Урок русского языка по теме "Междометие как особая часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока.

1. Организовать исследовательскую работу обучающихся, в ходе которой ребята узнают о новой части речи – междометии; выяснят, почему междометие является особой частью речи; выявят роль междометия в речи.

2. Развивать коммуникативные компетенции, умение выражать свои мысли; Умение работать в коллективе, навыки сотрудничества.

3. Формировать умение распознавать междометия в тексте; правильно читать предложения с междометьями; выделять междометия в высказываниях.

4. Воспитывать культуру речи.

Оборудование:

  • презентация,
  • мультимедийный проектор,
  • телевизор,
  • DVD проигрыватель,
  • мультфильм “Ох и Ах”,
  • раздаточный материал “3000 примеров по русскому языку”,
  • учебник “Русский язык” Ч.2, В. В. Репкин, Е. В. Восторгова.

Ход урока

І. Организация урока.

Слайд 1. Презентация

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!

ІІ. Основной этап урока.

1. Минутка чистописания.

Ею можно обозначить
Что в задаче неизвестно,
А взглянув на всё иначе,
В ней увидим просто крестик! (Х х)

Слайд 2

- Из каких элементов состоит буква?

- В каких буквах встречается этот элемент?

(Письмо строчной Х половину строки и половину строки соединение ЭХ)

2. Словарная работа.

Упр. 178.

Проверка. Слайд 3

- К какой части речи можно отнести эти слова?

- Как доказать?

3. Рефлексия опорных знаний.

- На какие 2 группы делятся все части речи?

Слайд 4

- Что можно сказать о самостоятельных частях речи?

Слайд 5

- Что относится к именам?

Слайд 6

- Что можно сказать о служебных частях речи?

Слайд 7

- Как распознать в тексте ту или иную часть речи?

4. Создание ситуации успеха. Проверка знаний.

- Теперь проверим, сможете ли вы найти эти части речи в высказывании.

(“3000 задач по русскому языку” с. 14, № 20 - 24)

5. Постановка задачи.

- Посмотрите фрагмент мультфильма.

Слайд 8

- Какие слова употребляют в своей речи герои? (Ох, ах)

- К какой части речи относятся эти слова, или это что-то новенькое?

6. Поиск ответа. Задание 9, с. 20.

- Сравните высказывания: с. 21.

Слайд 9

- Об одном и том же событии сообщается?

- А все ли слова одинаковые?

- Что называет слово радостно во втором высказывании?

- В русском языке есть слова (с. 21), которые называют разные чувства. Входит ли в их число слово радостно?

- Ясно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы?

- А есть ли в нём слово, которое называет это чувство?

- Какое слово помогло это понять?

- Слово радостно и ура обозначают одно и то же чувство. А в чём же между ними разница?

- Какое из них называет чувство, а какое только выражает, не называя его?

Слайд 10

- Сравните следующие два высказывания: с. 21

Слайд 11

- Найдите в одном из высказываний слово, которое называет чувство девочки.

- Названо ли оно в другом высказывании?

- С помощью какого слова оно выражено?

Слайд 12

- Можно ли слова ура и ой считать особой часть речи?

Слайд 13

- Чем же они отличаются от других слов, обозначающих чувства?

С. 22, правило.

- Можно ли междометие отнести к самостоятельной части речи?

- Каждая самостоятельная часть речи что-то называет. А называет ли что-либо междометие?

- Можно ли междометие отнести к предлогам или союзам?

- Для чего служат эти части речи?

- А можно ли с помощью междометия связать между собой самостоятельные слова?

- Значит, это и не союз?

- Тогда быть может это частица?

- Изменится ли смысл высказывания, если вместо слова, называющее чувство, употреблено междометие?

- Значит, это и не частица?

- Тогда что же это?

- Где же должна быть эта часть речи в нашей схеме?

С. 22, правило.

Слайд 14

Физ.минутка.

7. Учебная ситуация.

- Ну, а теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Упр. 180 (п.)

Слайд 15

С. 49, правило.

8. Рефлексия.

а) Найди “лишнее” слово.

Слайд 16

б) Произнести междометие АХ, выражая:

• радость;

• жалобу;

• испуг;

• огорчение.

Слайд 17

в) Прочитать стихотворение выразительно:

Слайд 18

ІІІ. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- В чём особенность этой части речи?

- Как выделяется на письме эта часть речи?

ІV. Д/з. Упр. 181 (п.)

Слайд 19

V. Оценивание.

Слайд 20

Приложение 2 (приложение не опубликовано, т.к. превышен допустимый объем - находится у автора)