Урал – "малахитовая шкатулка" России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (86 МБ)


Форма организации обучения: урок-экскурсия.

Тип урока (по В.А. Онищук): урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний об Урале на основе изучения уникальных объектов его природы.

Задачи (на языке наблюдаемых действий учащихся):

I. Обучающие:

  • Ученики самостоятельно подбирают информацию и составляют презентации PowerPoint по заданной теме;
  • Совершают виртуальное путешествие по наиболее интересным природным объектам Урала;
  • Проводят межпредметные параллели: география-литература, на примере “Уральских сказов” П.П.Бажова;
  • Повторяют и закрепляют изученное о природе Урала на примере отдельных ПТК
  • Работают с интерактивной доской и интерактивной картой Уральских гор.

II. Развивающие:

  • Ученики продолжают работу по развитию познавательных процессов личности: памяти, речи, внимания, мышления;
  • Совершенствуют навыки работы с текстом и картой, информационно-компьютерными технологиями;
  • Развивают навыки самостоятельной работы с источниками информации.

III.Воспитывающие:

  • Ученики продолжают работу по формированию и развитию географической культуры, географической картины мира;
  • Развивают научное восприятие окружающего мира.

Методическое обоснование урока

Был избран урок обобщения, так как в среднем звене именно этот тип уроков позволяет более полно использовать самостоятельную работу учащихся, оценивать их возможности в работе с различными источниками информации. Основной функцией уроков данного типа является систематизация знаний, подача дополнительной информации, повторение, закрепление, осмысление.

Не смотря на то, что игровая форма уроков более востребована в младшем звене, на этапе обобщения и закрепления темы в комплексе с информационно-компьютерными технологиями, урок - виртуальная экскурсия по Уралу позволяет повысить познавательный интерес и развить воображение, а также продолжить формирование навыков самостоятельного поиска и обработки географической информации у учащихся как среднего, так и старшего звена. С помощью применения игровых технологий удается включить детей в процесс активного обсуждения проблем урока, чтобы они не чувствовали себя сторонними наблюдателями, а были полностью вовлечены в процесс познания. Ситуационные игры развивают детскую фантазию, помогают им почувствовать себя активными участниками не просто урока, а необычайно интересного действа! Игровые технологии помогают учителю создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика [4]. Не секрет, что интерес снимает напряжение, усталость, утомление, “расчищая” дорогу к знаниям, которые усвоятся свободнее и легче. В практике работы учителей есть множество приемов “оживления” содержания материала для привлечения к нему интереса учащихся. Проблема наглядности и на сегодняшний день остается открытой, т. к. понимание принципа наглядности меняется по мере развития школьной практики и общества в целом. На сегодняшний день наиболее эффективно применять информационные компьютерные технологии, которые позволяют глубже и качественней рассмотреть суть процессов и явлений. К тому же, взаимодействие с цифровыми технологиями сегодня можно считать естественным процессом, в котором учащиеся чувствуют себя более комфортно, нежели, стоя, у обычной школьной доски. Дети легче идут на контакт, если в учителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии. Компьютер уже так прочно вошёл в нашу жизнь и жизнь наших детей, что без него уже мир кажется скучным и не интересным. Он может вызвать море положительных эмоций. А учитель должен гармонично вписать новые информационные технологии в свою деятельность, чтобы учащиеся даже не осознали этой маленькой хитрости! [1] ИКТ на уроке “Урал – “малахитовая шкатулка” России” используются в двух вариантах: презентация Microsoft Power Point с двумя видеоприложениями и интерактивная доска с интерактивной картой России.

