Урок математики по теме "Решение неравенств методом интервалов"

Разделы: Математика


Уроки направлены на развитие следующих универсальных учебных действий (УУД):

Общеучебные и логические:

  1. Выделение существенной характеристики объекта и построение модели.
  2. Выдвижение гипотез и их обсуждение.
  3. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
  4. Умение структурировать знания.
  5. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные:

  1. Планирование учебного сотрудничества (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Задачи:

  • Активизация познавательной деятельности
  • Изучение и закрепление материала по теме
  • Развитие творческого подхода при решении заданий нового типа
  • Повышение эмоционального настроения учащихся

Изучение темы рассчитано на 2 часа.

Ход уроков

I урок

I. Актуализация знаний учащихся (устная работа):

  • Какой знак имеют выражения (x+3); (х-2); (х+3)(х-2); при х=6, при 2<х<3?
  • При каком значении x значения функций y1=x+3 y2=3-x положительны, отрицательны, меняют знак?
  • При каком значении x выражения (x-1) и (x+2) имеют значения одинакового знака?

II. Изложение нового материала:

1. Исследуйте знак выражения (x-1)(x-2)(x+2)

Изобразим на числовой прямой знаки выражений:

Вопросы по ходу решения:

  • от чего зависит знак произведения?
  • в каких точках произведение меняет знак?
  • какие закономерности можно увидеть?

2. Исследуйте знак выражения (2x-5)(x-2)(x-7)

3. Исследуйте знак выражения x(3x-2)(x-10)

Решения примеров 2. и 3. записываются подробно

III. Решить неравенства (решения записать подробно):

Вопросы по ходу решения:

  • Какие точки входят в множество решений неравенства?
  • Как отметить точки, не входящие в множества решений неравенства?

IV. Работа в парах:

Решить неравенства методом интервалов (решение записать подробно)

Ответить на вопросы:

  • Что происходит со знаком выражения при переходе через числовую границу и почему?
  • Всегда ли знаки выражения, расставленные на числовой прямой, будут чередоваться?
  • Что меняется в решении неравенства и в ответе с появлением знаменателя в левой части неравенства?
  • Как определить знак выражения на крайнем правом промежутке, не изображая всех промежуточных числовых прямых?
  • Почему в примерах 4.1-4.4 знаки выражения чередуются, а в примере 4.5 – нет?

V. Обсуждение ответов на вопросы (на доске записать неравенство, начертить итоговую числовую прямую, записать ответ).

В результате обсуждения ответов на вопросы договориться о краткой записи решения неравенств; сформулировать алгоритм решения.

Записать в тетради краткий алгоритм решения неравенства методом интервалов – «шпаргалку».

P.S. Удобно нули множителей, встречающихся в примере четное число раз, подчеркивать двумя чертами.

VI. Домашнее задание: прочитать соответствующий параграф учебника, №№ из учебника + задание в тетради:

II Урок

I. Проверка домашнего задания

II. Решение задач

Вопросы по ходу решения:

  • Нарушается ли правило чередования знаков в примерах 2.3-2.6? (Нет, т.к. понимаем, что при переходе через границу промежутка меняет знак соответственный множитель, а если он встречается в записи примера четное число раз, то общий знак выражения сохраняется).
  • Можно ли сократить дробь в 2.6 примере (если да, то при каком условии?)

III. Игра «Испорченный телефон»

Оборудование: Карточки с неравенствами (по одной на каждого участника); чистые листы для записи ответов.

Описание игры:

Класс делится на группы по 6 человек - «телефонные линии» (в группе – учащиеся, близкие по уровню подготовки). Цепочки имен ребят записываются на доске.

Каждый участник игры получает карточку « с неравенством и 1 чистый лист для записи ответов.

Ученик решает данное неравенство, ответ записывает на чистом листке и передает по цепочке. Получив ответ, следующий ученик составляет по нему новое неравенство, загибает лист, чтобы не было видно записи предыдущего участника, и передает его дальше по цепочке, и т.д.

Игра заканчивается, когда каждый участник («абонент телефонной линии») получает лист с которого он начал игру. Игроки разворачивают листы и проверяют соответствие всех ответов записанным неравенствам.

По ходу игры учитель может помогать «налаживать телефонную линию».

Возможно оценить результаты работы, если на линии произошло не более 1-2 разрывов.

Набор заданий для проведения дидактической игры «Испорченный телефон» по теме «Метод интервалов» в Приложении.