Родительское собрание "Развитие младшего школьника в условиях информационной среды"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: просвещение родителей по теме “Развитие младшего школьника в условиях информационной среды”.

Задачи:

  • Показать возможности использования компьютера с целью развития младшего школьника в условиях информационной среды.
  • Ознакомить родителей с результатами анкетирования учащихся по использованию компьютера в домашних условиях.
  • Дать родителям рекомендации по профилактике вредного воздействия компьютера на здоровье ребенка.

Подготовительные мероприятия:

1. Подготовка материала по теме собрания.

2. Анкетирование учащихся.

3. Предоставление творческих работ учащихся для школьной выставки по теме “Компьютер в моей жизни: польза или вред?”

4. Создание электронной презентации. Презентация. РРТ

5. Подбор видеоролика для просмотра.

6. Создание буклетов для родителей “Основные правила при работе за компьютером”.

Форма проведения: интерактивная беседа с элементами лекции.

Ход родительского собрания

I. Знакомство с темой собрания

Тема родительского собрания “Развитие младшего школьника в условиях информационной среды” (слайд 1).

Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

II. Сообщение учителя

Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Это было обусловлено необходимостью передавать минимальную, хотя и жизненно важную на тот момент развития человечества информацию. В дальнейшем непосредственное общение людей друг с другом становилось всё более частым и информационно насыщенным. А затем появились разнообразные способы общения, самым распространённым из которых являлось использование письменности. Мы вступили в Информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. Владение ею часто является гарантом успешности. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации (слайд 2).

Наиболее актуальным в данный момент является использование для этих целей компьютера. Так ли необходимо в доме и школе это чудо научно-технического прогресса? Уже, будучи дошкольником, ребёнок зачастую получает возможность доступа к компьютеру. Информационная активность детей младшего школьного возраста растёт.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Информационная активность должна органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, а не диссонировать с ним [3]. Учителя начальных классов формируют у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивают умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

В нашей школе есть кабинеты, которые хорошо оборудованы и имеют не только компьютеры, ноутбуки, но и интерактивные доски, видеосистемы, проекторы. Уже с первых дней обучения ребятам показывают разного рода презентации, которые значительно оживляют уроки и стимулируют учащихся к грамотному пользованию информационными системами. Не следует порицать младших школьников, если они оформляют свои сообщения с помощью компьютера, ведь подобная деятельность является хорошей пропедевтикой их обучения в среднем звене.

Многие учащиеся нашей школы принимают участие в интерактивных информационных мероприятиях. В течение учебного года неравнодушные, увлечённые и эрудированные ребята успевают поучаствовать сразу в нескольких интерактивных конкурсах, олимпиадах, викторинах и даже стать победителями и призёрами некоторых из них. Так, мы интенсивно сотрудничаем с Центром Дистанционных Мероприятий “Фактор Роста”, который предлагает широкий спектр Всероссийских конкурсов и викторин для школьников, охватывая при этом практически все образовательные сферы (слайд 3).

Систематически организуется участие младших школьников в городских и областных мероприятиях. Конкурсные работы часто приходится отсылать по электронной почте, и ребята с удовольствием осваивают это непростое умение. Интернетом как информационным ресурсом пользуются практически в каждой семье. И в школе, и дома младшие школьники могут добывать необходимые знания, пользуясь компьютером, но, конечно, под контролем взрослых.

Относительно всего вышесказанного необходимо сделать важное замечание: прививать компьютерную грамотность учащимся следует только вкупе с воспитанием информационной культуры. Это должна быть планомерная, тщательно продуманная и регулярная работа. Многие ребята, владеющие достаточной компьютерной грамотностью, создают себе страницы в социальных сетях и общаются друг с другом, зачастую обмениваясь фотографиями и видеороликами, просмотр которых должен быть строго лимитирован. Реклама и разного рода предложения, размещаемые в Сети, также могут оказывать негативное влияние на формирование личностных качеств и психики ребёнка. Кроме того, многие школьники, проводя слишком много времени за компьютером, жертвуют прогулками на свежем воздухе и непосредственным общением со сверстниками.

III. Инсценирование ситуаций, анализ, обсуждение проблемы

Родителям предлагается разыграть определенные ситуации, затем обсудить проблему.

Ситуация № 1

В центре комнаты стоит компьютер, за которым увлеченно играет мальчик Саша. Слышны звуки компьютерных игр. В комнату входит мама.

Мама. Саша, обед готов, идем кушать!

Саша (раздраженно). Мама, мне некогда, я скоро перейду на второй уровень.

Мама (уходя). Что случилось с ребенком? Раньше был прекрасный аппетит!

Папа. Саша, ты все уроки сделал?

Саша. Пап, нет. Доиграю, сделаю.

В комнату входит бабушка.

Бабушка. Внучок, сходи, милый, в магазин за хлебом.

Саша. Бабушка, не отвлекай меня, я должен закончить миссию в игре.

Бабушка. Какой был безотказный, во всем помогал.

Придется идти самой. Ох, беда, беда компьютерная!

Ситуация № 2

После школы к Артёму подходят одноклассники.

Одноклассники. Артём, пойдёшь гулять во двор, в снежки играть?

Артём. Не пойду! Мне это не надо. Я на компьютере играть буду!

Одноклассники. Артём, а вечером пойдёшь в спортзал? Сегодня тренировка. Спартакиада скоро.