В результате использования всего комплекса методов и приемов, на уроке была создана благоприятная атмосфера не просто познавательной деятельности, а увлеченного путешествия в мир географических знаний.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии/ В.А. Блаженов. – М.: Дрофа, 2006;
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидже “География России. Хозяйство и географические районы”. 9 класс, Москва: Дрофа, 2009;
  3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможня. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002;
  4. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
  5. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка/ Сост. и авт. предисл. Н.И. Савушкина. – М.: Просвещение, 1985.
  6. http://komionline.ru
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://www.bigcountry.ru
  9. http://forum.po-miry.ru
  10. http://nashural.ru
  11. http://dic.academic.ru
  12. http://ural.ds8.ru
  13. http://www.icecave.ru
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент

Приветствует класс, отмечает отсутствующих.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали особенности природы и значение символического для России природного объекта – Урала! “Батюшка Урал”, “Опорный край державы”, “Каменный пояс земли русской” - как только ни называли Уральские горы. И мы сегодня, я думаю, оправдаем еще одно имя Урала – “Малахитовая шкатулка” России”!

- Запишите тему урока в тетради: “Урал – “малахитовая шкатулка” России"!

Сегодня нашей целью будет: обобщение и закрепление знаний об Урале на основе изучения уникальных объектов его природы.

В процессе урока мы решим следующие задачи:

  1. Совершить виртуальное путешествие по уникальным природным объектам Урала;
  2. Выяснить, как географическое положение влияет на характер природы отдельных ПТК Уральских гор;
  3. Закрепить знания географической номенклатуры Урала;
  4. Освоить приемы работы с интерактивными доской и картой.

Все аудиовизуальные средства используются в комплексе с интерактивной доской на всех этапах урока.

Приветствуют учителя. Записывают тему урока в тетради.

II. Выделение ведущих идей

- Итак, мы говорим сегодня об Урале. Скажите, почему же эти горы называли “Опорный край державы”?

Совершенно верно! Именно поэтому мы назвали его “малахитовой шкатулкой” России. Урал, как в шкатулке, хранит в себе богатства матери – природы. Но богаты не только недра Урала, необычайно красива его природа! Кто хоть раз побывал в этих горах, никогда уже не забудет его исполинские леса, быстрые горные реки, величественные вершины... Люди, родившиеся и выросшие на Урале с особенным чувством говорят о нем. Одним из таких людей был Павел Петрович Бажов. Он родился и прожил жизнь на Урале, и все его произведения пронизаны огромной любовью к природе и недрам Уральских гор. Вы все, наверное, с удовольствием читали “Уральские сказы” Павла Петровича Бажова. Скажите, какие сказы входят в этот сборник?

- Урал является источником сырья для всех видов промышленного производства: руды металлов, в том числе драгоценных, химическое сырье, поделочные, драгоценные, полудрагоценные камни, строительные материалы. А от развития промышленности зависит статус государства. Поэтому, естественно, Урал – опора экономики России.

 

 

 

 

-  “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”, “Медной горы Хозяйка”, “Синюшкин колодец”.

- Верно! Вы назвали самые известные сказы. А чему же уделял особое внимание Бажов в своих сказах?

- Правильно! Я предлагаю вам посмотреть отрывок из экранизации одного из сказов Бажова!

Далее следует показ отрывка из фильма “Каменный цветок”, параллельно показу зачитывается отрывок из сказа “Медной горы Хозяйка”:

“...И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней, на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна-медным станет, потом опять шелком зеленым отливает...”[5]

 

- Описанию недр Уральских гор и работы горняков.

 

Смотрят видеофрагмент.

- Как называется сказ, по которому снят этот фильм?

- Совершенно верно! Итак, мы сейчас увидели Урал глазами человека, родившегося и выросшего в его бескрайних просторах. А я приглашаю вас своими глазами увидеть то, о чем с такой любовью говорят уральцы. Мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам Урала!

