Социо-игровая технология в коррекции речевых нарушений

Разделы: Логопедия


“Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем!”
Экклезиаст

Введение

В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: “оригинальная методика обучения правильной речи”, “современные подходы к обучению чтению”, “педагогическая технология” и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – “хорошая методика”. Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного. Если новое – хорошо забытое старое, то, может быть стоит пользоваться старыми терминами, известными методиками? Хорошо забытое старое возрождается только при появлении нового. Два варианта – старый и новый – в своих деталях обязательно будут отличаться. В трудах классиков коррекционной педагогики я нахожу массу мудрых мыслей, которые актуальны сегодня в работе с детьми с нарушениями речи. Но эти мысли стали понятными после того, когда к ним пришла самостоятельно. Благодаря современному пониманию “новой проблемы” открывается мудрость веков в решении проблемы.

Наука о понимании – герменевтика – констатирует, что в книгах можно найти пищу для размышления над уже знакомыми, доступными для понимания проблемами или подтверждение правильности своих решений. Но не сами решения! Социо-игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, название которого перекликается с его внутренней сущностью. Мы привыкли считать, что работа будет спориться при условии хорошего настроения. При социо-игровом подходе оказывается наоборот: условием хорошего настроения становится именно сама работа. Формулировка “социо-игровая педагогика” станет формулировкой собственной, содержательной, если логопед примет и усвоит идею не через подражание, а через собственное открытие-понимание этого подхода к коррекции речевых нарушений. Только тогда социо-игровой стиль в коррекционно-развивающей работе логопеда будет личностным.

В практической деятельности коррекционная педагогика всегда индивидуальна. Социо-игровой стиль из абстрактной идеи станет реальной коррекционно-педагогической технологией, если большинство логопедов найдут свой собственный вариант применения этих подходов.

Особенности социо-игрового подхода в коррекции речевых нарушений

Несколько лет назад я прочитала книгу Е.Е.Шулешко, А.П.Ершовой, В.М.Булатова “Социо-игровые подходы к педагогике”, мне посчастливилось принять участие в практических семинарских занятия Е.Е.Шулешко. Имея опыт работы в должности воспитателя, методиста детского сада, я, как учитель-логопед, определила для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе:

Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция логопеда: преподнесение коррекционно-развивающих заданий. Если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.

Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Таким образом, переосмыслив свои взгляды на коррекционную работу, я выделила для себя основные принципы социо-игрового подхода.

Принципы социо-игрового подхода в работе логопеда

Принцип игры-жизни микрогруппы: организация коррекционно-развивающего занятия как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами 3-6 детей с нарушениями речи) и одновременно в каждой из микрогрупп, деление детей на группы является приёмом, возвышенным до принципа (именно в подгрупповой работе таятся корни успеха коррекционной работы)

Принцип изменения роли логопеда: изменение судейской (оценивающей) роли логопеда-судьи и переход на роль логопеда-советчика, оценка успеха-неудачи, отработанная собственными усилиями, точнее и полезнее для развития ребёнка, чем оценка “хорошо-плохо” со стороны логопеда.

Принцип решения коррекционно-развивающих задач: интегрированность – взаимосвязанный, гармоничный, целостный процесс (решение коррекционных, воспитательных, образовательных, развивающих задач логопедом; специалистами, родителями), коррекционные занятия как естественная жизнь детей с использованием накопленного личного опыта и определённых знаний, детей увлекает сама возможность проявлять инициативу и применять свой опыт на занятиях.

Принцип полифонии: в логопедии – “голос” ребёнка с речевой патологией самоценен и значим для общего “звучания”, для решения поставленных логопедом задач в совместной деятельности.

Первостепенное значение для “живого” проведения коррекционных занятий имеет позиция

логопеда, выступающего в роли “советчика”, “режиссёра”, отказывающегося от роли “судьи”, “разъяснителя”. Я определила для себя основные игровые задания-упражнения, которые способствуют социальному развитию и общению детей с нарушениями речи. Игровые задания-упражнения предлагаются: группе детей с нарушениями речи, малым группам, парам, “тройкам”, индивидуально. Игровые задания-упражнения выполняются: по мере готовности детей, по согласованным правилам, в заданном порядке, по считалке (определяется последовательность), для всей группы детей, для выбранных пар, групп. Основные условия проведения игровых заданий-упражнений, когда выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным (не существует “лучшего”, “правильного” ответа или способа действия), через ситуации сотрудничества создаются ситуации для реализации собственных возможностей каждого ребёнка с речевой патологией. Игровые задания-упражнения с использованием сформированного у детей навыка ориентировки в пространстве, для творческого самоутверждения в ситуациях сотрудничества, которые я классифицировала и предлагаю детям на коррекционных занятиях детям с нарушениями речи, способствуют повышению качества коррекции речевых нарушений.

Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи

С использованием навыка ориентировки в пространстве
Название Правила проведения
“Что

изменилось?”

Логопед предлагает детям осмотреться вокруг и определить, что стало

по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т.п.) Варианты: о чём можно сказать, что это удивительное, радостное, похожее, яркое, жидкое, жесткое, др.; над, под, ниже, выше, рядом, между и т.п.

“Что слышно?”

(за окном, за дверью и т.п.)

