Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) по теме «Отечественная война 1812 г. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

Разделы: Начальная школа


Цель: учить анализировать литературное произведение во взаимосвязи с историческими событиями.

Задачи.

Образовательные:

1. Показать историческое значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.

2. Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.

2. Развивать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотическое чувство к своей Родине, уважительное отношение к истории родной страны.

Тип учебного занятия: изучение и закрепление нового материала.

Основной метод: метод творческого чтения.

Подготовительная работа: часть учащихся готовит индивидуальные задания, выполняют словарную работу.

Оборудование: учебник литературы, портрет М.Ю. Лермонтова, компьютер с проектором, слайдовая презентация, тесты для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

(На доске)

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно. М.Ю. Лермонтов

- Ребята. прочитайте тему урока. (Cлайд 1. Презентация)

- У нас сегодня необычный урок

- Скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Как тема урока окружающего мира связана с уроком литературы?

- Что для вас означает слово Родина?

- Подберём синонимы к слову Родина. (На доску вывешиваются слова Отечество, Отчизна, Россия)

- Работа со словарём Ожегова. Значение слов: Отечество, Отечественная война.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.- - Обратите внимание на слова М.Ю. Лермонтова, как вы их понимаете? (Любовь поэта к Родине)

2. Целеполагание

- Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

1. Причины начала войны с Наполеоном

а) (У.) Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тильзитского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.

б) Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769–1821). (Слайд 2)

— Рассмотрите портрет Наполеона — Какие у вас сложились впечатления о человеке? Выскажите своё мнение.

2. Кто такой Наполеон?

Выступление ученицы

Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. Наполеон замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой его ошибкой было вторжение в Россию. Этот факт он признает намного позже. Накануне войны Наполеон сказал следующее: “Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце”. - Объясните слова Наполеона.

3. Кто правил Россией в начале 19 века?

(У.) В начале ХIХ века правил Российской империей Александр Павлович Романов.(1777–1825). Обратите внимание на портрет Александра I. (Слайд 3)

— Поделитесь своими впечатлениями о человеке, изображенном на портрете.

Александр I был незаурядным дипломатом. Он считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. В1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После победы над Наполеоном Александр I стал одним из могущественнейших правителей Европы.

3. Работа по теме

1. Какое событие произошло в 1812 году? (Слайды 4, 5)

(У.) Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1. И когда уже от границ французы дошли до Смоленска, царь Александр I назначил главнокомандующим самого опытного полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Выступление ученицы. (Слайд 6)

Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия.

Кутузов приехал, когда наша армия уже отступила от Смоленска. Солдаты радовались: “Приехал Кутузов бить французов”. Но Кутузов не мог сразу бросить в бой все свои войска. Это грозило разгромом всей армии. Армия Кутузова медленно, но отступала дальше к Москве. Генералы, офицеры, солдаты — все рвались в бой. Численность армий составляла около 240 000 человек. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток (Слайд 7)

2. Бородинское сражение. (Слайд 8)

В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в ходе Отечественной войны. Большие потери понесли, как русские так и французы.

1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву (Слайды 9, 10)

2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями Москву, горящую Москву. (Слайды 11, 12) Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Тогда Наполеон принимает решение покинуть Москву. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т.е. откуда пришёл.

- Как вы думаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления? (Слайд 13) (Партизанские отряды изматывали французские войска)

Французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Голод, сильные морозы и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. (Слайд 14)

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны. (Слайды 15, 16)

4. Работа над произведением М. Ю. Лермонтова “Бородино”. (Читает учитель)

Словарная работа:

бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха,

добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью,

картечь - артиллерийский снаряд,

драгун - солдат или офицер кавалерии,

улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом,

кивер - высокий головной убор у военных,

лафет - станок, на который укрепляется пушка,

редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).

- Давайте посмотрим, как построено стихотворение?

(Первая и вторая строфа стихотворения представляют собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“Ведь недаром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино) - Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы. - Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом)

В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).

Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? Для того, чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры: звучал булат, картечь визжала, залпы орудий слились в протяжный вой. Очень выразительна и жутка метафора “гора кровавых тел”, говорящая об огромном количестве погибших людей. Ожесточённость боя показана в словах “рука бойцов колоть устала”.

Включение художественного средства в стихотворение делает текст ярче и выразительнее - Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”. - Зачем автор использует такой прием? - Говорит о гордости старого солдата русской богатырской силой.

Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять. - Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?

- Солдаты были готовы снова идти в бой и защищать своё Отечество. Старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как твердым голосом, бодро и сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

4. Работа в группах. (Раздаются картины Бородинского сражения, определить, к какой части стихотворения относится эта картина и зачитать)

5. Подведение итогов. - Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

- А почему все - таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

- Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (Это то, о чем рассказывает автор - события, факты, жизненные явления)

- Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения - горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея. (“Да, были люди в наше время”)

6. Тестовая работа. Взаимопроверка и оценивание друг друга.

(У) – Закончить урок я хочу словами Наполеона: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

7. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть.

Тесты

1 вариант

1. Во Франции в 18 веке к власти пришёл полководец:

а) Багратион,

б) Наполеон,

в) Барклай де Толли.

2. Война 1812 года называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой,

б) на войну поднялся весь народ,

в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

3. Какое решение принял М.И. Кутузов после сражения:

а) оставить Москву,

б) дать ещё одно сражение под Москвой,

в) признать Наполеона победителем.

4. Бородинская битва произошла:

а) 26 декабря 1812 года,

б) 26 ноября 1812 года,

в) 26 августа 1812 года.

5. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор,

б) Спасо-преображенский собор,

в) Храм Христа Спасителя.

2 вариант

1. Во Франции в 18 веке к власти пришёл полководец:

а) Барклай де Толли,

б) Наполеон,

в) Багратион.

2.Французская армия вторглась в Россию:

а) 1 сентября 1812 года,

б) 14 ноября 1812 года,

в) 12 июня 1812 года.

3. Главнокомандующим русской армии был назначен:

а) А.В. Суворов,

б) М.И.Кутузов,

в) Ф.Ф. Ушаков.

4. Кому принадлежат строки: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина …

а) А.С.Пушкину,

б) М.Ю. Лермонтову,

в) Д.В. Давыдову.

5. Этот полководец лично повёл своих солдат в атаку и был смертельно ранен:

а) Н.Н.Раевский,

б) П.И. Багратион,

в) Д.В.Давыдов.