Далее демонстрируется видеоролик “Здесь Азия глядит в Европу...”: на фоне читается стихотворение:

Урал...
Урал...
На реках горных
Грохочут
Камни-голыши.
Он для отчаянных и гордых
Раскрыт до глубины души.
Он десять раз тебя измучит,
Чтоб на одиннадцатый вдруг
Открыть печаль речных излучин
И горечь вечную разлук.
Здесь Азия глядит в Европу.
Горит рябиновая кисть,
И реки рушатся, как тропы,
Налево и направо — вниз. [13]

III. Систематизация вокруг основных понятий

- Мы совершили небольшое путешествие по Уралу. Ну а здесь ждут экскурсоводы, которые проводят нас к самым интересным природным объектам этой горной системы. Они подготовили для нас интересные обзорные экскурсии! А ваша задача, как настоящих туристов, записать названия всех увиденных объектов составить их краткую характеристику в тетради.

Внимание на доску! Путь наш лежит через следующие ПТК:

  • Гора Народная
  • Печоро-Илычский заповедник
  • Ильменский заповедник
  • Заповедник “Денежкин Камень”
  • Кунгурская ледяная пещера
  • Река Чусовая
- “Каменный цветок”.

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент.

Пояснение: презентации по выступлениям учащихся создаются лично ими, но для удобства работы на уроке все они включаются в основную презентацию к уроку. Показ презентаций осуществляется на интерактивной доске. На каждом этапе проводится промежуточное закрепление знаний.

- И мы отправляемся к первому пункту нашего путешествия!

Экскурсовод Марканичева Анна:

- Я приглашаю вас подняться на гору Народная! Гора Народная  — наивысшая вершина (1895 м) Урала.

Открыта геологом А. Н. Алешковым в 1927 году во время экспедиции на Северный Урал.

Сама гора ничем, кроме своей высоты, не выделяется на фоне окружающих её гор Приполярного Урала. Характеризуется наличием каров и цирков, в глубине которых залегают озёра. Имеются ледники и снежники.

Рельеф альпийский, с отвесными склонами, глубокими ущельями. В высокогорной зоне встречаются плосковершинные массивы. Расположена в Ханты-Мансийском автономном округе [8]. Спасибо за внимание!

- Мы посетили первый объект - гора Народная. Запишите в тетради название объекта и основные характеристики. Какова высота горы?

Где она расположена?

Кто открыл эту вершину?

Записывают в тетради. Отвечают на вопросы.

- 1895 м

- Приполярный Урал

- Геолог А.Н.Алешков

Экскурсоводы Колесникова Валерия, Ковальчук Анастасия:

Мы с вами находимся в Печоро-Илычском заповеднике. Заповедник был организован 4 мая 1930 года. Территория заповедника делится на два участка - Якшинский и Уральский. Заповедная территория, находящаяся в зоне контакта европейских и сибирских флор, отличается уникальностью флористического состава. Здесь охраняется свыше половины видов сосудистых растений, мхов и лишайников европейского Северо-Востока. Среди внесенных в международную, федеральную и республиканскую Красные книги: венерин башмачок настоящий, калипсо луковичная, пальцекорник Траунштейна, ветреница пермская и многие другие.Произрастают на территории заповедника сибирские виды, которые нигде, кроме заповедника, в Европе не известны. Более 20 видов мхов и лишайников внесены в Красную книгу республики как исчезающие. Среди всего этого многообразия растительности кедр продолжает оставаться царем растительного мира. Кедровые участки верхне-печорской тайги - явление нередкое для всего района, и, тем не менее, кедр остается деревом, вызывающим восхищение у любого местного жителя, а не только гостя [7].

- Запишите название второго объекта в тетради. Покажите на карте место расположения Печоро-Илычского заповедника.

Записывают в тетради. Показывают объект на карте.

Экскурсовод Воробьева Елена:

Добро пожаловать в Ильменский государственный заповедник! Он находится на Южном Урале в Ильменских горах. Создан в 1920 году, благодаря стараниям академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана.

