Урок-семинар “И.С. Тургенев и его творчество”

Разделы: Литература


Цель:

  • Обобщение материалов по творчеству И.С. Тургенева, развитие творческих способностей ребят.
  • Воспитание любви к литературе.

Оборудование: Портреты писателя, иллюстрации Спасского-Лутовиново, подборки иллюстраций к произведениям, фрагменты музыкальных произведений.

План семинара.

  • О портретах. 1 группа
  • Мироощущение поэта. 1 группа
  • Биография. 2 группа
  • “Записки охотника”.2 группа
  • “Муму”. 3 группа
  • Повесть “ Ася”.3 группа
  • Стихотворение “ Русский Язык” 4 группа

Урок – семинар “Тургенев и его творчество” ставит целью дать понятие об эпохе, познакомить с мироощущениями писателя, показать, как отразились противоречия времени в произведениях великого художника слова.

Встреча с писателем всегда предполагает знакомство с его внешностью, его произведениями, его замыслами, мечтами. Сегодня наша встреча начинается со знакомства с портретами писателя, внешность которого вызвала восхищение многих его современников. Мы доверимся взгляду художников, рисующих нам автора великих произведений, которые читаемы и сейчас. Имена этих русских художников – Репин и Перов.

На рубеже 60-70 годов Перов создал серию произведений, открывающих новую страницу в портретной живописи. Наряду с Крамским, но независимо от него, Перов ставил и решал задачу создания психологического портрета, наметив таким образом путь развития всей портретной живописи второй половины 19 века. Образы художника не только конкретно-индивидуальны, но социально типичны. Обращение Перова к портрету не было случайным.

На выставке 1872 года Перов был представлен портретами Достоевского, Майкова, Даля, Погодина, Тургенева и др. Еще раньше были написаны портреты Островского, Осокина и Степановой. Его выступления как портретиста было оценено современниками как новое слово в развитии русской портретной живописи. На рубеже 60-х – 70-х годов Перов, безусловно, первый ведущий отечественный портретист, творчество которого определяет высшие достижения и направления развития современной портретной живописи. Работая над портретом, он всегда стремился к постижению внутреннего мира человека, стремился дать почувствовать, чем он живет, в чем его моральная и социальная ценность.

В картинах его внимание всегда обращено на человеческую фигуру. Ему важны не только лицо, мимика, но поза, жест, костюм. Он стремится “расшевелить” человека, заставить его действовать, проявить себя.

Портрет Тургенева был написан Перовым по заказу П.М. Третьякова в 1872 году. Тургенев изображен фронтально, на зрителя. Перед нами образ почтенной старости.

Вот как описывает в “ Записках революционера” облик писателя П.А. Кропоткин: “Он был очень красив: высокого роста, крепкого сложения, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой и отсутствием эффектации... Голова сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...”

Людям каждой эпохи присущ некий внутренний ритм, определяющий их жесты, манеру держаться, позу в момент покоя, жест во время душевного движения.

В портрете воспроизведена наиболее характерная и удобная поза писателя. Портреты лишены внешней репрезетативности, просты, подчас суровы. И вместе с тем они кажутся классическими благодаря своей цельности, ясности поставленной задачи, композиционной завершенности.

В яркой характеристике своих образов, в пластической выразительности поз и движений, в интересе к естественному, Перов – наследник Тропинина и Брюллова. От них идет и излюбленная им форма большого поколенного портрета, и то исключительное значение, которое придается руками, красноречивой выразительности жеста.

Репин – художник более позднего времени. Он шел от непосредственного восприятия натуры. В его портретах есть характерная черта, а именно: умение в каждом человеке найти нечто глубоко интересное, т.е. объективный подход к изображаемой натуре.

В портретах Перова мы всегда чувствуем присутствие художника, его восприятие и оценку людей. В портретах Репина изображенный человек говорит всегда сам за себя. Авторов этих портретов мы чувствуем лишь в необычайной живости изображения, в силе ощущения человеческого своеобразия, в мастерстве его воплощения. Как Перов, Репин воплотил в своих портретах целую плеяду деятелей русской культуры. Среди них портрет Тургенева 1874 года.

