Рейтинг@Mail.ru

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Юные туристы-экологи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных, воспитательных) можно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Естественные факторы природы и физические упражнения сочетаются в одну форму физического воспитания – детский туризм.

Это помогает:

  1. расширить знания у детей о природных и погодных явлениях;
  2. совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт       (ориентироваться в пространстве);
  3. развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребенка;
  4. укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, проявление товарищества, взаимопонимание.

Содержание программы рассчитано на год занятий с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 12 человек.

Примерная учебная программа года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно- климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза). В программе предлагается активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов.

Экскурсии и прогулки в парк можно начинать и с младших групп при условии учета возрастных особенностей, состояние здоровья, индивидуальных показателей.

При планировании похода или прогулки в лес (в парк, к озеру) важно продумать организацию времени: народные, подвижные, спортивные игры и упражнения, аттракционы, игры малой подвижности, загадки и т.д. Предварительно с детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в парке или в лесу. Содержание прогулок, походов, занятия за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и   продолжительность его соответствовать установленной норме.

Туризм и краеведение неразрывно связаны между собой, их делят только для удобства изложения.

Краеведение в детском саду начинается с самого ребенка, его имени, его ближайшего окружения, в том числе природного.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Основная цель экологического воспитания- воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа включает в себя 3 тематических раздела:

  • 1 раздел- “Основы туризма”;
  • 2 раздел- “Основы краеведения”;
  • 3 раздел- “Экология”.

В разделе “Основы туризма” обучающиеся изучат личное и групповое снаряжение туриста, разбивка лагеря, умение пользоваться компасом, фонарем и другими снаряжениями туриста.

В разделе “ Краеведения” обучающиеся научатся составлять летопись своей семьи, находить на карте свой детский сад, свой дом, ориентироваться на местности (в своем микрорайоне), запоминать свой адрес, фамилию.

В разделе “ Экология” обучающиеся научатся чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относится к растениям и животным, и изучат правила поведения в лесу, в парке.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок.

РАПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО РАЗДЕЛАМ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ ВСЕГО ЧАСОВ ТЕОРИЯ (ЧАСЫ) ПРАКТИКА (ЧАСЫ)
Основы туризма 55 15 40
Основы краеведения 30 12 18
Экология 59 21 38
ИТОГО: 144 48 96

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ “ТУРИСТЯТА”

ОСНОВЫ ТУРИЗМА

Кто такой турист?

Проверка уровня знания обучающихся о туризме в целом. Изучение понятия “турист”, его функции.

Практические занятия:

Рассказ о туристе, рисунки.

Компас и его устройство

Изучение понятия “компас”, принцип его действия, правила пользования компасом.

Практические занятия:

Закрепление правил пользования компасом с помощью выполнения заданий (определение сторон света) .

Реквизиты туриста

Как можно узнать туриста? Без чего турист не может обойтись?

Практические занятия:

Закрепление пройденного материала с помощью дискуссии.

Личное снаряжение туриста- детсадовца

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда, личная посуда, компас, фонарь, карта, аптечка.

Практические занятия:

Обсуждение необходимости каждого предмета, выдвижение своих предложений.

Рюкзак туриста- детсадовца

Как правильно собрать рюкзак, что положить в рюкзак.

Практические занятия:

Игра “Собери рюкзачок к туристской прогулке”. Сбор группы и прогулка по двору детского сада.

Групповое снаряжение

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки их виды и назначение.

Кухонное и костровое снаряжение: котелки (канны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.

Практические занятия:

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением.

Разбивка лагеря

Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации лагеря. Требования к лагерю (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование лагеря (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха)

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне .

Практические занятия:

Планирование и организация лагеря на местности во время туристской прогулки.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.

Правила поведения в лесу

Изучение правил поведения в лесу.

Практические занятия:

Закрепление правил поведения с помощью ролевых игр.

Уборка места привала, девиз туриста- детсадовца: “После нас лучше, чем до нас”

Повторение одного из правил поведения в лесу.

Практические занятия:

Проведение экологического субботника во дворе детского сада.

Правила безопасности на прогулке и экскурсиях

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия:

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.