Заповедник уникален. Здесь охраняются минералы и горные породы, но не обычные, а поделочные камни. Поразительна завораживающая красота желтых топазов, гранатов, красных, зеленых изумрудов. Удивительно найти эти камни прямо в земле. Минералы заповедника можно увидеть в музее, но в штольнях и копях увидеть драгоценные камни еще увлекательней![9]

Известен музей минералов – Мурзинка! Согласно Мамину-Сибиряку, название Мурзинка возникло из-за того, что в этих местах жил татарский мурза. Село образовано на урочище, называемом Мурзинской еланью. Мурзинка была основана в 1639 боярским сыном Андреем Бужениновым как Мурзинский острог, казачий гарнизон которого должен был охранять Верхотурский тракт. В 1662 году Мурзинку сожгли дотла во время татарско-башкирско-вогульского набега.Село находится на территории так называемой самоцветной полосы Урала, богатой месторождениями драгоценных камней. Мурзинка знаменита своими голубыми топазами, бериллами, пегматитом, горным хрусталём и другими ценными минералами. Известный русский ученый-минеролог А. Е. Ферсман как-то сказал: “...Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке” [10].Спасибо за внимание!

- Итак, третий объект – Ильменский заповедник и музей Мурзинка!

Запишите это в тетради.

Покажите на карте Урала Ильменский заповедник.

Какие поделочные и драгоценные камни встречаются в Ильменском заповеднике?

Почему село, где расположен минералогический музей, называют Мурзинка?

Записывают в тетради. Показывают объект на карте.

 

- Топазы, гранаты, изумруды, берилл и т.п.

- Название, предположительно, возникло из-за того, что в этих краях когда-то жил татарский мурза.

Экскурсовод Заводова Анастасия:

Я рада приветствовать вас в заповеднике “Денежкин Камень”! Государственный природный заповедник "Денежкин Камень" расположен в Североуральском и Ивдельском районах Свердловской области.  Естественная граница Европы и Азии, водораздельный хребет Уральских гор, отделяющий реки бассейна Волги от рек, впадающих в Обь, проходит с севера на юг, почти через центр заповедника.

На территории заповедника представлены основные ландшафтные зоны Северного Урала: сосновые леса долин и предгорий, темнохвойные горно-таёжные леса, криволесье, субальпийские луга, торные тундры, подгольцовые сообщества и болота. Покрытая лесом площадь составляет 89,9 % территории заповедника.

Государственный природный заповедник "Денежкин Камень" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем [12].

- Запишите в тетрадях: “Заповедник “Денежкин Камень”!

Покажите на карте территорию этого заповедника.

Какие виды животных охраняются в заповеднике?

Записывают в тетради. Показывают объект на карте.

- Росомаха, колонок, горностай, норка, соболь, филин и т.п.

Экскурсовод Дюдин Никита:

Вы находитесь в Кунгурской ледяной пещере! На берегу красавицы Сылвы, в старинном городе Кунгуре, в недрах Ледяной горы, спрятана жемчужина Урала - Кунгурская Ледяная пещера – сокровище природы, подлинное национальное достояние.

Кунгурская ледяная пещера - седьмая в мире по протяженности среди гипсовых пещер, пожалуй, первая по красоте. Магия подземных озер и исполинских гротов, застывшая поэзия льда и камня переносят в фантастический мир древней пещеры.

Наиболее красивыми местами кристаллизации льда являются грот Бриллиантовый, который украшен особенно крупными кристаллами лотковой и игольчатой формы, и грот Полярный, в котором отражены красота и величие пещеры.

Грот “Данте” - каменный хаос и ледяное безмолвие грота вызывают в памяти фантастические картины ада описанные в "Божественной комедии" знаменитого итальянского поэта Данте.

В огромном мрачном гроте "Руины" более всего поражают масштабы разрушений и обвалов.

Своеобразен и интересен грот "Метеорный", интерьер которого при включенном прожекторе напоминает след метеора в ночном небе.

В гроте "Эфирном" никогда не бывает тишины. Он наполнен мелодией ритмично падающих капель.

