Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: систематизировать материал по разделу «Лёгкая атлетика».

Задачи:

  • Формирование логического блока универсальных учебных действий.
  • Совершенствование навыков бега, прыжков и метания.
  • Развитие скоростных, силовых способностей.
  • Укрепление мышц рук, ног, брюшного пресса.

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Инвентарь: фотоаппарат, набивные мячи, малые мячи, обручи, эстафетные палочки, скакалки, мультимедийное оборудование.

Ход урока

Подготовительная часть:

1. Организационный момент, построение, сообщение задач.

2. Перестроение в 3 шеренги, размыкание на вытянутые руки.

3. Игра на внимание (формирование логических умений классифицировать материал). 1-я шеренга – повторяет за учителем движения, выполняемые стоя, остальные выполняют бег на месте; 2-я шеренга – только упражнения, выполняемые в беге, остальные бегут на месте; 3-я шеренга повторяет прыжковые упражнения, остальные бегут на месте. Если учитель показывает упражнения на силу – повторяет весь класс. Каждое упражнения выполняется по 20 повторений.

4. Бег по площадке 2 мин.

Основная часть:

5. Бег с ускорением 3 х 30м.

6. В разомкнутой шеренге ребята садятся на низкий старт по команде учителя, вспоминают способы принятия положения низкого старта и выбирают оптимальный способ. 1 человек (освобожденный) фотографирует основные положения низкого старта (для дальнейшего просмотра на компьютере и анализа ошибок). По команде «Марш!» занимающиеся выбегают со старта и делают по 5 шагов. Дозировка: 3 раза.

7. В этом же строю выполняются прыжки в длину с места (5 раз). Основные положения прыжка фотографируются.

8. Работа по отделениям (разделение может осуществляться произвольно):

1-е отделение: выполняет все виды метания: малого мяча на дальность, в цель (целью является обруч или нарисованная цель), броски набивного мяча двумя руками от груди;

2-е отделение: выполняет бег с преодолением препятствия в виде скакалки, натянутой товарищами (по 3-4 человека). Все упражнения фотографируются учеником(ами). Работа отделений заканчивается по свистку (7-10 мин), (см. рисунки).

9. Упражнения на гимнастической стенке: девочки – поднимание прямых ног в висе, мальчики – подтягивания. Дозировка: «до упора» (кто сколько сможет).

10. Эстафета с передачей эстафетной палочки по 15м. Упражнения 9 и 10 тоже фотографируются.

Заключительная часть

11. Ходьба 1-1,5 мин.

12. Построение, подведение итогов. Сообщение задач на следующий урок.

К следующему уроку ребята печатают фотографии или приносят заранее учителю в электронном виде, и учитель печатает сам. В начале следующего урока (при наличии оборудования) просматриваются фотографии. Делается анализ выполненных легкоатлетических упражнений (формирование УУД: анализ, оценка).

Далее на столе выкладывается ватман с клеем, ножницами и фотографиями. Класс делится на 4 отделения. После разминки задания для трех отделений даются в зависимости от задач урока и изучаемого нового материала. А последнее отделение идет к столу с ватманом и фотографиями. Его задача – отобрать фотографии с изображением только одного из трех видов легкой атлетики или ОФП (бег, прыжки или метания) – формирование умения классифицировать и систематизировать материал.

Отобранные фотографии клеятся на ватман, подписывается состав группы и вверху – название вида легкой атлетики. Отделение работает 6-7 мин, после чего происходит смена отделений по свистку. Следующая группа делает уже другую колонку на ватмане, отбирает фото с изображением другого вида легкой атлетики.

Готовый продукт урока – плакат с классификацией легкоатлетических упражнений, который хранится в классе.

Список литературы

  1. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.
  2. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.
  3. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.