Значение растений в природе и жизни человека

Разделы: Биология


Цель: выявить значение растений в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Обучающая: расширить знания о группах растений.
  • Развивающая: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, устанавливать взаимосвязи, создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания
  • Воспитательная: развить интерес к знаниям, эстетические взгляды и вкусы, культуру общения, коммуникативные качества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.

- Вы любите сказки? Сегодня мы с вами побываем в сказочном мире. Я думаю, вы знаете много сказок. Сказочный мир – это чудеса, которые творятся. Помните, как говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Презентация.

(Слайд 1.) Посмотрите на доску. У меня на доске зашифрованы некоторые слова, которые относятся к нашей новой теме.

Скажите, о ком здесь говорится? А какую роль здесь играют растения? Где используют их герои этих сказок?

(Слайд 2) Если съесть старику это яблоко, то он помолодеет. Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Чтобы разрушить колдовство злой королевы-колдуньи, Элиза молча плела братьям рубашки-кольчуги из крапивы.

Знаете ли вы эти сказки? О чем мы будем с вами говорить? Какие слова здесь зашифрованы? (Дети высказывают предположения.)На доске зашифрованы слова: значение растений в природе и жизни человека.

Сегодня нам предстоит разделить растения на группы в зависимости от пользы, приносимой человеку.

Ребята, помните сказку “Двое из ларца?” Эти двое выполняли все задания вместе. Все задания вы будете выполнять в паре со своим соседом по парте. Вы можете положиться друг на друга в ответах. Перед вами лежат ларцы, где помещены задания.

- Давайте откроем первый ларец. (Задание: Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное.В ларце гербарии двух растений – культурного и дикорастущего.) (Слайд 4, 5, 6) Дикорастущие растения образуют растительный покров Земли. Они растут и размножаются без участия человека. Никто их не холит, не лелеет. Культурные растения специально выведены человеком. Они не могут расти и нормально развиваться без помощи людей. Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание. Ради каких качеств человек выращивает культурные растения? Ради сочной вкусной мякоти плода яблока, или крупного зерна пшеницы.

- Посмотрим, что находится во втором ларце? (Слайд 7) (Задание: вспомните пословицы, поговорки, возможно, песни, где говорится, поется об использовании растений.) Помните ли вы пословицы, поговорки, песни о том, где применяются растения? (Давайте попробуем вставить пропущенные слова в пословицы: (Слайд8)

Сломить дерево — секунда, вырастить — ... (года).

Дорого дерево не только плодами, но и ... (листами)

Сажай лес в поле — будет ... боле. (хлеба)

Лук и капуста ... не пустят. (болезнь)

Морковь прибавляет ... . (кровь)

- Откроем третий ларец. (Задание: назови, из каких злаковых сделаны крупы.В ларце коробочки с крупами: манная, овсяная, перловка, пшено.)(Слайд 9)Манная – из пшеницы, овсяная – из овса, перловка – из ячменя, пшено – из проса.

- Какое задание находится в четвертом ларце? (Найди лишнее.В ларце картинки: 1 томат, 2 хлопчатник, 3 груша, 4 яблоко.)(Слайд 10) Лишнее - хлопчатник.

- Давайте откроем пятый ларец.(Задание: найдите лишнее.В ларце картинки: мать-и-мачеха, зверобой, шалфей, нарцисс) (Слайд 11) Лишнее растение – нарцисс.

- Что находится в шестом ларце?(Задание: найдите лишнее.В ларце картинки: подсолнечник, клевер, пшеница, хлопчатник) (Слайд 12)Лишнее в этом ряду растение – клевер. Почему?

Ребята, вы справились с этим заданием. На партах у вас лежат листки с текстом и схемой. Переверните их. Прочитайте. (Приложение 1 и Приложение 2) В прямоугольники необходимо вписать названия растений. (Слайд 13) Попробуйте логически разделить представленные растения на группы.

Стихотворения:

Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами. (Астра)

Гордо держит стрел пучок
Храбрый маленький лучок,
Но его наступит час,
Он заставит плакать нас. (Лук)

Мой огурчик самый лучший.
Не боюсь его колючек.
Я поглажу огурец –
И колючкам всем – конец. (Огурец)

Подставляют кабачки
Солнцу белому бочки.
Подставляли две недели,
Но ничуть не загорели. (Кабачок)

Цветная капуста обычного цвета –
Цветной называют ее не за это.
Головка ее состоит из цветков,
Приносишь букетик - и ужин готов! (Цветная капуста)

У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру,
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой. (Пшеница)

Лен, голубой цветочек,
Сколько муки тебе суждено.
Мнут тебя, трепят и мочат,
Из травинки творя полотно.
Все в тебе обрекли умиранью,
Только часть уцелеть должна,
Чтобы стать драгоценною тканью,
Что бела, и тонка, и прочна. (Лен)

- Давайте проверим, как вы разделили растения на группы. (Слайд 14)

Астра. Лук Лен
Огурец
Кабачок
Цветная капуста
Пшеница

По какому принципу вы разделили растения на группы?

Давайте назовем эти группы. Попробуйте сами назвать группы растений и впишите их в овалы схемы. (Слайд 15)

  • Декоративные
  • Пищевые
  • Технические

- Ребята, а какие группы растений мы не отобразили в схеме? (Лекарственные и кормовые) (Слайд 16, 17)

Может ли человек прожить без растений?

Какую роль играют растения в природе?

Объясните схему. (Слайд 18) Что выделяется и поглощается органами растения? (На слайде изображена схема фотосинтеза.)

Давайте сформулируем значение растений, опираясь на эту схему. Ученики говорят о значении растений)

  1. Участвуют в образовании органических веществ.
  2. Накапливают кислород в атмосфере.
  3. Регулируют количество углекислого газа в атмосфере.
  4. Кислород, выделяемый растениями защищает Землю от проникновения ультрафиолетовых лучей.
  5. Способствуют образованию болот, обуславливают накопление воды на Земле.
  6. Очищают воздух от пыли и газов.
  7. Служат пищей животным
  8. Леса, заросли растений – убежище для животных.
  9. Закрепляют овраги и горные склоны.
  10. В свое время образовали залежи каменного угля, торфа – полезных ископаемых.

- Ребята, мы должны знать не только изученные термины, но и как они пишутся. (Слайд 19) (Приложение 3)

Напишем маленький биологический диктант. Д...к...растущие, т...хнические, п...щевые, к...рм...вые, д...к...ративные р...стения, , зв...р...бой, р...стения. Какие буквы здесь пропущены?

Составьте предложения с этими словами.

- Ребята, закончите пожалуйста, предложения:

  • Самым интересным для меня сегодня было...
  • На сегодняшнем уроке я задумался....

- Оцените умение слышать друг друга в парах по десятибалльной шкале. (Ученики оценивают работу в парах.)

Используемая литература:

  1. Биология. Введение в биологию. 5 кл. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М: Дрофа, 2012