Использование графического редактора для выполнения эскизов моделей одежды с нанесением коми орнамента

Разделы: Информатика, Технология


Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована интеграционная технология развивающего обучения.

Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

Планируемый результат:

Для успешности обучения школьников в усвоении новых знаний, формирования умений, большое значение имеют универсальные учебные действия. Это личностные универсальные действия: самоопределение, самооценка. Показателем развития является смыслообразование, стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений. В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Большое значение для успешности обучения школьников имеют познавательные и коммуникативные универсальные действия. Учащиеся осознают необходимость нового знания, учатся перерабатывать информацию для получения необходимого результата, Так как в классе есть ребята, которые могут раньше всех выполнить задание, то для них предусмотрены дополнительные задания и задания повышенной сложности. Эти задания выделены курсивом и имеют дополнительное обозначение. На каждом этапе урока обозначены свои критерии выполнения заданий (в баллах), отражающие успешность учебной деятельности учащихся.

По данному уроку разработана технологическая карта № 1 и технологическая карта № 2. В технологической карте № 2 указан № слайда, соответствующий этапу урока.

План-конспект урока

Цель урока

  • Ознакомить учащихся с видами одежды, формировать понятие о процессе одежды, познакомить с профессиями по изготовлению изделий, закрепить знания коми орнамента.
  • Обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания продолжить формирование практических умений навыков во время работы в графическом редакторе Paint.
  • Научить учащихся применять компьютер для выполнения и составления эскизов орнамента для моделей одежды (фартук) с помощью компьютерной графики.

Планируемый результат: использование коми орнамента для применения отделки изделия.

Представление о планируемых результатах:

Личностные результаты учащихся:

  • Осознавать смысл изучения коми орнамента и успешного его использования в одежде.
  • Понимать значимость орнамента.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
  • Познавательные: ознакомить учащихся с видами одежды и профессиями по изготовлению швейных изделий.
  • Коммуникативные: уметь грамотно использовать элементы коми орнамента для нанесения с дальнейшим использованием его как образца для создания электронных копий с использованием компьютера.

Предметные результаты: знать вид одежды, кто участвует в ее изготовлении, применять коми орнамент для изготовления одежды с использованием графического редактора.

Ресурсы:

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном, компьютеры стенд “Коми край наш северный”, презентация “Одежда”, презентация “Коми национальный костюм”

Раздаточный материал:

Технологическая карта № 1

  • по технологии (программа УМК “перспективная школа”)

Учебная темаКонструирование”, 5 КЛАСС

Тема урока “Использование графического редактора для выполнения эскизов моделей одежды с нанесением коми орнамента ”.
  Научиться Получит возможность научиться
Научиться применять компьютер для выполнения и составления эскизов орнамента для моделей одежды (фартук) с помощью компьютерной графики. Самостоятельно подбирать элементы орнамента и правильно использовать их в одежде при использовании графического редактора.
Умения Предметные

Знать вид одежды, кто участвует в ее изготовлении.

Правильно выделять рисунок при помощи графического редактора.

Уметь работать с компьютером.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные:

Различать вид одежды, знать, кто участвует в ее изготовлении.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Осознавать смысл изучения коми орнамента и успешного их использования в виде одежды. Значимость правильного применения графического редактора.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство,

Краеведение,

Информатика,

Технология.

Базовая технология

Интеграционная технология развивающего обучения

Ресурсы

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном, компьютеры стенд “Коми край наш северный”, презентация “Одежда”, презентация “Коми национальный костюм”.диск с песнями о Печоре.

Инструментарий оценки

Рабочая тетрадь, Карточки с элементами коми орнамента. карточки опроса (технология), карточки для практической работы ( для нанесения коми орнамента), карточки для практической работы по информатике. На каждом этапе урока даны критерии выполнения задания ( в баллах)

 

Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат этапа Критерии выполнения задания
(в баллах)
1. Организационный момент Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Уточнить, как готовы дети к уроку.

