Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность

Разделы: История и обществознание


В начале XXI века российское общество претерпевает существенные изменения. В связи с этим, перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации проектно-исследовательской деятельности.

На уроках я всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом, чтобы процесс познания для них носил творческий характер, чтобы через разнообразные виды учебной деятельности ученик овладел универсальными учебными действиями - УУД, личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными, имеющими значение не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Советский педагог В.П.Беспалько говорил, что “любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством”. Этим обусловлено введение в образовательную программу на основе ФГОС проектной и исследовательской деятельности.

Рассмотрим основные понятия темы. Что понимается под исследовательской деятельностью?

“Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением”. (1, стр. 34-42)

Полат Е.С. предлагает следующую “классификацию исследовательских методов:

  • индивидуальные (реферат, презентация, буклет и т. д.);
  • парные и групповые;
  • творческие;
  • ролево-игровые.

Организация исследовательской работы с учащимися в изучении истории и обществознания даёт возможность решить ряд задач:

  • осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала;
  • познакомиться с методами исследования. Показать алгоритм эксперимента и методы анализа;
  • научить формулировать гипотезу исследования, его цели, задачи;
  • приобщить к разнообразным формам организации исследовательской деятельности, формам итогового оформления и оценивания её результатов”. (2, стр. 112)

Говоря об исследовательской деятельности, нельзя не сказать и о проектной, так как это практически неразрывные понятия. Ведущий специалист в области проектной деятельности учащихся Полат Е.С. определяет метод проектов “как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом”. (2, стр. 113).

Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что, проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания, как правило, имеет следующие этапы:

  1. Каждый проект начинается с идеи. Если она пришла в голову ученикам, то это замечательно. Но, считаю, что инициировать исследовательскую деятельность должен учитель, пусть даже и не явно. Он должен навести учащихся на мысль, на противоречие, на животрепещущий вопрос. Исходя из этих предпосылок, формулируется тема проекта.
  2. Затем осуществляется изучение уровня предварительных представлений и опыта учащихся по теме проекта. Можно познакомить учащихся с направляющими вопросами проекта, чтобы узнать, что по этому поводу они думают. Это - своего рода оценивание, которое не носит окончательный характер, так называемое формирующее оценивание.
  3. Значимым моментом при реализации проектов является сотрудничество учащихся. Это дает им возможность общения, возможность быть оцененным в коллективе сверстников.
  4. Презентация продукта. В итоговых работах по проекту ученики демонстрируют понимание вопроса и усвоение стандартов. Для этого они работают с различными источниками информации. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании проекта способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета. Возможность защиты своей работы помогает формированию навыков публичных выступлений, накоплению опыта разнообразной учебной деятельности, снижает в дальнейшем страх перед необходимостью выступать на аудиторию.

На уроках истории и обществознания применяю различные виды проектов:

1. Мини-проекты, “осуществляемые в ходе одного-двух уроков, в формате “мозгового штурма”, анализа документальных источников и произведений искусства”. (3, стр. 45)

Например, на уроке истории в 5 классе учащиеся принимали участие в проекте “По следам древних цивилизаций”, в рамках повторительно-обобщающего урока по теме “Древний Восток”. (Приложение)

В процессе урока учащиеся делятся на несколько творческих групп, которые отправляются в научно-исследовательскую экспедицию “По следам древних цивилизаций”. В ходе путешествия учащиеся закрепляют навыки и компетенции, полученные на предыдущих уроках по теме “Древний Восток” - умение ориентироваться по карте, знания достижений культуры древних цивилизаций, важнейших дат древней истории, знание исторических личностей; навык работы с историческим текстом и документом, умение извлекать информацию, анализировать, обобщать факты, делать выводы.

Каждая группа получает маршрутный лист, в котором в ходе урока необходимо нанести маршрут путешествия. Ребятам предварительно не было известно, по следам какой цивилизации они отправятся. Об этом они должны догадаться, восстановив текст, вставив пропущенные слова. Затем учащиеся должны были рассказать об особенностях одной из древних цивилизаций – Египте, Индии, Китае; вспомнить, какие достижения культуры были в этих цивилизациях.

Один из этапов урока носил исследовательский характер. Ребятам предстояло обобщить все свои знания и ответить на проблемный вопрос: Почему древние цивилизации возникали именно на Востоке? Что общего было в природных условиях, занятиях, культуре, религиозных представлениях, государственном устройстве древних цивилизаций. Результаты своих исследований ребята должны были представить на отдельных листах с применением рисунков, схем, коллажа и т.д.

2. Проекты средней продолжительности, осуществляемые в течение недели-месяца. Проекты по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период.

Например, при изучении темы “Культура и повседневность 90-х годов ХХ века” в курсе истории России в 9-м классе предлагаются темы: “Американизация российской жизни”;
“Музыка и молодёжная субкультура 90-х”;
“Модернизация российского образования: ЕГЭ – за и против”;
“Новые направления в искусстве и живописи 90-х годов” и другие темы.

Ставится проблемный вопрос для всех:

“Есть ли необходимость во всём подражать американцам?”, на который каждая группа отвечает своим содержанием.

3. Длительные (или долгосрочные) проекты, на которые отводится период от одной четверти до года.

К долгосрочным проектам можно отнести проект по теме “И вечной памяти 12 года” в 7-м и 8-м классе, посвящённый 200-летнему юбилею Бородинского сражения, и 400-летию освобождения Москвы от польских интервентов. В ходе реализации этого проекта, создавалось несколько разновозрастных творческих групп, в которые входили не только учащиеся 7–8 классов, но и ученики 4-6 классов.

1-я группа – художники – воссоздавали художественные образы исторических событий, галерею выдающихся личностей;

2-я группа – корреспонденты – работали над выпуском исторического альманаха “Колесо истории”, куда помещались очерки, сочинения, эссе, посвящённые юбилейным историческим событиям.

3-я группа – режиссёры – разрабатывали сценарий внеклассного мероприятия, в игровой форме – интеллектуального турнира знатоков “Недаром помнит вся Россия”.

Заключительным этапом данного проекта стала игра, и это не случайно. Игра является тем волшебным средством, которое способно разжечь познавательный интерес. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Игра - это азарт и вдохновение. На уроках истории и обществознания используется на этапе обобщения пройденного материала (тема, раздел, курс) интеллектуально-познавательная игра “Своя игра”, “Что, где, когда”, “Брейн-ринг”, “Звёздный час” и т. д.

Данная форма сочетает в себе следующие возможности:

  • интерактивные (действия учителя, вызывают ответ учащихся);
  • мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);
  • высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);
  • креативность мышления учащихся;
  • Эффективность применения: продуктивность работы, экономичность (экономит время на уроке);
  • наглядность; представить материал в цифровом формате (включить карты, иллюстрации, познавательные вопросы, исторические головоломки);
  • многократность применения.

Как оценить работу учащихся над проектом. У меня в процессе работы, выработаны свои критерии оценивания:

  • значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
  • активность каждого участника проекта;
  • творческая самостоятельность авторов проекта;
  • соблюдение требований к созданию проекта;
  • речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

В заключение, мне хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов – личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Используемая литература:

  1. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. с. 34–42.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1999. С. 112.
  3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. Изд. Учитель, № 1. 2000. С. 41–45.