Урок внеклассного чтения "Слеза несбывшихся надежд…"

Разделы: Литература


Цель: проследить традиционные мотивы военной прозы и поэзии советских писателей и поэтов в рассказе кузбасского писателя В.А.Корсукова.

Задачи:

  1. Обозначить традиционные мотивы в произведениях о Великой Отечественной войне в творчестве советских писателей.
  2. Познакомить обучающихся с творчеством (на примере рассказа «Отцвела сирень») кузбасского писателя В.А.Корсукова.
  3. Определить традиции произведений советских писателей о Великой Отечественной войне в рассказе В.А.Корсукова «Отцвела сирень».
  4. Развивать познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
  5. Воздействовать на эмоции и чувства обучающихся.
  6. Поддерживать ситуацию успеха на уроке.
  7. Развивать интерес к урокам литературы.
  8. Развивать интерес к литературе родного края.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (Приложение 1. Слайд №1).

Наш урок внеклассного чтения мы неслучайно проводим после изучения рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», так как данное произведение тесно связано с другим, автором которого является кузбасский писатель Виктор Александрович Корсуков. Мы познакомимся с эпизодами его рассказа «Отцвела сирень» и проследим, какие традиционные мотивы произведений о Великой Отечественной войне советских писателей и поэтов с мировым именем находят своё отражение в рассказе писателя-земляка.

Хочется отметить, что, к сожалению, мало мы знаем произведений своих региональных писателей и поэтов, тираж их книг невелик. Этот урок призван обратить внимание на творчество писателей-земляков, так как они поднимают в своих произведениях не менее важные проблемы, нежели именитые писатели. Пожалуй, именно писатели родного края, как никто другой, с участием и болью воспринимают проблемы малой родины.

II. Знакомство с творчеством В.А.Корсукова (Слайды №2-8).

Краткий рассказ о судьбе Виктора Александровича Корсукова – писателя, с произведением которого предстоит познакомиться на уроке.

III. Введение в тему урока.

Итак, перед тем, как обратиться к рассказу Корсукова «Отцвела сирень», я предлагаю вам вспомнить ранее изученные произведения о Великой Отечественной войне. Назовите их.

Предполагаемые ответы детей: Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»; К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь»; С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; М.Шолохов «Судьба человека».

Давайте обратимся к рассказу М.Шолохов «Судьба человека». Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу?

Предполагаемые ответы детей: повёз боеприпасы под огнём врага; попав в плен, не стал предателем; терпел все тяготы плена; дважды бежал; совершив побег во второй раз, захватил немецкого офицера; взял на воспитание ребёнка.

Часто произведения экранизируются. Обратимся к эпизоду фильма «Судьба человека» (Приложение 3).

IV. Видеосюжет (Слайд № 9).

(Просмотр эпизода, где Андрей Соколов признаётся Ване, что он его отец. Обсуждение фрагмента х/ф.)

В целом, о чём это произведение?

Предполагаемые ответы детей: какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит души и судьбы людей, место выживших в мирной жизни, надежда на счастливую жизнь для подрастающих поколений.

V. Чтение в сокращении рассказа В. Корсукова «Отцвела сирень». (Приложение 2)

Переходим к знакомству с рассказом «Отцвела сирень».

Задание для работы в группах (Слайд №10):

1 группа: Что вы узнали о главном герое и его семье?
2 группа: Какую смысловую нагрузку несут сны главного героя?
3 группа: В чем особенностях речи главного героя?

VI. Беседа по содержанию. Работа в группах.

1. Какие чувства возникли у вас от прочитанного?

2. О ком, о чём это произведение?

3. Слово первой группе: что мы можем сказать о главном герое, его семье?
Предполагаемые ответы детей: инвалид, участник Великой Отечественной войны, оплакивает погибших сына, внука, умершую рано жену, заботится о правнуке, ходит на дорогие могилы, разговаривает, как с живыми.