Тургенев изображен сидящим в кресле в трехчетвертном развороте с лицом, обращенным к зрителю. Пристальный взгляд умных глаз, естественный жест рук на коленях. Глубокие морщины на переносице и в уголках рта свидетельствуют о горестных раздумьях, о нелегком прошлом и в то же время о высоком, возвышенном, духовном. Портрет Тургенева покоряет силой своей жизненности, поразительной правдивости. Колористическая гамма слегка приглушена, что позволяет сосредоточить внимание на лице. Пытливость ума и зоркость взгляда отмечает натуру незаурядную, со сложным духовным миром. Незаурядность личности - главное в портрете Тургенева.

Портреты Перова и Репина, как и портреты других передвижников, убеждают в огромном социальном значении этого жанра, в том, какая активная роль принадлежит этому жанру в борьбе за реалистическое искусство, за признание общественной и эстетической ценности человеческой личности.

В 1943 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева, он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Любовь к Полине Виардо принесла Тургеневу много счастья и много страдания. Нельзя не видеть в ней поразительной чистоты юношеского чувства, сохранившегося в течение всей жизни писателя.

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. “ Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту ... все это я обожаю”.

В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой мимолетной красотой? “ Он прикован к земле”. Всему, что можно “увидеть в небесах”, он “ предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено”. Острота художественной зоркости Тургенева исключительна. Но чем полнее он охватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. “Наше время, - говорил он, - требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”. И он не запаздывает. Все 6 романов не только попадают в “ настоящий момент” общественной жизни России, но и по – всему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает “ новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество”.

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанций. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте.

Этот удар Тургенев нес как тяжкий крест всю жизнь. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром “предвидений и предчувствий”. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой.

Иллюстрации о Спасском-Лутовинове.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря 1818 года в Орле в культурной дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское – Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери – Варваре Петровне – Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду Лутовиновых, которые жили в Орловской губернии домоседами и в русские летописи не вошли. Родовая семейная память удержала имя тургеневского двоюродного деда Ивана Ивановича Лутовинова, который закончил Петербургский Пажеский корпус вместе с Радищевым, но рано вышел в отставку и занялся хозяйственной деятельностью. Он был основателем Спасской усадьбы и великолепной библиотеки при ней из сочинений русских, французских и немецких классиков 17 века. Лутовиновы жили широко и размашисто, ни в чем себе не отказывая, ничем не ограничивая властолюбивых и безудержных своих натур. Эти черты лутовиновского характера унаследовала и мать писателя.

Отец, Сергей Николаевич, принадлежал к славному в российских летописях роду Тургеневых, выраставшему из татарского корня. В 1440году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Ивана. От Ивана Тургенева и пошла на Руси дворянская фамилия Тургеневых. В царствование Ивана Грозного, в период борьбы Московского государства с Казанским ханством послом к ногайским мурзам отправлен был Петр Дмитриевич Тургенев, уговоривший астраханского царя Дервиша принять русское подданство. С особой гордостью вспоминал Иван смуты и польского нашествия, в 1606 году, в Кремле, он бесстрашно обличил Лжедмитрия, всенародно бросив ему в лицо обвинение: “ Ты не сын царя Иоанна, а беглый монах... я тебя знаю!” За то был подвергнут праведник жестоким пыткам и казнен.

Были в родовых воспоминаниях и другие страницы; как родовое предчувствие, тревожили они воображение писателя. В 1670 году сидел воеводою в Царицыне Тимофей Васильевич Тургенев. Когда началось восстание Степана Разина, отряд Василия Уса прорвался в город. Тимофея Васильевича схватили, надели веревку, привели на крутой волжский берег и утопили.

Отец Тургенева участвовал в Бородинском сражении, где был ранен и за храбрость награжден Георгиевским крестом. Воспоминаниями о русской славе 1812 года делился с маленьким Тургеневым и брат отца, Николай Николаевич.

Благодаря родительским заботам Тургенев получил блестящее образование. Он с детских лет читал и свободно говорил на трех европейских языках – немецком, французском и английском – и приобщался к духовным сокровищам Спасской библиотеки. В Спасском имелся прекрасный оркестр крепостных музыкантов, а одна из боковых галерей усадебного дома была приспособлена для театральных представлений. В спектаклях участвовали сами господа и их гости. У Тургенева оставались воспоминания о том, как на спасской сцене В.А. Жуковский исполнял роль волшебника.

