Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова"

Разделы: Литература


Я люблю проводить уроки по творчеству М.Ю.Лермонтова. Занятия проходят интересно, живо, творчески, так как шестиклассники –   благодатные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое главное  –  им нравится анализировать стихотворения, вступать в соавторство.

Цели урока:

  • Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова.
  • Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус.
  • Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике.
  • Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова).
  • Познакомить с художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение, сравнение, аллегория).

Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради,  оформленная доска).

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

2. Повторение усвоенного материала

– Слова эпиграфа передают мироощущение лирического героя, чувствующего себя странником во Вселенной, в волшебной стране под названием Поэзия.
– Со стихотворениями каких поэтов мы уже познакомились? (Ответы учеников)
– Время, когда творил А.С.Пушкин, получило название Золотого века русской поэзии.
Как вы думаете, почему возникло такое название? (Золото – один из самых ценных и дорогих металлов).
– И когда мы говорим «Золотое время», то вспоминаем приятное, радостное, незабываемое.
После гибели А.С.Пушкина вещее перо из умирающего гения подхватил М.Ю.Лермонтов, написав в 1837 году стихотворение «Смерть поэта» (Чтение наизусть учителем) Презентация 1. Слайды №1-4

3. Реализация домашнего задания – чтение «Парус» наизусть (Презентация 2, Презентация 1. Слайды №11-15)

– Образ паруса отражает трагическое одиночество поэта.

4. Работа с эпиграфом урока

5. «Три пальмы».

– Какое это стихотворение по жанру?
– Что такое баллада? Слайды №7-9.
– Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт? (Ответы учеников)
– Сравним первую и последнюю строфы баллады. (Они противопоставлены).
– Как называется прием противопоставления?
– В каком еще стихотворении участь изгнанника противопоставлена уделу «вечно холодных, вечно свободных туч»?

6. Чтение наизусть стихотворения «Тучи».

7. Чтение на немецком языке стихотворения Г.Гейне  «Сосна» 1822 год. Слайд №19.

8.  Чтение наизусть «На севере диком». Грустная, печальная и тихая интонация стихотворения Г.Гейне передает чувство тоски и одиночества по возлюбленной (сосна в немецком языке мужского рода) через аллегорический образ сосны, мечтающей в одиночестве и ощущающей неуютность, заброшенность в далекой северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме.

9. Анализ стихотворения:

– Поэт удивительно точно передает настроение первоисточника, но оно звучит еще более проникновенно и выразительно. Лермонтов – прекрасный переводчик и проникновенный поэт, он не только удивительно точно передает интонацию и настроение первоисточника, но его стихотворение звучит еще более проникновенно и выразительно. Этому помогают эпитеты: голая вершина, сыпучий снег, горючий утес, прекрасная пальма. Сравнения: одета, как ризой она.(Риза – это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения). Олицетворение – сосна дремлет, качаясь; инверсия – (для усиления мотива покинутости, обреченности, страдания) на утесе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далекой. В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее и проникновеннее.

Сравним:

на холодной вершине – на голой вершине;
белым покрывалом окутывают её лед,
снег – одета снегом сыпучим, как ризой;
на пылающей скале – на утесе горючем.

– Поэту удалось точно передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, но при этом обогатить передаваемое чувство выразительными средствами. Образ сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщенности, одиночества. В стихотворении Лермонтова – это мотив мечтательной тоски, который является главным в лирике поэта, а не любовной тоски, как у Гейне. Слайды №20-21.

10. Знакомство с менее известными переводами Г.Гейне:

– Ф.И.Тютчев «С чужой стороны» и А.А.Фета  «На севере дуб одинокий».

Чтение наизусть.

– Поэты учли, что сосна в немецком языке мужского рода и заменили: Тютчев – кедром, Фет  – дубом. Их переводы ближе к Гейне и передают любовный оттенок переживаний, а не мечтательной тоски и гордого одиночества, как у Лермонтова.

11. Не только поэтическим словом, но и при помощи кисти передано чувство поэтов. В 1890 году Шишкин воплотил мотивы тоски и одиночества в художественном полотне «Сосна». Выступление ученика. Слайд №26.

12. Три шедевра искусства, снискавшие мировое признание, выражают  мечту о возвышенном и прекрасном разными средствами, взаимно обогащая друг друга.

13. Вступаем в соавторство: М.Ю.Лермонтов «Утес». Слайд №23.

14. Выполнение тестирования Слайд №24-25.

15. Д/з. Выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок».