Школьная библиотека как среда формирования нравственной позиции подростка

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Слайд №1

“Пора воспитания сердца”. Так назвал В.А.Сухомлинский годы детства. В подростковый период складывается личность. Поэтому так важно в образовательном пространстве создать все условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Перед педагогом встает задача отбора ценностей-ориентиров и средств их формирования у подростков. Но современная школа все более отдает приоритет обучению профессиональным навыкам. Социализация, приобщение к культуре, науке остаются на втором плане. Воспитательная роль школы носит несколько декларативный характер. Необходимо выделить воспитание как отдельную составляющую развития человека и создавать технологии этого воспитания.

Вторая задача – подкрепить воспитание и образование духовным фундаментом. Все больше педагогов приходит к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно знаний, даваемых в рамках традиционных школьных предметов. Необходимо приобщать учащихся к нравственным и культурным ценностям, хранимым русской Православной Церковью. Существуют различные программы и методики по введению элементов духовно-нравственного воспитания в базовые учебные предметы. Но лучше всего ввести преподавание “Основ православной культуры” во всех классах с первого по одиннадцатый классы, учитывая значение православного христианства для формирования российской государственности и культуры.

Очень тревожное явление происходит в молодежной среде. Это смена нравственной парадигмы. Стало модным кичиться своей жестокостью, выставлять ее напоказ. Одна из причин этого явления в том, что дети и подростки лишены той нравственной подпитки, которую дает художественная литература. “Нет ничего ценнее и важнее в жизни человека – если он человек, - чем литература”[6]

Надо что-то делать. Будущее не построят люди, умеющие только брать и потреблять и ничего не отдавать. Свое веское слово здесь могут сказать и школьные библиотекари. Их в нашей стране более 50 тысяч, и каждый на своем месте делает незаметную, но очень важную работу. Можно сказать, что библиотекари помогают стране обрести будущее своей преданностью работе, заботой о детях и подростках, об их духовном и нравственном возрастании.

Слайд №2

В новых образовательных стандартах большое внимание уделено школьным библиотекам. Там прописаны требования, которым должна соответствовать современная школьная библиотека. Если эти требования будут выполняться, то школьные библиотекари, считающиеся во всем мире одними из самых креативных работников, получат возможность более качественно выполнять свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека участвует в формировании таких метапредметных компетенций, как умение читать, информационная грамотность, информационная культура, коммуникативные навыки. Считаю, что необходимо дополнить этот перечень такой компетенцией, как духовная грамотность.

Слайд №3

В этом направлении я работаю уже более десяти лет. Фактически библиотека лицея является центром духовно-нравственного воспитания учащихся лицея. В библиотеке лицея создана комфортная, доброжелательная к ученику среда, в которой учтены все аспекты – интерьер, доступность фонда и его наполнение, благоприятный психологический климат, проходят интересные мероприятия. Можно сказать, что библиотека соответствует требованиям образовательных стандартов второго поколения.

Здесь учащиеся могут посмотреть а затем обсудить художественный или научно-популярный фильм, компьютерную презентацию, встретиться с интересными людьми, ветеранами. Библиотека тесно сотрудничает с Центром духовно-нравственного развития детей и молодежи Ульяновской области, областной библиотекой для детей и юношества им. С.Т.Аксакова Неизменным спутником во всех наших делах является КНИГА.

Слайд №4

Информационные ресурсы библиотеки: общий фонд – 28692 экземпляра; учебники – 7588 экземпляров; периодика – 35 наименований; доступ в интернет. Объем собственных баз данных 3,7 тысячи.

Выписываются журналы “Фома”, “Духовно-нравственное воспитание”, “Настя и Никита”, “Задушевная беседа”, “Детская роман-газета”, “Мономах”.

Библиотека комплектуется справочной, отраслевой и художественной литературой духовно-нравственной направленности для разных категорий читателей. Перечень основной справочной литературы: “Религии мира”, “Православие”, “Что такое христианство”, “Энциклопедия воспитания маленького христианина”, “Православная семья”,“Православная педагогика”,“Завтра воскресенье”, “Жития святых ля детей”,“Краткая история христианской церкви”, “Основы православного воспитания”,“Самые главные праздники” и другие.