Мальчику было 7 лет, когда 14 декабря 1825 года прогремели пушки на Сенатской площади. Один из родственников Тургеневых, Сергей Иванович Кривцов, вместе с другими декабристами был сослан в Сибирь. Родители Тургенева принимали живое участие в его судьбе, оказывали помощь. В спасском доме жил молчаливый, глухой слуга, Михаил Филиппович. Рассказали, что в день восстания он был на Сенатской площади и орудийные выстрелы явились причиной его глухоты. Эти впечатления не могли не тревожить воображение мальчика и рождали в его пытливом уме недоуменные вопросы.

Под кровом родительского дома Тургеневу не суждено было испытать поэзии семейных чувств. Отец писателя в домашних делах не принимал никакого участия и холодно относился к матери: он женился на Варваре Петровне не по любви, а с целью поправить материальное благосостояние. С каждым годом мать становилась капризнее и подозрительнее, а свои личные обиды вымещала на окружающих.

От разрушительного влияния крепостнического произвола Тургенева спасало надежное покровительство людей из народа. В спасском саду мальчик познакомился со знатоками и ценителями птичьего пения, людьми с доброй и вольной душой. Отсюда вынес он страстную любовь к среднерусской природе. Доморощенный актер и поэт Леонтий Серебряков стал для мальчика настоящим учителем родного языка и литературы. Впоследствии Тургенев с благодарностью вспоминал об этих счастливых мгновениях своего детства: “Невозможно передать чувства, которое я испытывал, когда, улучив удобную минуту, он внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой и, украдкой кивая длинным кривым пальцем и таинственно подмигивая, указывал головой, бровями, плечами, всем телом на глубь и глушь сада, куда никто не мог проникнуть за нами и где невозможно было нас отыскать!... Раздаются наконец первые звуки чтения! Все вокруг исчезает... нет, не исчезает, а становится далеким, заволакивается дымкой, оставляя за собою одно лишь впечатление чего – то дружелюбного и покровительственного! Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняют, укрываю нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а снами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит важное, великое, тайное дело...”

В 1837 году Тургенев успешно, со степенью кандидата, закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Здесь на юного Тургенева обратил внимание профессор русской словесности П.А. Плетнев и одобрил его первые поэтические опыты. За годы учебы в университете Тургенев потерял отца, пережил гибель Пушкина; в ноябре 1836 года скончался и его друг Миша Фиглев, а в апреле 1837 года умер тяжело больной брат Сергей. Мысли Тургенева о социальной несправедливости, вынесенные из Спасского, осложнялись раздумьями о несовершенстве земного миропорядка в широком философском смысле. События личной жизни подкрепляли проснувшийся в нем интерес к философским вопросам. В мае 1838 года Тургенев отправился в Берлинский университет, желая получить специальное философское образование. Особую роль в мировом процессе одухотворения Вселенной наряду с искусством играет любовь. Любовь – это универсальное чувство просветляющее мир, это дар божества, идеальной души, Абсолюта. Любовью связывается гармоническое единство, идеальный смысл бытия и реальное существование. Любовь к женщине, особенно первая, - одно из могущественных проявлений всеобщего мирового закона любви, творящей мироздание.

Люди тургеневского поколения буквально обожествляли это чувство, видели в нем великий дар. Любящий виделся в сияющем ореоле, выделялся из окружающих. С ним уже обращались как с человеком особенным, отмеченным вниманием божества.

Так в отвлеченной форме гегелевской идеалистической философии усваивалась русской интеллигенцией диалектическая мысль о революционной роли реакционных периодов жизни общества – мысль, которая в сознании молодого человека 30-х годов прямо проецировалась на состояние русской эпохи николаевского царствования. И в Берлине, в кружке русских студентов, возглавляемом светлой личностью Н.В. Станкевича, говорили не только о Всемирном Духе. “Шла речь о преимуществах народного представительства в государстве”, а однажды Н.В. Станкевич, воодушевившись, взял со всех участников кружка “торжественное обещание” посвятить все силы борьбе за отмену крепостного права. Это была знаменитая клятва, которую Тургенев называл “аннибаловской”.

