство Эрмитажа и Зимнего дворца в Петербурге.

Учитель: Теперь мы переходим к следующему заданию, нужно вспомнить события, которые произошли в следующие даты.

II тур: Когда это было?

Назовите события, которые произошли в данных датах: (учитель бросает мяч, называет дату или событие:“Мяч лови – событие назови”)

  • 1682 – Пётр I стал русским царём.
  • 1702 - первая печатная газета “Ведомости”.
  • 1703 – строительство Санкт –Петербурга.
  • 1718 – введение ассамблеи.
  • 1721 – Пётр I принял титул императора.
  • 1755 – открытие Московского университета.
  • 1790 – взятие турецкой крепости Измаил.
  • 1812 – Отечественная война с Наполеоном.
  • 1851 – первая железная дорога Петербург – Москва.
  • 1861 – отмена крепостного права.
  • 1896 – первый сеанс кинематографа.

Учитель: Закрепим наши знания о правлении императора Петра I и императрицы Екатерины II с помощью следующих заданий.

III тур: “Найди лишнее”

В каждой карточке найти лишнюю дату или картинку. Приложение 2

 

IV тур “Расшифруй сл