Слайд №5

Созданы и пополняются традиционные и электронные тематические информационные ресурсы (папки):

  • Рождественский рассказ
  • Иконы Божией Матери
  • Храмы. Монастыри
  • Рождественские открытки
  • Пасхальные открытки
  • Духовная музыка
  • Святые
  • Методика преподавания ОПК

Слайд №6

Вот уже несколько лет я работаю над проектом “Через книгу к духовности”. Почему именно к духовности? Потому что духовность является, как уже говорилось выше, фундаментом всей нравственной жизни человека. Попросту говоря, каков в человеке дух, таков и у него нрав. Многие воспитательные программы будут давать лучшие результаты, если будут опираться на духовно-нравственный потенциал православия. А почему к духовности через книгу? Художественное произведение сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

По деятельности проект - исследовательский; по предметному содержанию - межпредметный (литература, история, мировая художественная культура); по характеру контактов - региональный; по количеству участников – групповой; по продолжительности - долгосрочный.

Решаемая проблема. Осуществление проекта направлено на решение двух взаимосвязанных проблем: духовно-нравственный кризис и падение интереса к чтению у детей и подростков.

Проект награжден грамотой 2 этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью “За нравственный подвиг учителя”

Слайд №7

В рамках проекта проводятся различные мероприятия. Это участие в фестивалях, конкурсах, викторинах, акциях добрых дел. Проводится большая информационная работа. Были организованы выставки литературы, Пасхальных и Рождественских открыток, издаются информационные листки, организуются экскурсии. Второй год участвуем в акции “Подпиши пасхальную открытку”

Я, как библиотекарь, обязана работать непосредственно с книгой. Общение с книгой позволяет получить знания о духовности и нравственности, остающихся за рамками школьных программ. Художественная литература не будучи церковной, может быть пропитана истинно христианским духом. Талантливый писатель, иногда даже сам не осознавая того, решает в своих произведениях духовные проблемы, но художественными методами. Как определить, какая духовность в той или иной книге? “Добро есть братья чтение книг, особенно всякому христианину”. Это слова некоего монаха 11 века о чтении и книгах. С тех пор прошло целое тысячелетие, и книга изменилась. Она может быть и псевдодуховной, и антидуховной, и просто бездарной. Вот что пишет Владимир Цыбульский, ведущий рубрики “Стиль жизни: чтение” журнала “Здоровье школьника”:

“Зайдешь в книжный, пройдешь по разделам, представишь эти книги в руках своего ребенка, и тут же захочется его спасти”.[7]

Чтобы оценить ту или иную книгу с христианской позиции, надо знать о христианстве не понаслышке и иметь четкое представление, как соотносятся проповедуемые в книге моральные ценности с христианскими. Многими педагогами, литераторами, людьми искусства считается, что книги о юном волшебнике Гарри Поттере учат добру, справедливости, дружбе, забывая при этом, что волшебство, гадания, магия считаются в христианстве тягчайшим грехом.

Или взять такой жанр, как рождественский рассказ. Есть прекрасные произведения русской литературы, использующие Рождественские мотивы. Казалось бы беспроигрышный вариант для преподавателя основ православной культуры. Но к современным произведениям надо относиться критично. С одной стороны появляются произведения очень благочестивые, но литературно бездарные, с другой - форма рождественского рассказа может использоваться литераторами как антураж для произведений модернистских по духу (В.Пелевин. “Святочный киберпанк”; Б. Акунин. “Проблема 2000”)

“Лучшее православное произведение русской литературы – “Капитанская дочка”, где кажется ни разу не упоминается Бог или Церковь. Все, что приближает нас к Богу, православно; все, что не противоречит Любви, Истине, Свободе, также православно”[3]

Слайд №8

По этому принципу и я отбираю книги для обсуждения с детьми. Я сознательно взяла на вооружение авторитет книги. Против книги кто станет возражать. Несмотря на катастрофическое падение интереса к чтению, авторитет книги в нашей стране, по прежнему, велик, Научить разумному, доброму, вечному могут художественные произведения писателей 19 века и советского периода.

