Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие в Русь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства)
  2. Учить соотносить образы богатырей с содержанием былин.
  3. Закрепить представления о внешнем облике славян.
  4. Закрепить знания детей о местах поселения славян, обустройстве их места проживания.
  5. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
  6. Развивать интерес к истории Родины.
  7. Воспитывать чувство гордости за русский народ, уважение к предкам.

Словарная работа: обогащать словарный запас: древляне, поляне, дреговичи, кривичи, предки, Отчизна, Отечество, племя, зеваки, Активизировать словарь: богатыри, доспехи, оружие, ярмарка, товар, продавец, покупатель, лоток.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок»; рассматривание иллюстраций в «Большой книге о богатырях»; беседы об истории России, экскурсии в мини-музей «Мое Отечество»..., ознакомление детей с традициями русского народа (ярмарка).

Материал: географическая карта, макеты: лес, поле, болото, горы, орудия

Труда (топор, коса, лук), товар (изделия хохломы, дымковской, городецкой, гжельской росписей), лотки, платки, «пряники», «бублики», русские костюмы (сарафаны, шаровары, косоворотки).

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия.

1. – Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное красивое имя. – Как ее зовут? (Россия). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы думаете, от какого слова произошло это слово? (Родина значит родная). Верно, как мать и отец. Как мы еще называем ее? (Родина-мать, Отчизна, Отечество). Послушайте, как Русь воспевал поэт И. Никитин:

Русь
Это ты, моя Родина державная,
Моя родина православная!
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью

Давайте подойдем к карте. Кто хочет показать где здесь находиться наша страна? Какая она – наша Родина. Большая, огромная, необъятная, красивая...). Россия самая большая страна в мире.

– А всегда ли наша страна была такой могучей державой? (Она была меньше). Не такой красивой. Здесь жило не так много людей.

Кристина читает стихотворение:

Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться
Чтоб не прервать связующую нить
Нам так порою нужно оглянуться.

– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины, как она зарождалась. О наших предках. Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек).

– Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте на какое слово похоже оно? («Славяне» похоже на слово «слава».

– А это значит, что славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь. Селились славяне по берегам рек и озер, рядом с лесом. Есть такая пословица « У леса жить -голодным не быть». Почему так говорят? (В лесу много грибов, ягод, зверей, птиц, съедобных трав). Верно, в старину люди любили на полянке водить хороводы, я вам предлагаю тоже поводить хоровод вокруг дерева.

Хоровод «На горе-то калина»

2. – Я предлагаю вам путешествие в историю. Давайте представим себе, как это все происходило и войдем вот в эту книгу, кто прочитает какую? (История России).

(Дети «входят» в книгу, проходят друг за другом через ширму оформленную, как книга).

– Подойдите, пожалуйста, сюда. (Дети садятся на стульчики перед столами, на которых будет создаваться макет). Славяне очень придирчиво относились к выбору места. Что было для них главным? (Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище). Нужна была река богатая рыбой.

Нужны были щедрые леса, земля, чтобы сеять хлеб, (дети помогают воспитателю все выставлять на столах).

– Всё это теперь у нас есть. Жили славяне племенами. Что значит племенами, кто помнит, мы уже об этом с вами говорили. (Это значит объединялись несколько семей вместе). Назывались они по разному. Например, те, кто селились на полях, назывались поляне. Как вы думаете, чем занимались поляне? Выращивали зерновые, скот... Кого мы поставим сюда? (Человека с косой).

В лесу, среди деревьев. (Древляне). Какую картинку мы поставим сюда? (Человека с топором). Верно. – А еще было племя кривичей, так их называли, потому что они быстро бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз. Где они могли жить?

– В горах (выставляем горы) А сюда кого мы выставим? (Человека с луком).

– Было племя дреговичей. Дреговичи – непонятное, незнакомое слово. Но у нас есть словарь толковый, который помогает понять любое слово (читаю в словаре). Так вот, «дрегва» эт болото. А дреговичи... (Это люди, которые жили на болотистых местах. Ребенок ставит болото и картинку с изображением человека).

Каждое племя огораживало, городило свое поселение. Называлось такое поселение «городище», (рассматриваем иллюстрацию и дети огораживают городище полян, городище древлян, городище кривичей).

– Какое современное слово произошло от слова «городище»? (Город).

– Дети, а как вы думаете, к какому племени могли относиться люди, которые жили в нашей местности? Выслушиваю предположения детей...(У нас много лесов, поэтому наши предки славяне могли быть древлянами. Могли быть и полянами, т.к. у нас выращивают хлеб...).

