Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

I. Образовательно-развивающие цели:

  1. Усвоение нового понятия: волшебная сказка
  2. Применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент, элемент реальной действительности; волшебный сюжет, волшебные герои,
  3. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения.
  4. Развитие специальных умений: находить в произведении элементы сказки, выявлять общие, особенные и единичные признаки сказки, устанавливать волшебных героев произведения, давать оценку их поступкам на основе причинно-следственных связей.

II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.

Заявка на оценку:

  • «5» – 22 балла и более
  • «4» – 17 – 21 баллов
  • «3» – 11 – 16 баллов

Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся
I.
1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи).
Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Знакомство с листом заданий.
Выбор координатора урока.
2 мин.

Учащиеся показывают наличие карточек, информируют учителя о количестве вопросов в анкете обратной связи.
Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.
Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их.
Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера).
II.
2.1.
Анализ темы урока.
Беседа по теме урока:
– Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете?
2 мин.

2 балла

Вариант ответа:
Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»: определим сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык сказки (средства выразительности)
III.
3.1.








3.2.




3.3.
Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие


Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.
8 мин.
2 мин.
1 балл

1 балл


3 балла


1 мин.
2 балла



5 мин.

3 балла




2 балла

3 балла
2 балла

Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.


Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?



Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой.
IV.

4.1.






4.2.














4.3.






4.4.










4.5.











4.6.












4.7.

Анализ текста сказки.

– Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок?






– По какому признаку можно поделить сказки?

– Перечислите признаки волшебной сказки.

– Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6.
Индивидуальный труд.





Герои сказки.
– По какому принципу делятся герои сказки?





Задание 2.

– Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2.Самооценка:
– Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

Задание 3.
– Составьте сборник словесных образов к понятиям:
Иван-царевич, Царевна-лягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому понятию)

1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по одному образу – 2 мин,
* вопросы-дополнения или вопросы-возражения.
3. Самооценка.

– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ.


– Какие еще противоречия содержатся в данной сказке?

– Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4

– Выделите главное противоречие


– Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

– Подведите понятие «Сказка» под философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное – единичное
4. Возможность – действительность

28 мин.

2 мин.

по
1 баллу



3 мин.
1 балл
1 балл

1 балл


3 балла







2 мин.
по