Урок математики по теме "Взаимно обратные числа"

Разделы: Математика

Класс: 6


Учебник Н.Я. Виленкина «Математика 6 класс».

Цели урока:

  1. Развивающие цели: обеспечить усвоение учащимися понятие взаимно обратных чисел, развивать навыки нахождения взаимно обратных чисел для натуральных чисел, неправильных дробей, для десятичных дробей. Развивать у учащихся навыки применения аналогии, обобщения, память, мышление.
  2. Образовательные цели: изучить понятие взаимно обратные числа, закрепить навыки нахождения взаимно обратных чисел, сформулировать правило взаимно обратных чисел, применить при более сложных ситуациях, отрабатывать умение решать уравнения нового типа.
  3. Воспитательные цели: через коллективно-творческий труд на уроке воспитать чувство ответственности, собранности, радости, сопереживания успехам своих одноклассников, усердие.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: комбинированный.

Виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, документ-камера.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Мотивация учащихся к уроку, постановка целей и задач урока)

2. Анализ контрольной работы. (Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок)

3. Устная контрольная работа  (Задание практикуется через документ-камеру на интерактивную доску. Ученики записывают только ответы под соответствующим номером. Проверить в парах (взаимопроверкой) и демонстрировать на доске.)

4.  Сообщение темы урока

–  Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым понятием взаимно обратных чисел.

5.  Изучение нового материала:

  1. Вычислить: 
  2. Игра: вставьте пропущенное число.

Два числа, произведение которых равно единице, называются взаимно обратными.
Приведите примеры взаимно обратных чисел.
Какое число будет взаимно обратным к правильной дроби, к неправильной дроби, натуральному числу?
Как найти взаимно обратное число к десятичной дроби?
Как записать число, обратное числу ?
Какие условия должны соблюдаться для чисел a, b ?  (a ≠ 0; b ≠ 0)
Записать в тетрадях:
 –  взаимно обратные числа, так как   

6. Закрепление изученного материала:

1. № 577 (а-в) стр. 94 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

 –  Как доказать, что данные числа являются взаимно обратными?  ( Выполнить умножение, если произведение этих чисел равно 1, то числа являются взаимно обратными. )
(Ответ: а) да; б) нет; в) да. )

2. № 580 стр. 95 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).

 –  Что неизвестно в уравнении? (Второй множитель.)
–  Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель.)
–  Возникла проблема: мы не умеем делить на дробные числа.
Как по-другому можно решить это уравнение? (Так как произведение равно единице, то второй множитель будет являться числом, обратным первому множителю.)
Решение уравнений д) и е) основано насвойстве единицы при умножении.

Ответ:  

7. Физкультминутка:  Ребус.

Отгадайте ребус: 

(Дробь )

Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить!

8.  Работа над задачей:

Завод изготовил сверх плана 120 телевизоров.    этих телевизоров отправлено строителям гидростанции, а 80% остатка – в рисоводческий совхоз. Сколько телевизоров было отправлено в рисоводческий совхоз?

–  Запишем краткую запись:

Ответ: 24.

9.  Самостоятельная работа:Дидактические материалы.

Вариант 1

Вариант 2

№ 131  (стр. 12)

№ 131 (стр. 39)

Собрать тетради !!!

10.  Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что осталось непонятным?
  • Объявить оценки

11.Домашнее задание: §16, выучить правило;  № 590 (б),   № 592 (а-в),   № 593  (стр. 96)

Дополнительно: Написать эссе по словам Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, числитель которой…»

Литература.

  1. Математика, 6 класс.  (Учебник Н.Я. Виленкин и др.)
  2. Поурочные разработки по математике, 6 класс (В.В. Выговская )
  3. Дидактические материалы по математике, 6 класс (А.С. Чесноков и др.)

Приложение 1