Но тяжело было славянам жить разрозненно, тяжело давать отпор врагам и решили они объединиться. (Дети убирают забор между племенами и делают один).

– Так более тысячи лет назад образовалось русское государство – Русь. (На столах дети выкладывают название «Русь»). Давайте отойдем подальше и посмотрим. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина.

3. – Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.

– Вспомните, пожалуйста. Как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри).

– А откуда вы знаете о богатырях? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

– Кто из богатырей вам больше нравится? (Дети высказывают свое мнение).

– Еще раз внимательно посмотрите на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).

– И мы восхищаемся до сих пор богатырями. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях.

Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай сделали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество.
И поклон вам от Руси и во веки веков.

– А можем мы сказать, что они передали свою великую силу, любовь к Родине нашим воинам? (Да, наши воины тоже смелые, отважные, сильные и всегда защищают свою Родину).

4. – У русского народа богатая история и культура. Храбрые и сильные богатыри защищали родные земли. Умелые мастера создавали красивые и полезные в быту вещи. Вспомните пожалуйста, где недавно вы побывали с Олесей Сергеевной? Что вы там изготовили? Хороший товар делали, нужный и радостный. Много труда, выдумки, любви вкладывали и мастера в свои изделия. Хотели и людей порадовать и денег заработать.

– Где же продавали посуду, игрушки, платки и прочий товар мастеровые люди? (На ярмарке).

– Зимняя ярмарка на Руси начиналась в декабре, как только открывался санный путь.

– Как вы понимаете это выражение? Из деревень везли на санях сельские жители в город свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное число народу. Были здесь продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки. Ну кто такие продавцы и покупатели вы конечно знаете, а вот кто такие балаганщики и зеваки? Балаганщиками в старину называли артистов, которые в легком пестром домике-балагане давали веселые представления с куклами.

– А как по вашему мнению, кто такие зеваки? Народ приходил на ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться, людей посмотреть да и себя показать. Поэтому и одевали на ярмарку все самое лучшее. Хотите побывать на ярмарке?

(Часть детей – продавцы. Другая – покупатели). «Продавцы» продают хохломскую посуду, дымковские игрушки, изделия городца и пр.

  1. Эй, народ, подходи,
    На гуся погляди!
    Густ, как индейка,
    И стоит копейку!

  2. Глядите, не моргайте
    Рты не разевайте,
    Ворон не считайте,
    По дешевке покупайте!

  3. Платки и платочки
    Для мамы и дочки!
    Подходи! Налетай!
    Покупай!

  4. Не товар, а сущий клад,
    Разбирайте нарасхват!
    Давай, подходи
    И других приводи!

  5. А вот посуда расписная!
    Была у царя такая.
    Да вся побилась
    А наша не бьется,
    Из нее ничего не прольется,
    Щи из нее вкусней,
    Да и каша добрей!

  6. Покупатели:
    Ну и что за товар!
    И тот хорош,
    И другой хорош,
    Выбирай, который хош!

  7. А вот пряник печатный
    Вкусный да сладкий
    Налетай, покупай
    И детишек угощайте

  8. Стреницы-бренцы,
    Ножи, веретенцы
    Ложки-плошки!
    Сковороды, лукошки!
    Топор, гребешок!
    Припасай денег мешок!

  9. Свистки и свисточки
    Для дочки с сыночком!
    Свистульки хороши,
    Голосят от души!

  10. Барашки да кони,
    Радость в вашем доме!
    Ни с кем не бранимся,
    Шутим, веселимся,
    Да уступать, не скупимся!

  11. Давай, давай,
    Поскорее забирай!
    Мы не только продаем,
    Бывает и даром даем!
    Перцу стручок,
    Да по затылку щелчок!

  12. Эй, старые, усатые,
    Рыжите, бородатые,
    Девки-вострушки,
    Старушки-хлопотушки!
    Подваливай валом,
    По дешевке продаем,
    Чуть не даром отдаем!

  13. А. вот. бублики
    Пышные, румяные
    В рот просятся сами
    Подходи, кто с деньгами!

5. Итог занятия: предлагаю ребятам снова вернуться в детский сад через «книгу».

Ребята где мы сегодня с вами побывали?

Что нового из нашего путешествия вы узнали?

Какие новые слова запомнили? Понравилось ли вам на Руси? Почему?

Список литературы:

  1. Кандрыкинской, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [Текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кандрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  2. Кондрыкинской, Л.А. С чего начинается Родина?[Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.