“Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем!”
Экклезиаст
Введение
В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: “оригинальная методика обучения правильной речи”, “современные подходы к обучению чтению”, “педагогическая технология” и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – “хорошая методика”. Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного. Если новое – хорошо забытое старое, то, может быть стоит пользоваться старыми терминами, известными методиками? Хорошо забытое старое возрождается только при появлении нового. Два варианта – старый и новый – в своих деталях обязательно будут отличаться. В трудах классиков коррекционной педагогики я нахожу массу мудрых мыслей, которые актуальны сегодня в работе с детьми с нарушениями речи. Но эти мысли стали понятными после того, когда к ним пришла самостоятельно. Благодаря современному пониманию “новой проблемы” открывается мудрость веков в решении проблемы.
Наука о понимании – герменевтика – констатирует, что в книгах можно найти пищу для размышления над уже знакомыми, доступными для понимания проблемами или подтверждение правильности своих решений. Но не сами решения! Социо-игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, название которого перекликается с его внутренней сущностью. Мы привыкли считать, что работа будет спориться при условии хорошего настроения. При социо-игровом подходе оказывается наоборот: условием хорошего настроения становится именно сама работа. Формулировка “социо-игровая педагогика” станет формулировкой собственной, содержательной, если логопед примет и усвоит идею не через подражание, а через собственное открытие-понимание этого подхода к коррекции речевых нарушений. Только тогда социо-игровой стиль в коррекционно-развивающей работе логопеда будет личностным.
В практической деятельности коррекционная педагогика всегда индивидуальна. Социо-игровой стиль из абстрактной идеи станет реальной коррекционно-педагогической технологией, если большинство логопедов найдут свой собственный вариант применения этих подходов.
Особенности социо-игрового подхода в коррекции речевых нарушений
Несколько лет назад я прочитала книгу Е.Е.Шулешко, А.П.Ершовой, В.М.Булатова “Социо-игровые подходы к педагогике”, мне посчастливилось принять участие в практических семинарских занятия Е.Е.Шулешко. Имея опыт работы в должности воспитателя, методиста детского сада, я, как учитель-логопед, определила для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе:
Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.
Особая позиция логопеда: преподнесение коррекционно-развивающих заданий. Если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.
Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.
Таким образом, переосмыслив свои взгляды на коррекционную работу, я выделила для себя основные принципы социо-игрового подхода.
Принципы социо-игрового подхода в работе логопеда
Принцип игры-жизни микрогруппы: организация коррекционно-развивающего занятия как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами 3-6 детей с нарушениями речи) и одновременно в каждой из микрогрупп, деление детей на группы является приёмом, возвышенным до принципа (именно в подгрупповой работе таятся корни успеха коррекционной работы)
Принцип изменения роли логопеда: изменение судейской (оценивающей) роли логопеда-судьи и переход на роль логопеда-советчика, оценка успеха-неудачи, отработанная собственными усилиями, точнее и полезнее для развития ребёнка, чем оценка “хорошо-плохо” со стороны логопеда.
Принцип решения коррекционно-развивающих задач: интегрированность – взаимосвязанный, гармоничный, целостный процесс (решение коррекционных, воспитательных, образовательных, развивающих задач логопедом; специалистами, родителями), коррекционные занятия как естественная жизнь детей с использованием накопленного личного опыта и определённых знаний, детей увлекает сама возможность проявлять инициативу и применять свой опыт на занятиях.
Принцип полифонии: в логопедии – “голос” ребёнка с речевой патологией самоценен и значим для общего “звучания”, для решения поставленных логопедом задач в совместной деятельности.
Первостепенное значение для “живого” проведения коррекционных занятий имеет позиция
логопеда, выступающего в роли “советчика”, “режиссёра”, отказывающегося от роли “судьи”, “разъяснителя”. Я определила для себя основные игровые задания-упражнения, которые способствуют социальному развитию и общению детей с нарушениями речи. Игровые задания-упражнения предлагаются: группе детей с нарушениями речи, малым группам, парам, “тройкам”, индивидуально. Игровые задания-упражнения выполняются: по мере готовности детей, по согласованным правилам, в заданном порядке, по считалке (определяется последовательность), для всей группы детей, для выбранных пар, групп. Основные условия проведения игровых заданий-упражнений, когда выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным (не существует “лучшего”, “правильного” ответа или способа действия), через ситуации сотрудничества создаются ситуации для реализации собственных возможностей каждого ребёнка с речевой патологией. Игровые задания-упражнения с использованием сформированного у детей навыка ориентировки в пространстве, для творческого самоутверждения в ситуациях сотрудничества, которые я классифицировала и предлагаю детям на коррекционных занятиях детям с нарушениями речи, способствуют повышению качества коррекции речевых нарушений.