Логопед предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты: логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.
“Шумы” Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют: Что? Где? Когда? Вариант: исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков.
“Люблю – не люблю” Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю, …”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …”
“Зеваки” Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. “Зевака” выходит из игры. Варианты: ходьба спиной вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов, слов, др.
“Сядь по знаку” Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант: ведущий меняет темы игры (медленно-быстро; быстро-медленно); отвлекает игроков разговорами)
“Узнай по голосу” Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу). Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант: “Жмурки” - на ощупь узнать одного из игроков.
“Встань по пальцам” Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова “замри” должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.
“Руки - ноги” Играющие сидят (на стульях, на ковре). Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.). Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.
Для творческого самоутверждения в ситуациях сотрудничества
“Животные” Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних). Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант: играющие выбирают животных и место обитания.
“Что на что похоже” Логопед предлагает найти сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант: назвать или обыграть, показать жестами.
“Превращение предмета” Логопед предлагает с помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т.п.)
“Обыграй превращение” Логопед передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его “яблоко”, играющие “едят”, “нюхают”)
“Превращение комнаты” Логопед предлагает с помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т.п.). Вариант: сохранить единый замысел для всех играющих (“лес”), где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры)
“Времена года” Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке)
“Зеркало” Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - “зеркало”, другой - стоящий перед ним. “Зеркало” должно повторять движения. Варианты: логопед (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, а играющие – “осколки зеркала”, его отражающие; “отражается” выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т.п.
“Тень” Играющие парами двигаются по комнате: один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия партнёра.
“Эхо” Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. “Эхо” по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие “эхом” повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.
“Загадки” Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т.п.), отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант: дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков)
“Изобрази профессию” Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)
“Волшебная верёвочка” Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м), узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами.
“Давайте посчитаемся” Логопед предлагает всем вместе найти варианты произношения считалок:

по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией

(!, ?, .), рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает), один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши), произносят слова по очереди (с закрытыми глазами), рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты.

Представленный ниже конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с дислалией демонстрирует возможность использования социо-игровых приёмов в коррекции звукопроизносительной стороны речи.

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Тема: автоматизация звука [ Ц]

Цель: закрепление правильного произношения звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи: Воспитывать умение анализировать звукопроизношение других детей, находить и исправлять ошибки собственного неправильного произношения. Учить техническим средствам речи (интонационная выразительность). Развивать навыки звуко-слогового анализа. Закреплять навык работы в подгруппе (парами, тройками, всей подгруппой).

Структурные элементы занятия Социо-игровые приёмы Инструментарий
Организационный момент “Эхо”: логопед (или выбранный ребёнок) воспроизводит несложный ритмический рисунок, по сигналу (по взгляду или др.) дети повторяют ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)  
Мотивация, тема занятия. “Разрезная картинка”: сюжетная картинка со звуком [ Ц] (цыплёнок Цыпа) – дети собирают картинку, угадывают тему занятия: научим цыплёнка правильно произносить звук [ Ц] . Картинный материал
Изолированное произношение звука [Ц] “Волшебная палочка”: дети выполняют задание по очереди друг за другом (артикуляционная гимнастика, артикуляционный уклад, правильное произношение звука) “Волшебная палочка” – предмет по выбору детей (мяч, карандаш, игрушка и др.)
Автоматизация произношения звука [Ц] в слогах “Эхо” (с мячом): проговаривание слоговых цепочек. Говорящий (логопед, ребёнок) произносит – играющие “эхом” повторяют, точно так же, как было произнесено автором (интонационная выразительность: тихо-громко, грустно-радостно). Деление на пары по считалке “Цыпа, Цыпа, не сердись, Лучше в пару становись: 1-2-3 – пару бери”
Автоматизация произношения звука [ Ц] в словах, фразах “Слова со звуком [ Ц] ”: игра начинается со слов “Я вижу…”. Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется в микрогруппах. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. Деление на группы по выбору детей (по росту, по цвету глаз, по росту, по желанию, по именам и т.п.). Картинки со словами на звук [ Ц] (в начале, в середине, в конце слова)
Звуковой анализ Слова из предыдущей игры: дети проводят звуковой анализ самостоятельно, потом проверяют выполнение друг у друга (ходят в гости), слоговой анализ (деление слов на слоги) проводится всей подгруппой Карточки-слова, фишки для звукового анализа
Рефлексия Анализ: как учили цыплёнка Цыпу правильно произносить звук [ Ц] ? (индивидуально, парами, микрогруппой). Цыплёнок благодарит детей - силуэтное изображение цыплёнка: соединить точки по порядку. Карточки с силуэтным изображением Цыпы

Хочется отметить, что ситуации сотрудничества создаются логопедом на коррекционном

занятии для реализации возможностей каждого ребёнка с нарушением речи различной степени тяжести (ОНР, ФФНР, дислалия, заикание и др.). Дети имеют возможность сделать самостоятельный выбор вариантов ответов и действий при выполнении заданий, и это признаётся равноправным, потому что при социо-игровом подходе не существует “идеального” ответа или способа действия. Именно в этом я вижу самоценность данной технологии в коррекции речевых нарушений, которая способствует повышению качества коррекционной работы логопеда.

Список литературы.

  1. Букатов В.М. О бабочке социо-игрового стиля /Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”, http://setilab.ru, 2012
  2. Букатов В.М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
  3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо - игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
  4. Шулешко,  Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5-7 лет чтению, письму и счету / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 384с.