Урок физики по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об атмосферном давлении;
  • развивать :
    1. умение наблюдать, анализировать и объяснять наблюдаемое;
    2. умение объективно оценивать представленную информацию;
    3. умение грамотно и четко выражать свои мысли;
  • воспитывать внимание, чувство уверенности в себе.

Демонстрации:

взвешивание воздуха в стеклянном шаре.

Оборудование:

  • для демонстрации: весы с разновесами, стеклянный шар с резиновой трубкой и зажимом, насос;
  • для фронтального эксперимента: стеклянные трубки, стаканы с подкрашенной водой, пипетки;
  • для просмотра презентации: компьютер, проектор, экран;
  • для работы с классом: набор жетонов по изучаемой теме (приложение 1).

(жетоны получают учащиеся, участвующие в обсуждении возникающих в ходе изучения темы вопросов, подготовившие сообщения и дающие им аргументированную оценку, отвечающие на вопросы учителя)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, формулировка темы урока, постановка задач.
  3. Изучение нового материала.
  4. Фронтальный эксперимент.
  5. Применение атмосферного давления (выступления учащихся).
  6. Краткое повторение изученного.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Задание на дом.
  9. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, за окном голубое небо, светит солнце и мы с вами полные сил и энергии начинаем урок.

2. Мотивация, формулировка темы урока, постановка задач

У: Я предлагаю наше сегодняшнее занятие начать с загадки.

Слайд1 (учащиеся отгадывают загадку)

У: Верно. Это атмосфера Земли. Ребята, а какую общую тему мы с вами изучаем сейчас?

Учащийся: Мы изучаем тему «Давление».

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока в свете изучения темы «Давление».

Учащийся: Мы сегодня будем изучать атмосферное давление.

Слайд 2. (учащиеся записывают в тетрадь тему урока)

У: А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока?

Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель поправляет, задает наводящие вопросы и в итоге записывает на доске следующие вопросы:

  1. Имеет ли воздух вес?
  2. Что такое атмосфера?
  3. Как создается атмосферное давление?
  4. Где работает атмосферное давление?

3. Изучение нового материала

Демонстрация опыта с шаром.[1,2]

Записать на доске(и в тетрадях):

Масса шара без воздуха m1=

Масса шара с воздухом m2=

Вес воздуха P=(m2-m1)g

Вывод (записать в тетрадях): т.к. воздух имеет вес, он будет оказывать давление на поверхности, например стола, крыши здания, Земли и т.д.

У: мы с вами ответили на первый вопрос. (сделать пометку на доске)

У: воздушная оболочка, окружающая Землю, называется атмосферой (от греческого атмос – пар, воздух и сфера – шар). И мы с вами переходим к ответу на второй вопрос.

Слайд 3 (строение атмосферы) [3]

Слайд 4 (состав атмосферы) [3]

У: Ну вот мы и ответили на второй вопрос (сделать пометку на доске). Как же нам ответить на третий вопрос? Как бы вы объяснили причины существования атмосферного давления?

Учащиеся высказывают гипотезы, дают объяснения существования атмосферного давления, учитель направляет обсуждение проблемы.

Слайд 5 (создание давления слоями атмосферы)

Записать в тетради: вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.[1]

У: Вы смогли ответить и на третий вопрос. (делается пометка на доске)

4. Фронтальный эксперимент

У: Мы знаем, что физика – наука экспериментальная. Не будем нарушать традиций и проведем небольшой эксперимент.

Слайд 6 (ход выполнения опыта со стеклянной трубкой)[4]

У: Ребята, да вы просто волшебники. Вода из ваших трубок не выливается. А убрали палец с трубки и вода сразу же вылилась. Интересно, почему? Может быть, в наблюдаемом нами явлении нет ничего волшебного, и вы сможете объяснить результаты проведенного вами опыта?

Учащиеся обсуждают и объясняют результаты опыта, учитель направляет ход беседы. Затем выполняют опыт с пипеткой и объяснение записывают в тетрадь.

5. Применение атмосферного давления (сообщения учащихся)

У: Вы на опыте увидели работу атмосферного давления. Послушайте сообщения своих одноклассников, и вы узнаете, где еще работает атмосферное давление.[3]

Слайды 7-10 Сообщения : как работает присоска; как работает медицинская банка; поилка для птиц (по рис. в учебнике); как мы дышим.

Учащиеся слушают и дают аргументированную оценку выступлениям одноклассников.

6. Краткое повторение изученного

У: Скажите, смогли вы ответить на все поставленные в начале урока вопросы? Посмотрим на доску.

Кратко повторяем ответы на вопросы, сформулированные в начале урока и записанные на доске.

7. Подведение итогов урока

У: Подсчитаем количество заработанных жетонов.

5или больше - оценка 5

4 - оценка 4

3 - оценка 3 (ставится по желанию)

8. Задание на дом

Слайд11

Д/З § 40, задание10 (1-2)

9. Рефлексия (Приложение 2)

У: заполните опросники, которые лежат у вас на партах.

Слайд12 (спасибо за урок, все молодцы)

Литература:

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2010. – 192с., ил.
  2. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В.Усова, В.П.Орехов, С.Е.Каменецкий и др.; Под ред.А.В.Усовой. – 4-е изд., перераб. – М., Просвещение, 1990.-319с.:ил.
  3. Книга для чтения по физике: Учеб. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред.шк./ Сост. И.Г.Кириллова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
  4. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей/ В.А.Буров, С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.