И, наконец, самый большой грот "Дружба народов", получивший свое название после посещения Кунгурской ледяной пещеры участниками 18 Международного геологического конгресса в 1937 году. В этом гроте находится Большое озеро, водная поверхность которого 750 квадратных метров, а глубина местами достигает 3-х метров. Вода в озере так прозрачна, что некоторые туристы принимают его за высохший водоем [14].

- Мы посетили удивительный природный объект!

Какие гроты пещеры вам более всего запомнились?

7.jpg (40577 bytes)

Записывают в тетради.

- Грот “Метеорный”, “Эфирный”, “Дружбы народов”, “Бриллиантовый”!

Экскурсоводы Скрипов Владимир, Сердюков Виталий:

А мы приглашаем вас в путешествие по самой красивой реке Урала! Река Чусовая. Длина Чусовой 592 км. Площадь бассейна реки составляет 23 000 км?. В первую очередь интерес для осмотра на Чусовой представляют собой её живописные берега и суровые камни-бойцы, высящиеся над речным потоком. Многие скалы взяты под охрану государства как памятники природы. Во многих камнях имеются пещеры и гроты, в основном карстового происхождения.

Интересными для осмотра объектами на реке можно назвать живописный скальный массив камень Плакун, известные археологическими находками камень Вашкор, Шайтановские пещеры и камень Филин в расщелине которого обнаружены фрагменты керамики, датированные 1 тыс. лет до н. э.

На правом берегу напротив камня Писаный установлен памятный крест из цельного камня. Он поставлен 31 мая 1779 года на месте рождения в 1724 году сына Акинфия Демидова — Никиты. Высота креста — 2,6 метра.

На правом берегу в 332 км от турбазы в Коуровке расположен ландшафтный памятник природы Глухие Камни (высотой до 100 метров) и Голубое Озеро (карстовый воклюз с исследованной глубиной 56 метров). В шести километрах от города Чусового находится “Музей реки Чусовой”, где собраны разнообразные экспонаты о жизни людей на реке и о ней самой [11].

- Река Чусовая.

Покажите ее местонахождение на карте Урала.

Какие необычные природные объекты расположены по берегам реки?

Записывают в тетради. Показывают объект на карте.

- Шайтановские пещеры, камень Филин, камень Плакун.

IV.Обсуждение наиболее трудного, существенного

- Мы завершаем наше путешествие по Уралу! Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Показалось наиболее интересным?

Теперь я предлагаю вам проверить ваши знания в работе с интерактивной картой.

Выполняются задания на цветной контурной карте: После проверки выполнения задания подключается второй слой карты с подписями.

- Подписать на цветной контурной карте России Уральские горы, а основные их части: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал выделить маркером разного цвета.

- Подписать на цветной контурной карте Урала высочайшие точки: г.Пайер, г. Народная, г. Тэльпосиз; г. Ямантау.

- Подписать на цветной контурной карте Урала реки: Чусовая, Сосьва, Миасс, Урал, Вишера.

- Подписать на цветной контурной карте Урала особо охраняемые природные территории.

V. Подведение итогов

- Сегодня мы завершаем изучение Урала. Я думаю, что никто не остался равнодушным к этому уникальному природному объекту! А чтобы подтвердить правдивость того, что Урал – “малахитовая шкатулка” России, я предлагаю вам рассмотреть коллекцию “Самоцветы”, в которую входят многие уральские полудрагоценные и драгоценные камни, ну и, конечно же, легендарный малахит, о котором так много писал Павел Петрович Бажов.

А завершить наше виртуальное путешествие я хочу сюрпризом! Дядя одного из учеников нашей школы привез с Урала несколько фрагментов горной породы и подарил их нам. Я хочу, чтобы каждый из вас подержал в своих руках эту частицу уральских просторов, и, может быть, когда-нибудь вы сможете их воочию оценить!

VI. Задание на дом

Повторить 32–34; написать мини-сочинение на тему “Мое впечатление от экскурсии по Уралу”.

Далее следует выставление оценок за урок и поощрение выступающих.