В 1841 году Тургенев вернулся в Россию. Сначала он хотел занять кафедру философии и успешно выдержал магистерский экзамен в Петербургском университете. Но сделать ученую карьеру он не захотел. Вскоре Тургенев поступил на службу в министерство внутренних дел. Такой выбор был не случайным. В 1842 году Николай 1 предложил министру Л.А. Перовскому заняться проектом освобождения крестьян от крепостного права. Служба в министерстве отвечала сути “аннибаловской клятвы” Тургенева, однако ему пришлось убедиться, что канцелярско – бюрократические круги очень далеки от конкретного, практического решения крестьянского вопроса. В 1845 году Тургенев вышел в отставку и решил целиком отдаться литературной деятельности.

В ------- году Тургенев познакомился с В.Г. Белинским, высоко оценившим его поэтическое творчество. Знакомство переросло в искреннюю дружбу. “ На меня действовали натуры энтузиастические, - вспоминал Тургенев. – Белинский принадлежал к их числу”. В сою очередь, Белинский ценил в Тургеневе блестящую философскую подготовку и художественное чутье к общественным явлениям русской жизни: “ Вообще, Русь он понимает, - говорит критик. – Во всех его суждениях виден характер и действительность. Он враг неопределенного, к чему я довольно падок”

Идейный вдохновитель будущих “ Записок охотника”, Белинский с ревнивой и трогательной заботой следил за становлением писательского таланта Тургенева. В общении с критиком укреплялись антикрепостнические убеждения, художественные поиски направлялись по демократическому руслу. В разговорах Белинский неоднократно убеждал Тургенева обратиться к изображению народной жизни.

“Народ – почва, - говорил он, - хранящая жизненные соки всякого развития; личность – плод этой почвы”.

Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, предаваясь охотничьей страсти. Он подружился с крестьянином – охотником Афанасием Лифановым, который как живая газета, развертывал перед Тургеневым хронику провинциальной жизни с точки зрения народа. Охотники, в отличие от дворовых, в силу страннической своей профессии, в меньшей степени подвергались развращающему влиянию помещичьей власти. Они сохраняли вольный и независимый ум, чуткость к жизни природы, чувство собственного достоинства.

Наблюдая за жизнью крестьянства, Тургенев приходил к выводу, что крепостное право не уничтожало живых народных сил, что в “ русском человеке таится и зреет зародыш великих дел, великого народного развития”. Но чтобы рассмотреть это, “ народный писатель” должен проникнуться сочувствием к русскому мужику, “ родственным к нему расположением, наивной и добродушной наблюдательностью”. Охота превращалась для Тургенева в удобный способ изучения всего строя народной жизни, внутреннего склада народной души, не всегда доступной стороннему наблюдателю. В общении с Афанасием и другими крестьянами Тургенев убеждался, что “ вообще охота свойственна русскому человеку. И сколько он всего насмотрится в своей скитальческой жизни. А главное, на этой общей для барина и мужика основе возникает особый характер отношений между ними, немыслимый в повседневной жизни. Тургенев замечал, что мужики, с которыми он встречался в охотничьих странствиях, вели себя с ним необычно: были щедро откровенны, доверчиво сообщали свои тайны. Он был для них охотником, не барином, а охотник – это ведь странник, отрешившийся от тех ложных ценностей, которые в мире социального неравенства разобщают людей. В этой атмосфере и родились знаменитые “ Записки охотника”. Это одна из самых удивительных книг в русской литературе. Иван Александрович Гончаров метко назвал автора книги “ трубадуром ... странствующим с ружьем и лирой2 по родной стране. Книга была переведена на французский, английский, немецкий языки и всюду воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая свое совершенно неповторимое лицо”. Ваши крестьяне, - сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, - Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефность... Ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы.

