Авторская программа "Коллективное музицирование" для отделений раннего эстетического развития детей в ДШИ

Разделы: Работа с дошкольниками


В данной программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребёнка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства. Особое внимание уделено эмоционально-чувственной, художественно-эстетической и ритмической сферам развития дошкольников

Данная программа разработана с учётом психофизических особенностей и возможностей детей раннего возраста (с 4 до 6 лет).

Программа“Коллективное музицирование” была написана на основании анализа государственных программ для детских дошкольных учреждений: программа “Развитие” Л.А. Венгера и “Ладушки” И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, а также изучения системы Карла Орфа – как системы детского музицирования в оркестре. После проведённого анализа было определено, что программа будет представлять собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании.

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический , или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Новизной  программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения.Наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети и педагог активно участвуют в музыкальной деятельности.

Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагог содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития.

Работа по авторской технологии предполагает воспитание у дошкольников стойких музыкально-слуховых представлений, без которых невозможно осуществить обучение игре на инструментах. Основным видом деятельности является коллективное инструментальное музицирование, оно представляет собой область практического приложения творческих сил.

Развитие музыкальных способностей происходит как в исполнительской, так и в музыкально-образовательной деятельности, новой для дошкольников, включающей в себя системное ознакомление с музыкально-теоретическими сведениями и понятиями, которые сразу же закрепляются в исполнительской практике. Дети осваивают наиболее характерные музыкально-выразительные средства, элементами музыкальной речи, переводят их в слуховой опыт и осознанно применяют их в разучиваемых музыкальных произведениях. Так постепенно формируется музыкальное мышление ребенка, его способность эмоционально переживать содержание музыкального произведения в момент его исполнения. Специфика же возраста такова, что для более глубокого усвоения детьми полученных знаний, услышанного, им необходимо закреплять это в практических действиях.

Основная цель:формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, умения взаимодействовать в коллективе, развитие ритма и музыкального слуха, координации и творческих навыков, общее музыкальное развитие.

Задачи:

  • Создать условий для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов.
  • Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии).
  • Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей потенциально одарённых детей.
  • Формирование практических навыков игры на детских музыкальных инструментах и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования адекватно детским возможностям.
  • Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений.
  • Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Принципы музыкального воспитания на занятиях:

1. Непринуждённость обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

2. Целостность в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач в процессе обучения.

4. Принцип сотрудничества и партнёрства.

5. Принцип развивающего характера обучения.

6. Интеграция развития музыкальности ребёнка с другими видами художественно-эстетической деятельности.

7. Принцип положительной оценки деятельности детей.

8. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребёнка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения у ребёнка.

Формы организации:музыкальные занятия, игры-инсценировки.

Виды музыкальной деятельности:

1) развитие чувства ритма, музицирование;

2) слушание музыки, пение;

3) игра на детских музыкальных инструментах;

4) озвучивание детских сказок и историй, инсценировка.

Средства:

1) дидактический материал;

2) игровые атрибуты;

3) детские музыкальные инструменты;

4) инструменты-самоделки;

5) аудио- и нотные материалы.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 4-6 лет: формируются две группы по возрастным категориям: младшая – 4-5 лет и средняя – 5-6 лет.

В соответствии с учебным планом, на предмет “Коллективное музицирование” отводится 34 часа в год на каждую группу учащихся из расчёта – 1 час в неделю.

