Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Экология


В течение нескольких лет работаю над темой самообразования “Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников”

Я считаю, что тема, выбранная мной, в данное время актуальна и волнует каждого учителя, работающего в начальных классах.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”

Ведущие идеи опыта находят свое выражение в системе уроков всех видов, внеклассных мероприятий, экскурсий. Данный опыт включает в себя комбинации элементов известных методик, предполагает использование продуктивных методов работы: проблемного, поискового, исследовательского.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед варваром – Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель В.Астафьев,- что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество “лицом к лицу” столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “выливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют “парниковый эффект”, истощают вокруг планеты озоновый слой.

Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожать природу – это все равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец детей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Главная цель экологического воспитания и образования – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Основным пособием для решения названной проблемы служат учебники “Природоведение” и “Окружающий мир”, также различная дополнительная литература.

Решение задач предмета осуществляется, прежде всего, через урок. Именно на уроке ребенок получает основные знания о природе, получает начальные навыки экологической культуры, устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе “человек – природа – общество”.

Учитывая рекомендации Н.Ф.Виноградовой о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках использую эксперимент, наблюдение, работу с таблицами, работу с измерительной аппаратурой. Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.

Например, на уроке по теме “Берегите воду, чтобы показать соотношение солёной и пресной воды выполняю следующую демонстрацию. Всю воду на Земле представляем в виде трехлитровой емкости. Отливаем 90 мл – вся пресная вода; от 90 мл отливаем 68 мл – ледники, снежные шапки гор. Остаток 32 мл – это та вода, которая может быть использована для наших нужд.

Далее учащиеся, надев белые шапочки, превращаются в лаборантов и проводят необходимые исследования образца воды из Белгородского водохранилища, с помощью таблицы “Ежедневное суточное потребление воды” формулируют вывод об экономном расходовании воды

Выводы для учащихся являются открытиями. Как правило, в науке эти открытия уже сделаны. Понятно также, что процесс исследований ребенка, по сравнению с научным, укорочен, упрощён, из него упускаются многие детали, промежуточные поиски, ошибочные пробы. Исследованиями ученика руководит учитель, ориентируясь на учебные цели. Поэтому в своей практике мы чаще используем термин “опыт” вместо термина “эксперимент”.

Очень эффективны различные виды практических работ. Например, при изучении условий произрастания растений предлагаю детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях: семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: “Давайте подумаем, что получится, если...”. В данном случае предлагаю предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения. По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.

При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучения их сотрудничеству я использую групповые формы учебной работы. Это работа в виде “малых” групп по 3-4 человека.и выступают как единое целое. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняется тема или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяются результаты работы, анализируются, систематизируются и оформляются выводы. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: “Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми”.

Я считаю, что в учебнике по некоторым темам учебный материал представлен не в полном объеме. В связи с этим приходится привлекать дополнительные источники для более полного понимания детьми экологических проблем, путей их решения. И здесь, я считаю, не обойтись без нетрадиционных уроков, позволяющих разнообразить виды и формы деятельности учащихся, хотя мнения педагогов о таких уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В этом мне помогают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН, урок-путешествие. К данным видам урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс, а иногда и родители.

Урок-путешествие провожу в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Урок строю в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и выступлений об объектах природы, “встречающихся” на остановках во время путешествия. Например, во время путешествия по теме “Берегите воду!” учащиеся совершали остановки на реке, водозаборе, в лаборатории. Во время путешествия дети выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. Во время проведения таких уроков включаю элементы театрализации. Так на урок “Растения и животные болот” ) к нам заглянула “болотная ведьма” и открыла тайну болотного газа. Побывали у нас еще звери и птицы, летучие мыши, грибы и даже навсегда исчезнувшие животные.

На уроке “Берегите воду!” нас посетила “капелька”; гроза морей - Нептун, которые рассказали потрясающие вещи о том, как человек использует воду.

Вышеупомянутые уроки требуют тщательной подготовки учителя и учащихся. Вместе с детьми мы листаем страницы художественной литературы, энциклопедии, отыскивая интересный материал для урока, готовим знаки о правилах поведения в природе. По окончании путешествия учащиеся составляют отчет об увиденных объектах природы.

Урок-сказка проводится в1-2 классах при обобщении и систематизации любой темы. Урок строю по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова или сочиняю сама. Как и в любой сказке, на таком уроке присутствуют положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Нептун, Красавица-Осень, любой зверек или птица) и отрицательные (Болотная ведьма, Кощей Бессмертный, Баба Яга

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Такой урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением. Я называю лучших знатоков природы, вручаю призы.

Урок-КВН провожу в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок-викторина похож на урок КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок КВН позволяют эффективно организовать повторение учебного материала.