Прогулка по зданию детского сада

Повторение правил безопасности при передвижении внутри здания (детский сад)

Практические занятия:

“Туристская” прогулка.

Прогулка-экскурсия по двору детского сада

Повторение правил безопасности при передвижении на территории детского сада.

Практические занятия:

“Туристская” прогулка

1.13 Туристская песня

Отражение темы туризма в песнях известных авторов.

Практические занятия:

Разучивание 1-2 туристских песен.

ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Я.Мое имя, её значение

Для чего людям дают имена. Значение слова “имя”.

Цель: вводная часть для создания летописи.

Практические занятия:

Маленький рассказ о значении своего имени.

2.2 Фамилии, имена, отчества членов семьи

Что такое “летопись”. Для чего нужна летопись.

Цель: четкое знание имен своих родных и близких.

Практические занятия:

Создание летописи своей семьи.

2.3 В этом доме я живу

Что такое “дом”. Какой он бывает.

Цель: знание адреса своего дома и его расположение.

Практические занятия:

Рассказ “Дом, в котором я живу”

2.4 Это мой детский сад.

Что такое “детский сад”. Кто там живет.

Цель: знание адреса детского сада.

Практические занятия:

Рисунок “Мой детский сад”

2.5 Улицы, на которых находятся мой дом и детский сад.

Цель: знание дороги от дома до детского сада.

Практические занятия:

Схема- рисунок “Дорога от моего дома до детского сада”

2.6 Мой микрорайон города

В каком микрорайоне ты живешь. История микрорайона. Чем он знаменит.

Слайд- шоу “История Камских Полян Нижнекамского района”

Цель: знание истории родного края.

Практические занятия:

Рисунок “Мой родной поселок”

2.7 Мои родственники- участники великой Отечественной войны.

Память участникам великой Отечественной войны.

Цель: продолжение летописи своей семьи.

Практические занятия:

Рисунок “Память участникам великой Отечественной войны”, рассказ о родных, близких – участниках великой Отечественной войны, продолжение летописи.

2.8 Богатство родного края.

Почему наш край называют равнинным. Особенности Камско- полянской природы и животного мира. Животный мир заполнение карты, просмотр видеофильма. Знакомство с природой. Хвойные деревья. Полезные ископаемые. Лечебные свойства камней. Где и как используются полезные ископаемые

Цель: знание родного края

Практические занятия:

Рисунки “Природа родного края”, создание коллекции полезных ископаемых, игры по различной тематике.

2.9 “Бабушкин сундук”

Знакомство детей с женским национальным костюмом.

Цель: знание истории своего народа.

Практические занятия:

Рисунки, рассказ о костюме.

2.10 “Каково на дому, таково и самому”

Русская изба. Повседневное и праздничное убранство дома. “Изба деление” на углы. Домовой – кто он?

Цель: знание истории своего народа.

Практические занятия:

Рисунки по тематике.

2.11 “Каково на дому, таково и самому”

Русская изба. Повседневное и праздничное убранство дома. “Изба деление” на углы. Домовой – кто он?

Цель: знание истории своего народа.

Практические занятия:

Рисунки по тематике.

2.12 Экскурсии по городу, музеям.

Цель: закрепление пройденного материала по различной тематике, увеличение кругозора обучающегося.

ЭКОЛОГИЯ

3.1 Мир вокруг нас

Введение в предмет “Экология”

Практические занятия:

Рисунок “Мир вокруг нас”

3.2 Экопроект “Моя планета”

Проблемы экологии на сегодняшний день.

Цель: научить видеть красоту природы.

Практические занятия:

Экологический субботник.

3.3 Что такое лес?

Изучение понятия “Лес”

Цель: увеличение знаний о лесе.

Практические занятия:

Рисунок “ Лес ”, игры по тематике.

3.4 Представление о лесе и его обитателях.

Кто живет в лесу, его жители.

Цель: увеличение знаний о лесе и его обитателях.

Практические занятия:

Рисунок “Обитатели леса”,игры по тематике.

3.5 Приметы леса.

Каким бывает лес осенью, летом, весной и зимой?

Цель: увеличение знаний о лесе.

