Вход в Личный кабинет

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Разделы: Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (83,81 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа)

Цель: Создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления у младших школьников познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи:

  • Формирование у детей образа родной страны;
  • Воспитание в детях радости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
  • Сплочение детского коллектива.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: Россия, родина, столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, мультимедийный учебник “Уроки Кирилла и Мефодия”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

№ слайда 1. Организационный момент.
Слайд 1 2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Рассмотрите иллюстрации 1 слайда, попробуйте предположить о чём будет наш 1 урок нового предмета.

Музыкальная заставка: “Гимн Россия”.

Ребята, послушав эту песню, вы, наверное, догадались, о чём у нас с вами пойдёт речь?

Да, о России, о её широких просторах, её величии и красоте.

Слайд 2 3. Изучение нового материала.

На этом уроке ты узнаешь о самом большом по площади государстве мира - Российской Федерации, рассмотришь символы этого государства (флаг, герб, гимн), законы, права и обязанности граждан, познакомишься с крупными городами Российской Федерации.

Наша страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля. На этом уроке мы ответим на следующие вопросы: в какой стране ты живёшь, где она находится, как называется и почему именно так.

На свете много разных стран,
Но есть одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.

Ребята, посмотрите на карту и найдите нашу страну.

Каким цветом она обозначена? (зелёный)

А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами.

Наша страна занимает самую большую площадь среди всех стран мира.

Слайд 3 Россия — крупнейшая по площади страна мира, занимает большую часть Восточной Европы и северной Азии.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

Слайд 4 Россия - многонациональная страна.
Согласно данным переписи населения 2002 года, в России проживают представители более
180 национальностей.
Население составляет
141 888 900 человек
по состоянию на 1 июня 2008 года.
Слайд 5 А если посмотреть на карту Солнечной системы, то Земля предстанет перед нами малышкой голубого цвета, на которой отчётливо видна наша страна самая большая по площади, занимающая 1/6 часть суши.

Представьте, что видят из космоса другие обитатели космических просторов... А что они про нас знают?

Расскажем Лунтику и его друзьям про нашу страну?

Слайд 6 Задание 1.

Составь из букв название нашей страны. (Россия)

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. 

Задание 2.

Назови столицу нашей России. (Москва)

Слайд 7 Задание 3.

Укажи объекты, расположенные в Москве (работа на интерактивной доске).

Задание 4.

Просмотрев мультфильм, записать в тетрадь 3 новых факта о Москве (фрагмент мультфильма “Москва”).

Расскажите Лунтику что нового вы узнали о столице нашей Родины (зачитываются записи из тетрадей детей).

Слайд 8 Сердцем Москвы издавна считается Кремль. Это знаменитое место.

Моско?вский Кре?мль — древнейшая часть Москвы.

Московский Кремль, вместе с прилегающей к нему Красной площадью, был включен в Список ЮНЕСКО в числе самых первых российских объектов: действительно, это подлинный символ не только Москвы, но и всей России.

Задание 5.

Выберите достопримечательности, которые находятся в Кремле.

Слайд 9 Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы:  Герб     Флаг   Гимн

Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.

Учитель: Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними.

Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Задание 6.

Ребята, вспомните, как выглядит российский флаг и

помогите Лунтику выбрать его среди других флагов разных стран мира (работа на интерактивной доске).

Слайд10 Задание 7.

Нарисуйте флаг России в своих тетрадях (параллельно на интерактивной доске ученик - помощник выполняет аналогичную работу).

Слайд 11 Задание 8.

Выбрать что означают цвета российского флага.

11 декабря 1993 года президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”.

В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси.

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.

  • Белый цвет – цвет чистоты, надежды.
  • Красный – цвет крови, жизни.
  • Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Где можно увидеть государственный флаг России?

(ответы учеников)

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях  дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Звучит фонограмма гимна.

Как называется это музыкальное произведение? Какое оно?  Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его?

(ответы учеников)

Слово “гимн” греческого происхождения, оно означает “торжественная, хвалебная песня”. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.  Его  слушают и исполняют стоя

Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем.

У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

Слайд 12  Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и  смело...
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

О  каком ещё символе России говорится в стихотворении? (О гербе).

Что такое герб?  Где мы можем увидеть изображение гербов? (ответы учеников)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово “герб” в переводе означает “наследство”.