Рассказ П.Л. Проскурина “Снова дома” является яркой иллюстрацией библейской мудрости “Любите врагов ваших”. Из нескольких предложенных библейских изречений для определения основной мысли произведения, учащиеся выбирают именно эту.

Слайд №9

Обсуждая рассказ В. Козлова “Пашкин самолет”, учащиеся приходят к выводу, что главный герой поступил в соответствии с библейской заповедью “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Эту заповедь выполнил герой рассказа. Мальчик Пашка так самозабвенно помогал советскому летчику отремонтировать самолет и улететь с оккупированной территории, что забыл об опасности и погиб.

Слайд №10

Очень интересен рассказ К.Станюковича “Елка”. Его можно использовать при изучении заповеди “Не кради”. Учащиеся приходят к выводу, что автор не прав, оправдывая героя, совершившего кражу из благих побуждений.

Слайд №11

По рассказу Н.С.Лескова “Христос в гостях у мужика” был проведен урок внеклассного чтения с использованием технологии “Инсерт”. В дальнейшем планируется работа с такими произведениями, как сказки “Два брата” Е.Шварца и “Теплый хлеб” К.Паустовского.

Слайд №12

В рамках проекта “Через книгу к духовности” к 200-летнему юбилею со дня рождения Н.В.Гоголя провели ученическую исследовательскую работу. Работа оформлена в виде устного журнала с названием “Одинокий гений. Православные основы творчества Н.В.Гоголя”.

Свое творчество Гоголь воспринимал как христианскую миссию, в своих произведениях пытался найти художественное решение духовных вопросов. Религиозно-нравственные идеи Гоголя легли в основу “учительства” всей великой русской литературы.

Историю такого Гоголя мы и попытались рассказать на примере таких его произведений, как повести “Тарас Бульба” и “Портрет”, религиозно-философских работ “Размышления о Божественной литургии” и “Выбранные места из переписки с друзьями”. Но такого Гоголя упорно не хотят знать в школе.

Слайд №13

Ежегодно педагоги и учащиеся лицея участвуют в марафоне чтения “Читай ради жизни”. Участники марафона рассказывают о своих любимых книгах, писателях, обсуждают экранизации произведений.

Слайд №14

Очень популярна среди учащихся лицея областная акция “Пишем пасхальную открытку”. Это подтверждают счастливые лица ребят с фотографий. В ходе акции учащиеся узнают историю праздника Пасхи, изучают эпистолярный жанр, подписывают пасхальные открытки.

Слайд №15

Кроме работы над проектом “Через книгу к духовности”, учащиеся лицея участвуют в различных конкурсах, праздниках, совершают экскурсии по родному краю в рамках кружка “Основы православной культуры”

Слайд №1 6

А.И.Солженицин в своей Нобелевской лекции сказал, что единственным заменителем не прожитого нами жизненного опыта является литература. Чтобы современные подростки учились мудрости жизни, надо приучать их к вдумчивому, творческому чтению.

Использованная литература.

1. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России//Воспитание школьников, 2011, №5, с.8-14.

2. Башкирова Е.Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей// Воспитание школьников, 2011, №7, с. 54-57

3. Вигилянский В. Православие – это не идеология, это жизнь// Учительская газета, 2011, 2 августа, №31, с. 24

4. Иванников В. Это судьба// Учительская газета, 2011, №40.

5. Олефир С.В. Учитель и школьный библиотекарь: формируем метапредметные компетенции учащихся//Начальная школа, 2011, №9, с.53-57.

6. Сокуров А. “И жизнь уже видна не дальше черта” ... //Народная газета, 2011, №40, с.

7. Цыбульский В.//Здоровье школьника, 2008, №3, с.80