- Оцените свою готовность к уроку.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку. Личностные результаты:

самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Критерии:

не готов к уроку – 0 б., готов к уроку -1 б.

(порядок на рабочем месте, настрой на урок).

2.Актуализация знаний Мотивировать учащихся на изучение темы. Учитель сообщает:

- Ребята, вы наверно удивитесь, что урок у нас с вами проходит в кабинете информатики. Мы сегодня проведем нетрадиционный урок. Прочитайте тему нашего урока.

(слайд № 1)

Учитель:

Одежда - одно из выражений, красоты.
А, как известно, подлинная красота
Сегодня эстетически воспитывает людей.
В том непреходящее знание красоты.
М.Горький

(слайд № 2)

- Как вы думаете, почему именно с этих строк мы начали урок.

Правильно. Сегодня вы узнаете, что такое одежда, на какие виды делиться одежда, кто участвует в процессе изготовления одежды.

Учитель:

Люди с древних времен носят одежду. Первобытные люди носили шкуры убитых животных.

(слайд № 3)

- Ребята, как вы думаете, что такое одежда?

Учитель:

А теперь проверим правильность ответа:

Учитель:

Одежду можно разделить на несколько видов.

Как вы думаете, на какие виды можно разделить одежду?

Какую одежду можно отнести к бытовой одежде?

Учитель:

К бытовой одежде, так же относиться торжественная одежда.

Какую одежду можно отнести к торжественной одежде?

Учитель:

Какую одежду можно отнести к спортивной одежде?

Учитель:

Какую одежду можно отнести к форменной одежде?

Учитель:

Какую одежду можно отнести к производственной одежде?

(слайд №4)

Учитель: К этой одежде можно отнести и специальную- это одежда , которую носят пожарники, водолазы, космонавты.

Учащиеся высказывают свои ответы:

На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают свои высказывания:

Мы будем говорить об одежде, кто ее изготавливает.

 

Учащиеся высказывают свои ответы:

одежда - это то, что покрывает тело человека

 

Учащиеся высказывают свои ответы:

- бытовую,

-спортивную,

-форменную,

-производственную

- к бытовой одежде относится-

одежда, которую мы носим с вами дома ,

торжественная одежда – это, которую мы одеваем на праздники, торжество, приемы.

спортивная одежда - работы спортом. предназначенная для занятия спортом.

форменная одежда- это одежду которую носят полицейские, военные, курсанты военного, речного и морского училища. Производственная одежда которую надевают для работы -каменшики, столяры, сварщики, повара.

Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнить,

Метапредметные результаты: Коммуникативные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Критерии:

Дано правильное значение всех слов – 2б,

допущена неточность в значении 1 слова – 1б.,

допущена неточность в значении -2 слов - 0 б.

3. Первоначальное восприятие и усвоение нового теоретического материала Познакомить учащихся с учебной задачей Учитель:

- Вам сегодня предстоит сделать открытия. Вы, как учёные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое..

-Ребята, а вы знаете - кто участвует в создании, разработке и пошиву одежды?

Учитель:

Правильно.

В процессе изготовления одежды участвуют специалисты, о которых мы сегодня поговорим с вами.

Учитель:

Художники- модельер, который придумывает новые модели и воплощает их в эскизы готовых изделий.

-художник- конструктор, воплощает идеи художника- модельера в чертежи и выкройки (лекала).

-Технолог швейного производства, определяющий способ изготовления швейного изделия с учетом сложности фасона, свойства ткани и современной технологии пошива изделия.

- Швея, непосредственно выполняет швейные операции. (слайд №5)

Учащиеся дают свои высказывания:

 

 

 

Учащиеся дают свои высказывания:

Слушая друг – друга

В разработке участвуют:

- художник

- модельер,

- швея.

Метапредметные результаты:

Aнализируют учебную задачу и принимают ее, сравнивают ответы ответами одноклассников, слушаю друг друга.;

Умеют выражать свои мысли.

Познавательные: различать схематические рисунка .