При построении урока исхожу из того, что в силу своих возрастных особенностей учащиеся младших классов не могут длительное время активно и продуктивно заниматься одним и тем же видом деятельности. Поэтому обязательными структурными элементами на моих уроках являются следующие: игра (дидактическая, ролевая), продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация), беседа, чтение, рассказывание, рассмотрение иллюстраций Особый интерес для решения познавательных и развивающих задач представляет дидактическая игра. Такая игра способствует развитию логического мышления, формирует умение классифицировать, сравнивать, использовать знания в новой ситуации. Игра не только приучает к умственному труду, облегчает усвоение знаний, но так же может выступать в качестве эффективного средства воспитания ответственного отношения к природе.

Все игры носят развивающий и познавательный характер. Они позволяют решать задачи не только экологического, но и эстетического, нравственного и физического развития и формирования личности ребенка. Некоторые игры можно использовать на уроках русского языка и математики.

В ходе игры у детей возникает элемент соревнования, повышается интерес к предмету изучения, активизируется мыслительная деятельность, обеспечивается эмоциональное проживание ситуации. Таким образом, дидактическая игра экологического характера – эффективное средство образования и воспитания детей младшего школьного возраста, позволяющее учитывать возрастные особенности ребенка, сделать доступным для него весь процесс ознакомления с окружающим миром, дающее возможность с раннего детства прививать ребенку культуру экологически корректного, целесообразного поведения.

Развитию логического мышления, творческого воображения способствуют загадки. Поэтому я часто использую их в своей работе.

Но к подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно дает большие возможности для развития воссоздающего воображения, и наоборот – загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно не способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нем чувственное восприятие мира.

Живописные и ритмические загадки духовно ближе к детям. Они вводят школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас ребенка чудесным поэтическим языком.

Нельзя использовать загадки, которые воспитывают с детства негативное отношение к животным.

Загадки и логические задачи ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Одной из разновидностей логических задач являются экологические рассказы-загадки .

Особую ценность логических задач я вижу в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена “с ходу”, она как бы сопротивляется, а именно это заставляет ребенка “напрягать” мысль, думать. Я учу детей находить истину, побуждая к размышлению такими вопросами: “У кого есть другое мнение?”, “Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие”, “Найдите доказательства”, “Не верим! Убеждайте!”, “Доказываем!” и другими.

Экскурсия в природу – это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников, форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Она помогает лучше усвоить материал уроков “Окружающий мир”, расширить и углубить знания учащихся и, самое главное, способствует формированию экологического мировоззрения. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Именно во время экскурсий я стараюсь привить детям любовь и бережное отношение к родному краю. Да и как не любить эту землю, родную Белгородчину с ее голубыми озерами, белыми горами, с богатейшими запасами полезных ископаемых.

Лесостепь. Белогорье

На земле нету края милей.
Я люблю полноводие гордое
Золотых черноземных полей.
Из Донца всходит солнышко алое
Над Осколом поет соловей...
Белгородчина – Родина малая
Здесь начало России моей!

Флора и фауна позволяют развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения.

Недалеко от нашего села находится Белгородское водохранилище. Во время экскурсии ребята заметили, что на поверхности воды плавает мусор (палки, бумага и др.). Бывают случаи, что на поверхность всплывает рыба. Систематизируя знания, дети делают вывод о том, что необходимо очищать водоем, не засорять его, тогда все обитатели водоема будут прекрасно чувствовать себя в воде.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчание ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, крупинки речного песка и чешуйки шишек. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок “мыслит формами, красками, звуками”

Среди методов и приемов, с помощью которых я стараюсь, во-первых, убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды, показать последствия нерационального отношения к природе и, во-вторых, вооружить их хотя бы минимальным запасом знаний в этой области хочется выделить такой методический прием как сказка. Сказки – прекрасное творение искусства. В волшебный мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, черное деяние. Сказка “помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненное препятствие, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты”.

К.И.Чуковский писал, что цель сказок “заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пережить чужую боль, как свою” Задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек”

Сказки экологического содержания, в которых можно наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на психологию школьника, способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме, содействуют привитию не только любви к природе, сознанию необходимости ее охраны, но и любви к Родине

Экологические сказки я широко использую в урочной и внеклассной работе, привлекая и учащихся к их созданию.

Любовь к родному краю и охране растений и животных я воспитываю у детей не только на уроках природоведения и окружающего мира.

На уроках чтения мы читаем рассказы и стихи о природе, делаем к ним иллюстрации; сочиняем сказки экологического содержания, заучиваем пословицы ; знакомимся с народными приметами. К каждому прочитанному тексту по теме стараемся подобрать известную пословицу или поговорку.

Увидеть красоту родной природы, приобщиться к народным обычаям и традициям русского народа помогают беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов: И.Репина, И.Левитана, Грабаря, К.Юона и др.). Результатом творческих заданий с использованием живописи является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отраженные в произведениях искусства.

