Урок изобразительного искусства по теме "О чем рассказывает герб". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
  3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Компьютерная поддержка – презентация. (Приложение 1)
  2. Музыкальный ряд: гимн России.
  3. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
  4. Схемы “Способ разделения поля”, “Основные части герба”.
  5. Шаблоны герба
  6. Детские работы.
  7. Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов, анализ и защита работ.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.

Звучит гимн (ученики встают и по окончанию садятся). Беседа. Рисунок 1

– Ребята, скажите, что за музыка сейчас прозвучала? – Это гимн России.

– А что такое гимн? (Слайд 3) Приложение 3

– Правильно. Это отличительный знак, символ нашего государства.

– А какие еще государственные символы вы знаете?

– Герб, флаг. (Слайд 3)

2. Постановка художественной задачи.

– Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились, первые гербы и для чего они нужны. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы? (В романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры) (Слайд 4)

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. (Слайд 5-6) Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.

В XIV-XV веках в городах Западной Европы знатные с синьоры носили так называемые “гербовые платья”. (Слайды 7) Сочетание цветов на них подбиралось по цвету, поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников. (Слайд 8) Это были простейшие знаки в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот.

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств в III тысячелетии до н. э. в Шумере это был орел с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие. Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. (Слайд 9) Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась своего рода геральдическая азбука.

Герб состоит из щита, фигур, короны, щитодержателей, ленты с девизом. (Слайд 10)

Основой всякого герба считается щит (Слайд 11) – как поле для изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат):

  • Немецкий.
  • Польский.
  • Английский,
  • Исландский.
  • Французский.

Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пересеченный, по диагонали – скошенный (Слайд 12):

При изготовлении поля щита использовались цвета, имеющие свое значение (Слайд 13):

  • Золотой – богатство, сила, верность, постоянство.
  • Серебряный – невинность, чистота, девственность.
  • Голубой – величие, красота, ясность.
  • Красный – храбрость, мужество.
  • Зеленый – надежда, изобилие, свобода.
  • Черный – скромность, ученость, печаль.

Каждое условное изображение имело свое значение (Слайд 14-15):

  • Лев – сила, мужество, великодушие.
  • Леопард – храбрость, отвага.
  • Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие.
  • Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.
  • Собака – верность, преданность, повиновение.
  • Кошка – независимость.
  • Овца – кротость.
  • Единорог – чистота, непорочность.
  • Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость.
  • Ворон – долголетие.
  • Феникс – бессмертие.
  • Змея –вечность.
  • Дуб – крепость, сила.
  • Солнце – свет, богатство, изобилие.
  • Звезда – ночь, вечность.
  • Посох – духовная власть.

Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержатели (Слайд 16). Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах, растения, их листья, цветы и ягоды.

Герб в нижней части украшает лента с девизом – кратким афоризмом, указывающим на жизненные ценности его владельца. (Слайд17)

Девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. “Со щитом или на щите” “Храбрость и справедливость”. (Слайд18-19)

У российского герба девиза нет.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны. (Слайд20)

– Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего поселка? Нашей области? (Слайд 21) Рисунок 2

Почему при составлении использовались именно такие символы?

3. Практическое выполнение задания.

– Ребята, геральдика достаточно сложная наука с огромным количеством правил и условностей, поэтому для самостоятельного создания герба, кроме таланта вам потребуются тот материал, который вы подготовили дом.

Последовательность выполнения герба. (Слайд 22-23)

Придумайте герб своей семьи, используя язык символов (Таблицы “Значение цвета”, “Значение изображения”)

Продумайте:

  • форму щита,
  • его деление,
  • цвет,
  • фигуры-символы,
  • дополнения к щиту (щитодержатели, корона),
  • ленту с девизом, учитывая интересы, увлечения свои и членов своей семьи.

Рисунок и цветовое решение должны быть предельно лаконичными и выразительными. При выполнении работы цветом, вы можете использовать акварель, цветные карандаши.

Включая предметы в свой герб, постарайся упростить их, исключив ненужные подробности и мелкие детали, т. е. можно использовать силуэты предметов. Напоминаю вам, герб – знак, который должен ассоциироваться со своим обладателем. Для этого герб должен быть по возможности простым, легко запоминающимся.

После того как герб нарисован, необходимо составить его описание – текстовое объяснение поля щита, расположения фигур на гербе, и их смыслового значения. Рисунок 3.

4. Рефлексия (Слайд 24) Приложение 2.

Кроссворд “Геральдика”

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах и монетах.
  2. Мифическое животное – символ могущества, родственник динозавра.
  3. Символ трудолюбия, насекомое с жалом.
  4. Животное – символ могущества и силы, любитель меда.
  5. Предмет – символ знания, источник знания.

По вертикали:

1. Раздел исторической науки, изучающий гербы, их составление и описание.
6. Основой всякого герба.
7. Краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.

5. Подведение итогов. Выставки и защита работ “Герб моей семьи”. (Слайд 25)

6. Домашнее задание. (Слайд 26)

Подготовить доклады о гербах областных центров России по группам.