Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий;
  • Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
  • Осознание учащимися ценности и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
  • Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения.

Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

С этими раздумьями я решила провести небольшое исследование среди старших классов. Учащимся 10-11 классов раздали анкеты и попросили их ответить на следующие вопросы:

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

Всего 3 – 5 лет 6 – 10 лет 10 – 13 лет 14 – 16 лет
32 2 4 7 19

На вопрос “Кто повлиял на твой выбор?” голоса разделились так:

  • Родители - 10%
  • Сам – 8%

Занятия в кружке, секции – 15%

  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

Проведение беседы по материалам экскурсии.

Февраль Телеурок “На животноводческой ферме”.
Март Беседа “Уважение к людям труда” (рассказы родителей о своем труде).
Апрель Беседа. Телеурок “Весенние работы в саду, огороде, поле”.
Май Выставка рисунков “Все работы хороши!”

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус...”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Изучив и проанализировав данную проблему по профориентации в начальных классах, я пришла к следующим выводам:

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Приложение.

IV. Библиография.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.:Педагогика, 1996.
  2. Гузеев В.Основа авторской технологии.- Народное образование. - №9, 1997.
  3. Основы педагогического мастерства / По ред. Зязюна И.Я. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский дом “Багиров”, 1998.
  5. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета “Школьный психолог” №10, 21, 28, 2004.
  6. Родионов В.А. Практическая психология в школе. – Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2003.
  7. Крамов В. Коротко о профессиях. - Издательство “Молодая гвардия”, 1996.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: “Просвещение.” 1994.
  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М.: Владос Пресс. 2003.
  10. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог.М.: “Книга”.1993.
  11. Белянкова Н. Профориентационная работа.- Журнал “Воспитание школьников”.№6, 2004.