Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • Дать представления о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них.
  • Повышение эмоциональной устойчивости подростков.
  • Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций.
  • Ознакомить с некоторыми приемами саморегуляции.

Ход урока

Приветствие

Добрый день! Я рада вас видеть.

Вступительная часть

Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово – универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться.

У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций. Ребята, как народности проявляют свои эмоции? (Люди Севера более сдержаны. Южные народы известны своей открытостью и непосредственностью своих эмоциональных проявлений. В некоторых странах Востока вообще не принято выражать свои эмоции).

Значение способности не просто испытывать переживания, но точно их понимать и переживать сознательно, впервые показал замечательный американский психолог и психотерапевт К. Роджерс, по мнению которого таким образом мы защищаем себя от разрушительного влияния неотреагированных эмоций. Некоторые эмоции, например, гнев, ненависть, зависть, человек старается подавлять в себе, потому что они не соответствуют его представлению о «хорошем». Роджерс показал, – нет «плохих» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него.

Другое дело, как он их выражает. Сдерживание эмоций не ведет к освобождению от них. Ведь физиологические системы, обслуживающие эмоции, сработали.

Основная часть

Игра «Назови эмоцию».

Ребята, в левую колонку запишите чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми.

Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.

Что делает несчастным Что делает счастливым
Ненависть
Гнев
Зависть
Жадность
Обидчивость
Подозрительность
Тщеславие и т. д.
Доброта
Любовь
Доверчивость
Скромность
Великодушие
Способность прощать
Щедрость и т. д.

Тест эмоций.

(Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А. Цукерман).

Многие из вас оказывались в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения. Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
  5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
  7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
  9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
  10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
  12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
  13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
  14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
  18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
  19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
  20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.
  21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
  22. Довольно много людей мне завидует.
  23. Если я злюсь, я могу выругаться.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
  26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
  27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
  28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
  29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
  32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
  33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
  34. В споре я часто повышаю голос.
  35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
  36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
  37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
  38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
  39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Обработайте результаты и ознакомьтесь с интерпретацией.

Физическая агрессия 1 9 17 25 33
Косвенная агрессия 2 10 18 26 34
Раздражительность 3 11 19 27 35
Негативизм 4 12 20 28 36
Обидчивость 5 13 21 29 37
Подозрительность 6 14 22 30 38
Вербальная агрессия 7 15 23 31 39
Чувство вины 8 16 24 32 40

График эмоций

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке и отметьте на графике восемь точек своей агрессии. Соединив их, вы получите график. Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих форм агрессии.

Агрессивность – личное дело каждого до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны для каждого из вас. Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.

Рассмотрим подробнее характеристики агрессий.

Физическая агрессия – склонность к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают Вам искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуете нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия – конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение – плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. физическая и косвенная агрессия.

Негативизм – реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость – готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность – готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия – за словом в карман Вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Чувство вины – поздравляю, Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего надо об этом знать. Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы? Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.

Заключительная часть

Ученые выделяют три основных типа агрессивного поведения:

  1. Природная, врожденная агрессивность.
  2. Спровоцированная агрессия как реакция на внешние причины.
  3. Агрессия как результат воспитания.

Причина чрезмерного проявления агрессии – страх и слабость. Поэтому ее преодоление – это преодоление страха и слабости.

Что же с этим делать? Как минимум знать – чтобы осознать, что этим качеством природа наделила вас более щедро, чем следовало бы. Максимум – вспомнить, кто в доме хозяин – вы или ваши инстинкты (эмоции)?

Процесс укрощения эмоций можно сравнивать с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приучить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой – мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием обучением,– то есть профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения

контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Если же все-таки выберете одну из этих профессий, вам придется, поработать над собой, чтобы быть успешным в избранном виде деятельности.

Игра «Нарисуй эмоции».

Поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече.

Спасибо всем!