Приложение.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дидактические материалы, методические пособия, сборники

  1. К. Орф. Музыка для детей: рус. Версия: т. I / Карл Орф; [ вступ. cт. и коммент. авт.]; сост.: Вячеслав Жилин, Оксана Леонтьева; [ пер. с нем., сост., пер. стихов Г. Хохряковой]. – Челябинск: MPI; Mainz: Shott, 2008. – 80 с. – (Орф-Шульверк = Orff-shulwerk).
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4 лет на музыкальной основе. – СПб.: издательство “Союз художников”, 2008 – 36 с.
  3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей) / пособие для восп. и муз.рук. детск. дошк. учрежд. – СПб.: Издательство “Композитор - Cанкт-Петербург”, 2005. – 74 с.
  4. Е. Забурдяева, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу / Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. I , “Движение и речь”. – СПб.: “Невская нота”, 2008. – 56 с.: ноты.
  5. Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу / Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. II, “Поём, танцуем, играем в оркестре”. – СПб.: “Невская нота”, 2008. – 56 с.: ноты.
  6. Н. Н. Минор. Детское музыкальное творчество. Учеб.пособие для студентов фак-та искусств и художественного образования. – Саратов: Из-во “Научная книга”, 2008. – 123 с.: ил.
  7. Н. М. Рябухина. Давай поиграем! : Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет / Н. М. Рябухина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 119 с.: ил. – (Школа развития).
  8. С. Катонова. Солнечные зайчики: Музыкальные сценки для голоса (хора) и фортепиано / Учеб.пособие по развитию творческих навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург”, 2008. – 67 с.: ил.
  9. Т. Огороднова-Духанина. Мы ставим спектакль про зоопарк: Музыкальное представление для самых маленьких артистов. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург”, 2004. – 39 с.: ноты.
  10. Р. Киркос. Гуси-лебеди: Музыкальная композиция с нотами по мотивам русской народной сказки. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург”, 1998. – 22 с.: ноты.
  11. Е. Троицкая. Новогодняя сюита: Музыкальное представление для детей. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург”, 2004. – 12 с.: ноты.
  12. Аудиоэнциклопедия “Как звучат музыкальные инструменты” (CD). – М.: Детское музыкальное издательство “ТВИК”, 2006.
  13. Аудиоэнциклопедия “Как звучат природные явлениия” (CD). – М.: Детское музыкальное издательство “ТВИК”, 2006.
  14. Аудиоэнциклопедия “Как звучит живая природа” (CD). – М.: Детское музыкальное издательство “ТВИК”, 2006.
  15. С. Железнов, Е. Железнова. Наш оркестр. Музыкальные обучалочки: Весёлые песенки для музицирования о ребятах и зверятах. Для детей 5-10 лет (CD + нотные материалы). – М.: Из-во детских образовательных программ “ВЕСТЬ-ТДА”, 2007.
  16. С. Железнов, Е. Железнова. Развивалочки от 1 до5: Абсолютный слух от 1 до5: Песенки и упражнения на развитие ритма и абсолютного музыкального слуха (CD). – М.: Детское музыкальное издательство “ТВИК”, 2006.
  17. П. Абелян. Забавное сольфеджио: Учеб.пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательский дом “КЛАССИКА – XXI”, 2005. – 54 с.: ноты.
  18. Ж. Металлиди. Сыграем сказку: Как найти дорожку. В новогоднюю ночь: Сочинения для слушания и театрального исполнения в работе с дошкольниками и младшими школьниками. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург”, 1999, 2002. – 20 с.: ноты.
  19. Играем в оркестре: пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / сост. Л. Климова. – СПб.: Из-во “Композитор – Санкт-Петербург” , 2006. – 24 с.: ноты.
  20. И. Королькова. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 56 с.: ноты.
  21. Т. Ф. Коренева. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. – 112 с.: ноты.
  22. Н. Соколова. Ребёнок за роялем: Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. Изд. 5. – Л.: Из-во “Музыка”, 1983. – 70 с.: ноты.
  23. Праздничные утренники в детском саду: песни, игры и танцы для детей в сопровождении фортепиано (баяна). Изд. 3 / сост.: Н. Метлов, Л. Михайлова. – М.: Из-во “Советский композитор”, 1985. – 145 с.: ноты.
  24. Т.Бырченко. С песенкой по лесенке: пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Изд. 2, переработанное. – М.: Из-во “Советский композитор”, 1984. - 112