Артём. Нет! Вот пристали! Надоел мне спорт!

Одноклассники (между собой). А ведь был лучшим спортсменом среди нас.

К Артёму подходит Стас.

Стас. Давай поиграем вместе!

Артём (отталкивая друга). Еще чего! Мне и одному неплохо!

Стас (обиженно). Но мы же с тобой друзья.

Артём. Сейчас мой друг – Супермен.

Саша (удивленно, повернувшись к присутствующим) Променял друга на компьютерную игру?!

Стас уходит (слайд 4).

Вопросы для обсуждения:

  • Знакомы ли Вам такие ситуации?
  • Компьютерные игры – бесполезное, вредное занятие или совсем наоборот?
  • Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?
  • Какие Вы можете дать советы?

IV. Ознакомление с результатами анкетирования

Среди учащихся 3 – 4 классов нашей школы, у которых есть компьютер, было проведено анкетирование (слайд 5).

Результаты показали, что среди учащихся младших классов любят играть на компьютере – 83%; смотреть фильмы (мультфильмы) – 70%; общаться с друзьями – 85%; выполнять разные задания – 67%; читать книги, рисовать, слушать музыку и др. – 53% (слайд 6).

Пользуются компьютером каждый день – 37%; при этом проводят за компьютером более 30 минут в день – 68% детей.

Делают гимнастику для глаз при работе за компьютером – 28%; выполняют физкультминутки в перерывах при работе за компьютером – 38%; могут, заигравшись, забыть поесть, почистить зубы и т.д. – 30% опрошенных (слайд 7).

Даже не очень продолжительная работа за компьютером вызывает у детей общее и зрительное утомление. Увлёкшись, школьники не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше, не в силах оторваться от компьютера. В результате дети к вечеру возбуждены, раздражены, неуправляемы.

V. Сообщение учителя о вредных факторах при работе за компьютером

Такая ситуация складывается из-за влияния ряда вредных факторов, возникающих при работе за компьютером (слайд 8).

Нагрузка на зрение

По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре (мыши, джойстике). Это вынуждает его тело принять статичное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: заболевания суставов кистей рук, затруднённое дыхание, остеохондроз.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации

Компьютер требует сосредоточенности. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. В работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной игр. Настоящие вредители – игры, содержащие мелькающее на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Бывает, что при сбоях программ теряется важная и полезная информация. Это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

Излучение

То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой [8].

VI. Рекомендации родителям

Родителям необходимо контролировать не только качество информации, получаемое их детьми посредством компьютера, но и количество времени, которое школьники за компьютером проводят. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а длительное – ухудшает. При разумном подходе не следует слишком опасаться отрицательного влияния компьютера на ребёнка. Технический прогресс остановить невозможно. Пусть “умная машина” станет для подрастающего поколения другом, а не врагом! В организации работы ребёнка за компьютером могут помочь советы специалистов, которые содержатся в предлагаемом Вам буклете.

Вручение буклетов “Основные правила при работе за компьютером” родителям.

Приложение 1

А теперь вашему вниманию предлагается видеоролик [10], который с некоторой долей юмора покажет возможные ошибки при работе за компьютером и способы их исправления (слайд 9).

VII. Посещение школьной выставки творческих работ учащихся

Творчески отнеслись к данной проблеме и наши дети, которые предоставили для школьной выставки свои рисунки на тему “Компьютер в моей жизни: польза или вред?”

Приложение 2

VIII. Подведение итогов и рефлексия

Экспресс-анкетирование родителей (слайд 10).

  1. Сколько времени проводит Ваш ребёнок за компьютером?
  2. В какие компьютерные игры играет Ваш ребёнок? Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?
  3. Какие сайты посещает Ваш ребёнок?
  4. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?
  5. Часто ли ваш сын (дочь) обращается к Вам за помощью при выполнении каких-либо заданий с использованием компьютера?

Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2 – №5 и при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои взаимоотношения с ребёнком, т.к., возможно, компьютер для него на данный момент более верный и надёжный “товарищ” [7].

Формулирование выводов:

Интерес детей к компьютеру огромен, и наша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на пользование компьютером. Современный компьютер должен стать для вашего ребёнка надёжным помощником. Компьютер играет всё большую роль в досуге и учебе наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть юному пользователю мир огромных возможностей.

Список литературы

1. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // “Начальная школа”, 2008. №11.

2. Ефимов В.Ф. Использование ИКТ в начальном образовании. // Начальная школа, 2009. №2.

3. Сабирова, Э.Г. Целесообразность применения информационных технологий при обучении младших школьников / Э.Г. Сабирова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции “Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования”: В 2-х ч. - Челябинск: Изд-во “Образование”, 2006. - Ч. 2. - С. 276-278.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения - М: Просвещение, 2011 - 31 с.

5. Информационный сайт "Учительской газеты"

http://www.ug.ru/02.26./po4.htm

6. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/user/12578/page/pamyatki-dlya-roditelei

7. https://urok.1sept.ru/articles/567121/

8. http://www.uchportal.ru/publ/16-1-0-884

9. http://www.cybermama.ru/whitepages.php?id_article=8

10. http://www.compgramotnost.ru/computer-i-zdorovye/vliyanie-kompyutera-na-zdorove-cheloveka