Расширению экологических знаний, воспитанию культуры поведения в природе способствуют также уроки русского языка, на которых составляем и записываем предложения о листопаде, снегопаде, дожде, белоствольной березке. Большими воспитательными возможностями обладают рассказы и сочинения учащихся о своих домашних питомцах, явлениях природы.

С целью развитию познавательного интереса, повышению активности учащихся на уроках математики использую задачи в стихах

Особый интерес вызывают у детей занимательные задачи на экологическую тему, а также задачи из рубрики “Это интересно”

Задачи такого содержания не только заставляют детей мыслить, а несут в себе большой запас информации. Например:

Мухоловка за один сезон, высиживая птенцов, ловит около 1 400 насекомых. Сколько насекомых поймают 3 мухоловки за это время?

Семья муравьев поедает примерно 5 000 000 насекомых. Сколько насекомых будет уничтожено тремя муравьиными семьями?

Решая такие задачи, ребенок видит, какое значение имеет животное или растение для человека, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном и растительном мире.

При построении урока я тщательно продумываю каждый его этап, подчиняя поставленным целям и задачам, максимально раскрывая содержание изучаемой темы. Для реализации этой цели даже физкультминутки я стараюсь подбирать экологического содержания .Ни для кого не секрет, что физкультминутки – лучшее средство от гиподинамии. Главное их достоинство в том, что они включают в себя все виды движений, свойственные человеку. Во время ее проведения ребенок испытывает радость после напряжения умственных сил и одновременно произносит занимательную речевку об изучаемом предмете.

Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. Чтобы сохранить желание ребенка учиться, развить умение самостоятельно и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного изучения учебных предметов в основной школе, необходимо формировать основные компоненты учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

При изучении теоретического курса особенности развития ребенка в этот период требуют большого количества практических занятий, которые помогли бы младшему школьнику в непосредственной практической деятельности усвоить содержание уроков, сделать его неотъемлемой частью реальной жизни. К сожалению, в урочное время это не предоставляется возможным, поэтому я организую внеклассные мероприятия. Цель таких занятий состоит не просто в накоплении знаний учащихся. Важнейшей задачей их является преодоление потребительского отношения к природе, формирование убеждения, что бережное отношение к природе – долг каждого человека. Например, во время прогулок весной в березовую рощу рассказываю детям о сокодвижении, о том, что люди в это время наносят нашим белоствольным красавицам огромный вред, просверливая в коре дерева отверстия для добычи березового сока. Вместе с детьми мы снимаем с деревьев бутылки и замазываем раны.

Такие занятия формируют познавательную самостоятельность, дифференцируют обучение, что приводит к осмысленному пониманию экологических законов и правил. Только при этом условии дети и, став взрослыми, будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. Ведь от неукоснительного выполнения этих правил зависит продолжительность существования человечества на планете.

В результате целенаправленной и систематической работы по экологическому воспитанию мне удалось привлечь к решению этой проблемы и родителей учащихся. Они частые гости на наших мероприятиях. Мамы и папы информируют детей о том, какая природоохранительная работа проводится у них на предприятиях. (ООО “Агрин”, ЗАО “Ермак”, очистные сооружения в с. Графовка”), какое непосредственное участие принимают они в этой работе. Большую помощь оказали родители при изготовлении иллюстраций животных Красной книги.

С помощью взрослых весной во время операции “Скворечник” дети мастерят скворечники, которые крепят потом на березах школьной аллеи. Во время зимней акции “Покормите птиц зимой” изготовили, развесили в школьном саду кормушки для птиц и всю зиму подкармливали пернатых друзей.

Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям. Поэтому своей задачей я считаю продолжение работы по воспитанию у ребенка желания правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым.

Своими педагогическими находками делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы и района, показываю открытые уроки. Методика работы по экологическому воспитанию младших школьников отражена в публикациях моих разработок уроков в газетах “ПедСовет”, “Последний звонок”

Библиографический список

  1. Балузина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников. - Журнал “Начальная школа”. 2005. №12
  2. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. – М.; Вентана-Графф, 2003. – 240 с.:ил.
  3. Гладкий, Ю.Н. Дайте планете шанс! – М.: “Просвещение”, 1995
  4. Гончарик, Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. – Журнал “Начальная школа”. 2004. №11.
  5. Лободина, Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград:Учитель, 2007
  6. Реализация идей УМК “Начальная школа XXI века” на Белгородчине: науч.-метод. сб.\ отв.ред. Н.С.Сердюкова, О.А.Павлова, Л.В.Серых. – Белгород: Константа, 2006. –330 с.
  7. Руднянская, Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. – Волгоград: Учитель, 2007
  8. Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению. – М.: “Начальная школа”, 2002
  9. Чутчеева, Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996