Коммуникативные:

Уметь работать, внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Критерии:

ответа все ответы правильно – 2 б., допущены

3 ошибки -1 б.,

4 ошибки и более

4. Постановка учебной задачи. Обобщать полученные знания учащихся при выполнении учебной программы. Учитель спрашивает:

Кто догадался, о чём мы будем говорить дальше?

- Кто сможет сказать?

- Правильно,.

(слайд №6)

Продолжим наш урок и поговорим о национальной одежде:

Учитель:

Каждый национальный костюм разнообразен. Но единое целое составляет фартук.

Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма. декоративная строчка, отделочная ткань.

В костюме народа Коми сосредоточенны черты и особенности народного создания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это – композиция и цвет, ритмическая система построения ,реализованные в крое одежды, орнамент.

(слайд №7

Учитель: Скажите, пожалуйста “Что такое орнамент?”

Правильно.

Существует много различных видов орнамента, с которыми вы белее познакомитесь на уроке изобразительного искусства.

Учитель:

Что чаще всего изображают в орнаменте народа Коми? Учитель:

Правильно.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

При изготовлении Коми национальной одежды применяли различные отделки, с учетом национальных традиций.

Учитель:

Сейчас проведём с вами игру.

Я буду загадывать загадки, а вы пользуясь карточками будите показывать мне ответ:

1.По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

2.Стройный. быстрый,
Рога ветвистые,
Пасется весь день.
Кто это?

3.Её всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим.
Стой колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

4.За зверем он плетется
Хоть вместе остается.

5.Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

Не пекарь, а печет.

6. В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.

7.Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит-
Клювом хватает.

 

Высказывают свои ответы:

-Мы узнаем, что-то новое на уроке.

-Будем говорить о национальной одежде и нанесем рисунок на изделие при помощи графического редактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают свои высказывания:

 

Орнамент-узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают свои высказывания

В орнаменте - народа Коми , изображают: еловые шишки, фигуры оленей, солнце, ягоды, чум, птиц, рога оленя.

Учащиеся отгадывают загадки ,показывая ответ карточками на которых изображены графические рисунки ответа на загадку.

 

 

 

 

 

 

Ответы к загадкам

1.Баран,

2.Олень,

3. Ель,

4.Следы,

5 Солнце.

6.Чум,

7. Чайка

Метапредметные результаты:

Анализируют учебную задачу и принимают ее, сравнивают с ответами одноклассников слушая друг друга.

Критерии:

ответа все ответы правильно – 2 б., допущены

3 ошибки -1 б.,

4 ошибки и более - 0 б.

5. Динамическая пауза Дать возможность детям отдохнуть Учитель:

(Проводит физ. минутку вместе с учащимися)

Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены.Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться ( 10-15 сек.)

И.П- сидя на стуле, руки на поясе.

1.-руки к плечам, кисти на поясе.

2.-руки вверх, потянуться, кисти выпрямить;

3.-руки к плечам, кисти в кулак.

4.-“ уровень” руки вниз(Темп медленный, повторить 3-4 раза)

И.П- сидя на стуле, руки опушены.1-2 раза -поднять плечи,

подтянуть плечи, пытаясь коснуться мочек ушей;(Темп средний, повторить 4-6 раз).

Учащиеся делают физ.минутку вместе с учителем. Внимательно слушают задания учителя. Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Познавательные:

Знать правильность выполнения.

Критерии:

Правильность выполнения и меньше допускать ошибки.

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания Учитель:

И наша задача нарисовать орнамент. Орнамент, как вы знаете бывает односоставной, где повторяется только один элемент орнамента, либо двухсоставный, где чередуются два элемента орнамента.

Учитель информатики:

Ребята, перед тем, как начать выполнять практическую работу, вы должны подумать и подобрать такие элементы на ваш фартук, которые вы бы могли нанести с помощью графического редактора на изделие.( Во время пр.ра-ты звучит музыка о Печоре)

(Слайд№ 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняю практическую работу

Метапредметные результаты:

Самоопределяются УД.

Личностные результаты:

Осознают смысл изученного материала, понимают правильность выполнения.