Сборник “Записки охотника” состоит из 25 рассказов. В каждом из них появляется охотник – рассказчик. Тургенев страстно сам любил охоту. В статье, посвященной запискам другого охотника, он писал: “ ... русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху и пойдет он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера. И не думайте, чтоб он стрелял их них одних уток: с этим же ружьем пойдет он караулить медведя на “овсах” ... - и убьет медведя, а не убьет, так даст медведю себя поцарапать, отлежится, полуживой дотащится до дому и, коли выздоровеет, опять пойдет на медведя с тем же ружьем”. Об охоте Тургенев пишет с увлечением и ему есть что об этом рассказать.

И все же именно “Записки охотника” очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, он постоянно накапливал наблюдения за окружающей жизнью!. ... каких Пеночкиных, - писал Герцен он подстреливал, в то время, как дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку!” “ Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть небывало! Успокойтесь ...Вы этого выстрела не дождетесь... Охотник никуда не стреляет ... Он следит не за полетом птицы, - как писал современник, - а за ... золотисто-серыми, с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды... Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда”.

Эта маленькая Одиссея в пределах бывшей Орловской губернии знакомит тех, кто ее прочтет целиком, с миром русской деревни середины прошлого века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русскими крепостным крестьянином той поры.

Рассказ “Муму” (1852) является продолжение антикрепостнической темы в творчестве Тургенева.

Ненависть к угнетению вообще и к крепостничеству, как одной из форм такого угнетения, пронизывают каждую строчку тургеневского произведения, и живет в нем рядом с верой автора в великое будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолевать любые преграды. Это одно из самых ярких антикрепостнических произведений, создавая которое Тургенев исполнял свою аннибаловскую клятву. “Муму” писатель написал под арестом, на “съезжей”, поводом послужило письмо Тургенева о смерти Гоголя, а также публикация “Записок охотника”.

Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного замечательного писателя, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности художника, звучат его любимые мысли, присутствуют типические характеры и конфликты.

У Тургенева таким произведением, как бы вобравшим в себя целый писательский мир, стала повесть “Ася”, услышал ее признание в любви, но не успел ответить: еще не все было решено в его сердце, а когда поныл, что любит, - Ася уже исчезла навсегда. Остался лишь засохший цветок герани, брошенный когда – то ее рукой любимому. Но написана эта повесть так, что обычная любовная история становится историей современности и современников.

В “Асе”, где присутствуют многие мотивы целостного тургеневского творчества, есть и выступление против крепостного права, только сделано оно в особой манере – мягкой, камерной, лирической.

Героиня повести, семнадцатилетняя Ася, - девушка трудной, чистой русской драматической судьбы. Драматизм судьбы Аси взращен именно русской общественной почвой, уродливыми социальными отношениями времени. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывавшаяся в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается с израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.

Тургенев не осуждает отца Аси, как осуждает он диких помещиков в “ Записках Охотника”, он вообще никого не осуждает в этой повести, обо всем говоря объективно спокойно. Но именно эта объективно написанная ситуация, в которой оказалась Ася, полураба, полугоспожа, чье детство проведено в избе барской скотницы, а отрочество – в барском доме, как нельзя ярче раскрывает трагическое уродство социального неравенства.

В повести запечатлен и особый характер времени, исследуемый Тургеневым почти во всех его произведениях. В противоречивых условиях тогдашней российской действительности закалялись молодые “штурманы” будущей бури и никли характеры слабые, нерешительные. Рубежи, разделяющие молодую интеллигенцию на революционеров и отступников, прокладывались уже в это время, в конце 50-х годов ,когда Тургенев писал “Асю”. Он писал трусливого господина Н.Н., не умеющего в нужную минуту решиться изменить свою жизнь, но характер этот читался и в ту эпоху, и в последующие времена решительно. Робость Н.Н. была и политической робостью, гражданским отступлением от прежних смелых мечтаний.

“Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня”, - признается Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе. Но признание это понятно, рассмотрено куда шире. Необходимость ясных, бесповоротных решений = вот что останавливало некоторых русских интеллигентов перед лицом неизбежных действий. В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки”. Наболтавшись досыта и исполнившись чувством удовлетворения, словно мы что- то сделали ... вернулись мы домой”, - самокритично замечает господин Н.Н. Но его милая, либеральная самокритичность обретает под пером Чернышевского гневную отповедь. И пусть не обличены в тургеневской повести взяточник, - герои ее, он губит уже не чужую казну, но чужую душу что пострашнее. “Пока о деле нет речи, - замечает Чернышевский, анализируя этот характер, - а надобно только занять праздное время... разговорами, мечтами, герой очень боек”. Когда же речь заходит о деле, подобные люди, как правило, говорят: “Как же можно так скоро?”