Практические занятия:

Рисунок “Времена года”

3.6 Путешествие мир лекарственных растений

Цель: увеличение знаний о лекарственных растениях.

Практические занятия:

Рисунки и игры по тематике.

3.7 Операция “ кормушка”

Как живут птицы зимой. Для чего нужны кормушки для птиц. Как их правильно делать.

Цель: научится проявлять добрые чувства к животному миру.

Практические занятия:

Конструирование кормушек для птиц. Рисунки “Птицы”.

3.8 “Я живу в Татарстане”

Цель: увеличение кругозора о родном крае и проблемах экологии края.

3.9 “Красота и богатство Татарской природы”

Уникальные уголки нашего края.

Цель: увеличение кругозора

3.10 “ кудесник – Шишкин” ( вечер)

Знакомство с творчеством художника. Герои картин. Детская продуктивная деятельность по теме.

3.11 “Богатство земли Нижнекамской”

Полезные ископаемые.

Цель: увеличение кругозора

3.12 Экскурсии по различной тематике

Цель: увеличение кругозора и закрепление пройденного материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ “ТУРИСТЯТА”

Первый год обучения по 2 часа 2 раза в неделю.

Наименование тем всего теория практика
1. Основы туризма
  Кто такой турист? 3 1 2
  Компас и его устройство. 3 1 2
  Реквизиты туриста 4 2 2
  Личное снаряжение туриста- детсадовца 5 2 3
  Рюкзак туриста- детсадовца 5 1 4
  Групповое снаряжение 5 1 4
  Разбивка лагеря 6 2 4
  Правила поведения в лесу 5 1 4
  Уборка места привала, девиз туристят: “После нас лучше, чем до нас” 4 1 3
  Правила безопасности на прогулке и экскурсиях 4 1 3
  Прогулка по зданию детского сада 4 1 3
  Прогулка- экскурсия по двору детского сада 4 1 3
  Разучить 1-2 туристские песни 3 0 3
Всего: 55 15 40
2. Основы краеведения
2.1 Я.Мое имя, её значение 3 1 2
2.2 Фамилии, имена, отчества членов семьи 3 1 2
2.3 В этом доме я живу 2 1 1
2.4 Это мой детский сад 2 1 1
2.5 Улицы ,на которых находятся мой дом и детский сад. 2 1 1
2.6 Мой микрорайон города 2 1 1
2.7 Мой город 2 1 1
2.8 Мои родственники- участники великой Отечественной войны 3 1 2
2.9 “Бабушкин сундук” 2 1 1
2.10 “Каково на дому, таково и самому” 2 1 1
2.11 Богатство родного края 13 1 2
2.12 Экскурсии по городу, музеям. 4 1 3
Всего: 30 12 18
3. Экология
3.1 Мир вокруг нас 4 1 3
3.2 Экопроект “Моя планета” 5 2 3
3.3 Что такое лес? 3 1 2
3.4 Представление о лесе и его обитателях 5 2 3
3.5 Приметы леса 3 1 2
3.6 Путешествие мир лекарственных растений 5 2 3
3.7 Операция “ кормушка” 4 1 3
3.8 “Я живу в Татарстане” 5 2 3
3.9 “Красота и богатство Нижнекамской природы” 5 2 3
3.10 “ кудесник – Шишкин” (вечер) 5 2 3
3.11 “Богатство земли Нижнекамской” 5 2 3
3.12 Экскурсии по различной тематике 10 3 7
Всего: 59 21 38
ИТОГО ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ 144 48 96

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОГО ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА.

1.Рюкзачок для туристских прогулок;

2.Сидушка походная;

3.Туристские ботинки или обувь на твердой подошве;

4.Обувь спортивная;

5.Сапоги резиновые;

6.Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5л);

7.Головной убор;

8.Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм);

9.Спортивный тренировочный костюм;

10.Свитер шерстяной;

11.Брюки ветрозащитные;

12.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, складной нож );

13.Блокнот, ручка;

14.Мазь от кровососущих насекомых;

15.Варежки (для лыжных походов);

16.Коврик туристический;

17.Лыжи с креплениями и ботинками;

18.лыжные палки;

19.Лыжная шапочка;

20.Перчатки рабочие;

21.Носки шерстяные.