В нем отражена история.

Задание 9.

На слайде представлены изображения гербов различных стран, задача ребят: найти герб нашей страны (работа на интерактивной доске).

Что изображено на гербе?  (ответы учеников)

Основными элементами герба России являются всадник с копьем и  двуглавый орел.

Двуглавый орел на  гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Слайд 13 Задание 10.

Ребята, расскажите Лунтику кто является главой Российской Федерации. Помогите выбрать верный вариант ответа (работа на интерактивной доске).

Слайд 14 Президент нашей страны – Владимир Владимирович Путин.

Его кабинет находится в Кремле, здесь наш президент работает, контролирует работу правительства, издаёт указы, принимает делегации из других стран. На слайде вы видите символы президентской власти:

Знак Президента Российской Федерации,

Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации,

Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации.

Слайд 15 Задание 11.

Вся жизнь в стране подчиняется распорядку, установленному основным законом Российской Федерации.

Помогите Лунтику отгадать название основного закона России (работа на интерактивной доске - Конституция)

Слайд 16 Конституция РФ представляет собой большой список законов, которые должен выполнять каждый гражданин РФ.

Задание 12.

Выберите верное утверждение.

Слайд 17 Но не только Конституция защищает права человека, в России действует ещё один документ. Этот документ называется “Конвенция о правах ребёнка”.

Задание 13.

На слайде нужно выбрать основное положение Конвенции о правах ребёнка.

Как вы понимаете слова этого положения? Что значат слова особая защита и помощь?

Слайд 18 Задание 14.

Помогите мне рассказать нашему гостю, Лунтику, основные права ребёнка – гражданина России (соединить стрелками на слайде картинку с цитатой из Конституции РФ).

Слайд 19 Наша страна имеет ещё один, неофициальный, символ. Скажешь это слово и сразу представишь – Россия!

Задание 15.

Выбери символ русской природы (работа на интерактивной доске).

Физкульминутка под мелодию “Берёзы”.

Слайд 20 Согласно Конституции РФ, каждый гражданин России имеет право на отдых.

В настоящее время в России отмечаются несколько государственных праздников. Среди них - как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей историей страны - обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника.

Задание 16.

Помогите Лунтику распределить названия праздников по подходящим датам.

Слайд 21 Задание 17.

Установить соответствие между праздником и днём календаря.

Слайд 22 Стихотворение (читает учащийся)

Россия

Роса состоит из росинок,
Из капелек паре – туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд и на бой.
Мы вместе волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда оставалась Москва.
Земля и вода неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер и облака.
У радуги нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия - одна.

Россия гордится своими жителями, живущими в разных городах нашей необъятной Родины.

Задание 18.

Просмотрев мультфильм, записать в тетрадь 3 новых факта о Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске (фрагмент мультфильмов: “Самара”, “Новосибирск”, “Нижний Новгород”, “Омск”).

Расскажите Лунтику что нового вы узнали об этих городах нашей Родины (зачитываются записи из тетрадей детей).

Слайд 23 А мы продолжаем наше путешествие по карте нашей Родины. Рассмотрите карту. Вся территория страны разбита на округа, края, республики и области

Задание 19.

Запишите новые факты о республиках, областях России.

Просмотр фрагментов мультфильмов: “Краснодарский край”, “Удмуртия”, “Калининградская область”, “Якутия”.

Задание 20.

Какие слова объединяют все фрагменты мультфильмов? (“Люди разные, а страна одна!”)

Запишите эти слова в тетрадь.

Слайд 24 Россия действительно особая страна. Она у нас одна! Мы любим свою родину!

Просмотр клипа “Песни о России”.

Нет чувства Родины без чувства человечности,
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину, как вашу наречённую,
Чтобы за нас ей не почувствовать стыда,
Любите Родину, но только не расчётливо.
Любите Родину, и только навсегда.
Е. Евтушенко

(отрывок из стихотворения “Любите Россию! ”)

4. Задание на дом.

Закончен цикл уроков “Моя Родина – Россия”. Объявляется конкурс проектов: “Я люблю тебя, Россия!”

Каждый по-своему может представить результат своей работы.

5. Рефлексия (1 мин., ответы по желанию).

  • Закончите предложения:
  • Оказывается ....
  • Самым неожиданным для меня было ...
  • Мне больше всего ...