За любовной историей Аси и господина Н.Н. Чернышевский угадывает симптомы общественной болезни - бессилие людей перед поступком. У Тургенева в повести “Ася” излюбленная ситуация: сильная, прекрасная женщина и слабый, храбрый только на словах мужчина. Подобная коллизия была свойственна самой жизни. Женщина, меньше связанная со службизмом, карьерой, с круговой порукой взяточничества и бюрократизма, глубже руководствовались естественными нравственными правилами. Для мужчины сохранить здоровое нравственное зрение было куда труднее, и Тургенев звал современников внимательнее всмотреться в чистые глаза своих подруг, не растерявших в житейской суете естественное чувство справедливого и разумного.

Почти все герои Тургенева, в какой бы стране они не находились, непременно думают о России. Неразрывная духовная связь с Россией – одна из обязательных примет характера, симпатичных писателю. Непреходящая тоска по русской земле на чужбине – еще одна нравственная проверка тургеневских персонажей: те, кто не может жить без воспоминаний о русской стороне, - истинные люди, те, кто легко забывает свое национальное первородство, - чужды Тургеневу. И в “Асе” есть свой прекрасный по настроению эпизод, когда сама живая Россия взрывается в чужеземные красоты. “... Вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах, - рассказывает герой повести. – Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. “Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?”

Повесть “Ася”, как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству. И эта органическая потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность, особый трепетный, поэтический лиризм.

Тургенев ценил в человеке прежде всего замечательное чувство родины, близость к национальным основам русской народной жизни. Завет писателя: “Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю”. Устами одного из героев романа “Рудин” Тургенев говорил: “ Родина без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает; двойное горе тому, кто действительно без нее обходится”.

В стихотворении в прозе “Русский язык” чувствуется уважительное и восторженное отношение Тургенева к русскому языку, к русскому народу, к Родине.

“Русский язык” (1822) – предсмертное произведение писателя, который был оторван от родины и с нарастающей тревогой получал известия о разгуле реакции в России после казни народовольцами Александра 2. В учебнике истории говорится о шпионаже, полицейских провокациях, казнях, об арестах и высылках без суда и следствия, о преследовании передовой печати и литературы. Это позволяет заново прочесть слова: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины...” Знаменательно, что именно в эту пору прозвучали слова мужества и надежды, рожденные верой в духовные силы народа. Светлый взгляд в будущее дается писателю нелегко, он поистине выстрадан. Это можно почувствовать в самой конструкции заключительной фразы, где утверждение как бы преодолевает двойное отрицание: “но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

Стихотворением в прозе “Русский язык” мы завершаем нашу встречу с Тургеневым и его произведениями, изученными нами в течение четырех лет в курсе литературы. О каждом из них в краткой, сжатой форме мы рассказали главное, характерное, особенное. В каждом из поэтических творений ярко проявляется личность писателя, его особое мироощущение, его талант. Творчество Тургенева бессмертно, потому что его произведения исполнены лирического оптимизма, печаль его светла особенно в его повестях – элегиях. Повесть “Ася”, изученная нами в этом году, вводит нас в прекрасный поэтический мир Тургенева, развивающийся по законам красоты, разлитой в природе, искусстве и нигде не сияющей так, как в человеческой личности. По словам Салтыкова – Щедрина, Тургенев является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает.

Викторина.

  1. Сколько рассказов в “Записках охотника”?
  2. В чем суть “аннибаловской клятвы” Тургенева?
  3. Как звали любимую женщину Тургенева, ставшую для него Музой?
  4. Назовите имя главного героя рассказа “Муму”?
  5. На берегу какой реки располагался городок, в котором произошли события описанные в повести “Ася”?
  6. В чем особенность стихотворения “Русский язык” Тургенева?