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи
С использованием навыка ориентировки в пространстве | ||
Название | Правила проведения | |
“Что изменилось?” |
Логопед предлагает детям осмотреться
вокруг и определить, что стало по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т.п.) Варианты: о чём можно сказать, что это удивительное, радостное, похожее, яркое, жидкое, жесткое, др.; над, под, ниже, выше, рядом, между и т.п. |
|
“Что слышно?” (за окном, за дверью и т.п.) |
Логопед предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты: логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам. | |
“Шумы” | Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют: Что? Где? Когда? Вариант: исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков. | |
“Люблю – не люблю” | Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю, …”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …” | |
“Зеваки” | Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. “Зевака” выходит из игры. Варианты: ходьба спиной вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов, слов, др. | |
“Сядь по знаку” | Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант: ведущий меняет темы игры (медленно-быстро; быстро-медленно); отвлекает игроков разговорами) | |
“Узнай по голосу” | Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу). Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант: “Жмурки” - на ощупь узнать одного из игроков. | |
“Встань по пальцам” | Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова “замри” должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано. | |
“Руки - ноги” | Играющие сидят (на стульях, на ковре). Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.). Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться. | |
Для творческого самоутверждения в ситуациях сотрудничества | ||
“Животные” | Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних). Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант: играющие выбирают животных и место обитания. | |
“Что на что похоже” | Логопед предлагает найти сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант: назвать или обыграть, показать жестами. | |
“Превращение предмета” | Логопед предлагает с помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т.п.) | |
“Обыграй превращение” | Логопед передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его “яблоко”, играющие “едят”, “нюхают”) | |
“Превращение комнаты” | Логопед предлагает с помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т.п.). Вариант: сохранить единый замысел для всех играющих (“лес”), где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры) | |
“Времена года” | Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке) | |
“Зеркало” | Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - “зеркало”, другой - стоящий перед ним. “Зеркало” должно повторять движения. Варианты: логопед (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, а играющие – “осколки зеркала”, его отражающие; “отражается” выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т.п. | |
“Тень” | Играющие парами двигаются по комнате: один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия партнёра. | |
“Эхо” | Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. “Эхо” по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие “эхом” повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором. | |
“Загадки” | Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т.п.), отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант: дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков) | |
“Изобрази профессию” | Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль) | |
“Волшебная верёвочка” | Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м), узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами. | |
“Давайте посчитаемся” | Логопед предлагает всем вместе
найти варианты произношения считалок: по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией (!, ?, .), рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает), один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши), произносят слова по очереди (с закрытыми глазами), рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты. |
Представленный ниже конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с дислалией демонстрирует возможность использования социо-игровых приёмов в коррекции звукопроизносительной стороны речи.
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
Тема: автоматизация звука [ Ц]
Цель: закрепление правильного произношения звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи: Воспитывать умение анализировать звукопроизношение других детей, находить и исправлять ошибки собственного неправильного произношения. Учить техническим средствам речи (интонационная выразительность). Развивать навыки звуко-слогового анализа. Закреплять навык работы в подгруппе (парами, тройками, всей подгруппой).
Структурные элементы занятия | Социо-игровые приёмы | Инструментарий |
Организационный момент | “Эхо”: логопед (или выбранный ребёнок) воспроизводит несложный ритмический рисунок, по сигналу (по взгляду или др.) дети повторяют ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) | |
Мотивация, тема занятия. | “Разрезная картинка”: сюжетная картинка со звуком [ Ц] (цыплёнок Цыпа) – дети собирают картинку, угадывают тему занятия: научим цыплёнка правильно произносить звук [ Ц] . | Картинный материал |
Изолированное произношение звука [Ц] | “Волшебная палочка”: дети выполняют задание по очереди друг за другом (артикуляционная гимнастика, артикуляционный уклад, правильное произношение звука) | “Волшебная палочка” – предмет по выбору детей (мяч, карандаш, игрушка и др.) |
Автоматизация произношения звука [Ц] в слогах | “Эхо” (с мячом): проговаривание слоговых цепочек. Говорящий (логопед, ребёнок) произносит – играющие “эхом” повторяют, точно так же, как было произнесено автором (интонационная выразительность: тихо-громко, грустно-радостно). | Деление на пары по считалке “Цыпа, Цыпа, не сердись, Лучше в пару становись: 1-2-3 – пару бери” |
Автоматизация произношения звука [ Ц] в словах, фразах | “Слова со звуком [ Ц] ”: игра начинается со слов “Я вижу…”. Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется в микрогруппах. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. | Деление на группы по выбору детей (по росту, по цвету глаз, по росту, по желанию, по именам и т.п.). Картинки со словами на звук [ Ц] (в начале, в середине, в конце слова) |
Звуковой анализ | Слова из предыдущей игры: дети проводят звуковой анализ самостоятельно, потом проверяют выполнение друг у друга (ходят в гости), слоговой анализ (деление слов на слоги) проводится всей подгруппой | Карточки-слова, фишки для звукового анализа |
Рефлексия | Анализ: как учили цыплёнка Цыпу правильно произносить звук [ Ц] ? (индивидуально, парами, микрогруппой). Цыплёнок благодарит детей - силуэтное изображение цыплёнка: соединить точки по порядку. | Карточки с силуэтным изображением Цыпы |
Хочется отметить, что ситуации сотрудничества создаются логопедом на коррекционном
занятии для реализации возможностей каждого ребёнка с нарушением речи различной степени тяжести (ОНР, ФФНР, дислалия, заикание и др.). Дети имеют возможность сделать самостоятельный выбор вариантов ответов и действий при выполнении заданий, и это признаётся равноправным, потому что при социо-игровом подходе не существует “идеального” ответа или способа действия. Именно в этом я вижу самоценность данной технологии в коррекции речевых нарушений, которая способствует повышению качества коррекционной работы логопеда.
Список литературы.
- Букатов В.М. О бабочке социо-игрового стиля /Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”, http://setilab.ru, 2012
- Букатов В.М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо - игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
- Шулешко, Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5-7 лет чтению, письму и счету / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 384с.