4. Слово второй группе: о чём сны героя? Зачем автор вводит в повествование сны? Сколько их?
Предполагаемые ответы детей: чтобы лучше понять внутреннее состояние героя, его мысли, чувства, а главное, что он не всё ещё сделал в своей жизни - не поднял на ноги внука, не научил его уму-разуму. О том, какое герой принимает решение относительно будущего внука, мы также узнаём из сна.

5. Задание для всех:
А) Обратимся к эпизоду, когда старик приходит на кладбище. Как он ведёт себя? Кто приходит туда? Какие подробности мы узнаём из этого фрагмента?
Б) Можно ли с уверенностью сказать, какое решение принимает герой относительно внука?

6. Слово третьей группе: нашли ли вы что-нибудь особенное в речи героя? Аргументируйте свой ответ. Встречались ли вам герои, говорящие так же?
Предполагаемые ответы детей: речь героя делает его ближе к простому народу. Герои рассказов В.Шукшина.

7. Зачитаем последние строки рассказа: «И сирень отцвела. А жаль». Как вы думаете, что этим хотел сказать автор? Как последние строки перекликаются с названием произведения?
Предполагаемые ответы детей: жизнь прошла, не всё успел сделать. Рано ещё умирать, рано отчаиваться и складывать руки. Надо жить! Верить в лучшее!

8. Какие строки произведения вызвали у вас сопереживание?

VII. Традиции произведений советских писателей в рассказе В. Корсукова «Отцвела сирень».

А) Мы познакомились с эпизодами рассказа В. Корсукова «Отцвела сирень». Как вы думаете, чем похожи рассказы М.Шолохова и В. Корсукова?

Предполагаемые ответы детей:
1. Оба главных героя – участники Великой Отечественной войны.
2. Оба потеряли родных.
3. Оба заботятся о маленьких мальчиках.
4. Обоим рано думать о смерти: надо вырастить детей.
5. Оба верят, что жизнь станет лучше.

(Слайд № 11 демонстрируется после ответов детей)

Б) Как вы думаете, почему урок назван «Слеза несбывшихся надежд»?

Предполагаемые ответы детей: мечта о счастливой жизни с семьёй рассыпалась из-за войны, жизнь, по сути, прошла. Надо как-то жить дальше. Осталась одна надежда – подрастающий мальчишка.

У Михаила Исаковского есть стихотворение «Враги сожгли родную хату». Оно – ещё одно яркое подтверждение традиционных мотивов в произведениях о Великой Отечественной войне.

(Учитель наизусть читает стихотворение.)

В) Какие традиционные мотивы произведений о Великой Отечественной войне советских писателей и поэтов находят отражение в рассказе кузбасского писателя В.Корсукова?

Предполагаемые ответы детей:
1. Любая война – страшная трагедия, которая калечит судьбы и души людей.
2. Место выживших в современном мире.
3. Надежда на счастливую жизнь для подрастающего поколения.

(Слайд № 12 демонстрируется после ответов детей)

VIII. Итог урока. Заключительное слово учителя.

Мы убедились, что темы, затронутые В.Корсуковым в рассказе, являются традиционными. К сожалению, тема войн не может быть закрыта, пока земля сотрясается от взрывов, пока гибнут люди, льётся кровь и раздаётся плач женщин и детей. А ведь читая ещё «Слово о полку Игореве», мы слышим плач Ярославны по не вернувшемуся из похода Игорю. В этом плаче выражена скорбь тысяч женщин Руси, а сколько слёз было выплакано потом, в годы Великой Отечественной войны! А в чеченскую?! Сколько ещё слёз должно пролиться, сколько сломаться судеб и погибнуть людей, чтобы настал мир на Земле? Вот такие животрепещущие проблемы ставят в своих произведениях не только именитые писатели и поэты, но и автор рассказа «Отцвела сирень» – кузбасский писатель В.А.Корсуков.

IX. Домашнее задание.

Прочитать всё произведение В.А.Корсукова «Отцвела сирень».