Урок внеклассного чтения "Н.Носов "Фантазеры"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: познакомиться с произведением детского писателя Н.Н. Носова “Фантазёры”

Задачи: продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения, умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, провести работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развивать речь, мышление.

Оборудование: презентационное оборудование, рисунки детей к рассказам Н.Носова, рассказ Н.Носова “Фантазёры”, карточки.

Формирование ууд:

Уметь передавать содержание и определять основную мысль произведения, описывать особенности поведения и характера героев. Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 1. “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”

- Прочитайте записи на слайде. Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова).

Слайд 2. Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

3. Слово учителя. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др.

Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.

Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)

Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? (“Фантазёры”.) В ней есть очень интересный рассказ “фантазёры”.

- Отгадайте кроссворд.

Слайд 4.

- В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон

- Что проще всего сварить, по мнению Мишки? Каша

- Кто напугал мальчиков в рассказе “Живая шляпа”? Котёнок

- Чем швырял Володя в шляпу? Картофель

- Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? Бобка

- Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка

- В каком городе родился Носов? Киев

-Как звали коротышку музыканта?) Гусля

5. Анализ произведения “Фантазёры”.

- Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия)

- А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ” ? ( работа со словарём

МЕЧТА”, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)

- Кто такие фантазёры? (это выдумщики, сочинители, мечтатели,)

- Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова. (Выдумка, затея).

- Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)

Слайд 5. На доске запись: фантазировать – фантазёр

- Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова “Фантазёры”.

- Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.)

- Что делали ребята? Прочитайте.

- Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.

Миша Стасик
Мне 140 лет.

Был большой, а стал маленький.

Мог реку переплыть, океан.

Напала акула, откусила голову,

другая выросла.

Раздавил автобус.

Мне 95 лет.

Был маленький, вырос, снова

стал маленький, а потом опять вырасту.

Мог море переплыть.

Крокодил съел, а потом выплюнул.

На луну летал.

- Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

- Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово “(Врать)”. Как называют человека, который врёт? (Врун).

- Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны”?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

Работа со словарём (дети находят определение слов “Врун”, “врать”)? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)

- Чем отличается врун от фантазёра

- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

- Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…)

- Что сказал ребятам Игорь?

- Что ответили ребята?

- Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Работа со словарём “Обманывать”.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

Работа с книгой.

- Как Игорь придумывал? (Найдите и прочитайте).

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

- Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)

- Кого встретили мальчики?

- Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

- Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

- Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?

- Зачем он это делает?( Чтобы утешить Иру)

- Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.(фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо)

- Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)

7. Закрепление изученного.

Работа в группах.

Ученики получают карточки с заданием:

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

8. Обобщающая беседа.

- Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.

Карточка:

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ

Слайд 10. ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.

10. Итог урока.

- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?

- Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде.

Слайд 19.

“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

11. Рефлексия.

На дерево настроения прикрепите смайлики вашего сегодняшнего настроения. Если вы считаете, что вы

  • доволен своей работой
  • не доволен своей работой
  • старался, но не всё получилось