Критерии:

Правильно выполняют задания

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. Учитель информатики:

На первом уроке, вы познакомились с видами одежды, национальной одеждой; попробовали себя в роли художника – модельера.

А сейчас перенесёмся в другой зал нашей мастерской. На дворе 21 век. Большинство предприятий используют компьютерную технику для производства. Представьте, что вы директора швейной фабрики. Запускаете в массовое производство одежду с вышивкой национального орнамента. Есть два варианта для достижения поставленной цели:

“Как вы думаете, кто является исполнителем нанесения орнамента на изделие?”

(Человек или машина).

Учитель:

Почему?

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Самоконтроль и самооценка.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение-

Машина.

 

Устное высказывание учащихся:

Выбор второго варианта наиболее рационален и выгоден для фабрики.

Метапредметные результаты:

Сформулированный способ деятельности.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Критерии:

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок.

8. Контроль за процессом и результатом учебой деятельности. Проконтролировать умении учащихся использовать полученные знания и умения Учитель:

Для достижения этой цели вам надо создать эскиз орнамента,(учащимся выдают задания №1)

Учитель:

Посмотрите на свои эскизы и скажите “ К какому виду информации ,относится орнамент?”

Учитель:

Правильно. На предприятиях, где используются машины с программным управлением, работают компьютерные дизайнеры .Их задача, создание электронного эскиза. Далее программисты пишут программу для нанесения данного эскиза, а затем эта программа используется для переноса данного рисунка на изделие. Вы согласны попробовать себя в роли компьютерных дизайнеров?

Учитель:

Но в начале, вспомним инструменты графического редактора.(задание №1”

 

Учащиеся выполняют практическую работу(наносят рисунок на макет фартука)-задание №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное высказывание учащихся:

Орнамент относится к -графической информации.

 

Устное высказывание учащихся:

-Графический редактор

Paint.

Устное высказывание учащихся:

- Да!

На столе у учащихся лежат листочки с заданиями

(задание №1”

 

Метапредметные результаты:

Сформулированный способ деятельности.

Личностные результаты:

Самоопределяются в УД

 

Критерии:

3б-все выполнили правильно,

2б-допушено 2-3 ошибки,

1б- более 3 ошибок.

    Учитель:

Прежде, чем приступить к работе за компьютером, мы должны составить порядок действия. “Что вы должны создать за компьютером?”

Учитель:

Правильно.

“Что мы для этого будем использовать?”

Учитель:

Обратите внимание на изделие фартука .Фартук не имеет орнамента . Ваша задача: создать орнаментальную полоску, которая у вас изображена на эскизе Орнамент будете создавать на ободном месте фартука.. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить рисунок.

Учитель:

По завершению работы , вы должны отправить файл на для рабочий стол учителя. Для демонстрации ваших работ, через проектор.

 

 

 

Устное высказывание учащихся:

-Орнаментальный мотив.

 

Устное высказывание учащихся:

-Графический редактор.

Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь опорными карточками.№2

 

 

Учащиеся выполняют практическую работу:

По завершению работы, файлы отправляем на рабочий стол учителя, и

   
9. Рефлексная деятельность Сформулировать личную ответственность за результаты своего труда Учитель информатики:

(Пока учитель информатики собирает файлы через сетевое окружение, учитель технологии подводит итоги с учащимися.)

демонстрируют через проектор

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок

Личностные результаты:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценить результат работы своих одноклассников

Критерии:

Самореализация, самоопределение, рефлексия.

10. Домашнее задание Дать инструктаж выполнения домашнего задания. Учитель:

(Записать домашнее задание на доске).

-Прочитайте домашнее задание про себя.

- На, что особо надо обратить внимание при выполнении этого задания.

На этом наш урок завершен. Благодарим вас за хорошую работу.

Учащиеся читают задание про себя. Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают ,как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Оценить результат выполнения задания; сравнить свои ответы с ответами одноклассников.

Личностные результаты:

Осознавать смысл изученного материала, понимать значение национального достоинства.

Критерии:

Самореализация, самоопределение.