Урок русского языка по теме "Грамматическое значение деепричастий"

Разделы: Русский язык


Цели: сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола. Познакомить с синтаксической ролью деепричастий. Развивать умение отличать их от других частей речи. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, монитор, презентация.

План.

  1. Слово учителя.
  2. Открытие новых знаний.
  3. Развитие орфографических умений.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

I. Слово учителя.

(слайд с темой урока)

Сегодня вам предстоит познакомиться с новой частью речи, которая называется деепричастие. В ходе урока вы узнаете грамматическое значение деепричастий, его морфологические признаки.

II. Открытие новых знаний.

Попробуйте объяснить значение слова деепричастие. Как вы думаете, что такое деепричастие?

Ответ на слайде. (Деепричастие – (дее – от деяти, делать), причастие, т.е. причастный к действию.)

Выясним, как деепричастие относится к действию.

(Объяснение нового материала проходит с помощью презентации).

Какие действия совершает девочка? (слайд) (сидит и рисует)

Какой частью речи являются данные слова? (глаголами)

Каково грамматическое значение глагола?

Верно, это основное действие, передаваемое глаголами-сказуемыми.

Рассмотрим следующий пример. (слайд)

Какое слово передает главное действие?

– Чем оно выражено? (Глаголом)

Девочка просто сидит?

(Нет. Она при этом рисует (совершает дополнительное действие))

– Какое из предложений более точно передает занятие девочки?

– Почему?

(Второе. Она не просто рисует, а делает это сидя, т.е. совершает дополнительное действие к основному)

Часть речи, передающая добавочное действие к основному, называется деепричастием.

От какого слова зависит? (слайд)

– Какой вопрос задаем? (Как? Что делая?)

(слайд)

Сделаем вывод.

– Каково грамматическое значение деепричастия?

А теперь выясним, какие морфологические признаки есть у деепричастий.

Сравним наши выводы с теми, что даны в учебнике на стр. 166-167.

О чем не сказали?

Итак, деепричастие имеет признаки глагола и отвечает на вопросы что делая? Что сделав?

Какой морфологический признак глагола можем определить по вопросу? (Вид)

Какой это признак? (Постоянный)

Определите вид у деепричастия сидя. От какого глагола образовалось? При помощи чего?

Вывод. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.

– Как определить вид деепричастия? (По вопросу)

Верно, но есть еще одна примета, по которой можно определить вид деепричастия. Это суффикс.

Дополните сведения о деепричастии в учебнике материалом из таблицы. (Слайд)

Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида, а несовершенного?

Задавая вопрос от глагола к деепричастию, мы видим, что оно связано и с другими словами.

Выпишите словосочетания с деепричастиями, укажите смысловую и грамматическую связь. (Слайд)

Какой еще вопрос поставим к деепричастию? (Как?)

– Для какого члена предложения характерен вопрос? (Обстоятельства) (Слайд)

– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?»

– В чем особенность наречия? (Не изменяется)

Обобщим новые сведения.

– Что вы узнали о деепричастии? (Вывод на мониторе.)

III. Развитие орфографических умений.

(Слайд)

Попутешествуем по зимнему лесу, выполняя задания. Определим, какую роль играют деепричастия в речи.

1. Прочитайте предложение, запишите его. (Текст на мониторе)

Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.

Найдите грамматическую основу.

– Какое слово помогает передать основное действие?

– Как падают снежинки?

– Какой вопрос задаем? (щелчок )

– Что передают слова засыпав и стирая?

– Определите их вид. Как вы это сделали? (щелчок)

– Проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте убрать деепричастия из предложений. Что изменилось?

Деепричастия помогают сделать картину более образной, они «дорисовывают» основное действие, обозначенное глаголом.)

2. Пройдем еще немного в лес. (Работа с текстом, данном на мониторе.)

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

– Спишите предложения, вставьте недостающие знаки препинания. Объясните их. Найдите в предложениях слова, передающие главное и добавочное действие, определите вид деепричастий.

– Объясните встретившиеся орфограммы.

– Какие ассоциации возникают у вас после прочтения предложений?

– Что помогает более ярко представить себе то, о чем говорится?

– Какие средства выразительности использует автор?

– Для чего в предложениях используются деепричастия?

3. Движемся дальше. Выполняя следующее задание, вы будете учиться заменять глаголы деепричастиями нужного вида. (Слайд)

– Спишите предложения, заменяя выделенные глаголы деепричастиями. Определите их вид.

  1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустила свой пушистый хвост.
  2. Спокойно гуляют под деревьями тетерева, оставляют на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов.
  3. Раскинул огромные крылья, всю ночь неслышно летал филин, высматривая добычу.
  4. Под старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.

– Какая часть речи имеет грамматическое значение «добавочное действие»?

– Что вы узнали о деепричастии?

– Какой морфологический признак ему подарил глагол?

– Какой морфологический признак ему подарило наречие?

– Как определить вид деепричастия?

– Какую синтаксическую роль выполняет?

4. Пользуясь новой информацией, составьте и запишите предложения с деепричастиями по данным фото. (Слайд)

Если вы прочитаете свои записи, сделанные на уроке, то увидите, что получилась небольшая зарисовка.

О чем она?

Перед нами картины из жизни животных, которые живут в лесах и рядом с нами. И мы должны помнить о бережном отношении к окружающему миру. А средства языка помогают ярче представить картину. Деепричастия дополняют основное действие, помогают более точно выразить мысль.

Итак, сегодня мы начали знакомство с еще одной особой формой глагола – деепричастием.

– Что общего у деепричастия с глаголом?

– А у деепричастия и наречия?

– Как найти деепричастие в предложении?

IV. Домашнее задание.

  1. Учить теорию на стр. 166-167.
  2. Подобрать 5-8 предложений из художественной литературы о природе с деепричастиями, выделить суффиксы, определить вид деепричастий.