Логопедическое занятие "Звуки [р-р'] и [л-л']. Буквы Р-Л"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • (Базовый уровень) ученик научится различать согласные звуки [р-р’] и [л-л’] и буквы Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях.
  • (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [р-р’] [л-л’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать звукобуквенные связи, различать согласные в словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие, навык звукобуквенного анализа.
  2. Активизировать и обогащать словарь детей словами с изучаемыми звуками.
  3. Воспитывать самооценку, познавательный интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • индивидуальные тетради,
  • ручки, цветные карандаши,
  • предметные картинки,
  • схема характеристики звука,
  • тарелочки с манной крупой,
  • карточки с буквами,
  • схемы слов,
  • индивидуальные дидактические карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика. “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”.

Логопед на ушко говорит ребенку, покажи, что делает врач во время осмотра пациента. Ребенок показывает действие, а дети догадываются, к какой профессии относится действия и т.п.

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний.

Логопед:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?

Ученик:

- Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).

Логопед:

- Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.

2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

Логопед предъявляет картинки, в названии которых есть звуки занятия:

Лук-люк, раки-реки.

Логопед:

- Назовите 1-е звуки в этих словах. Предположите, Как будет сегодня звучать тема занятия. (Звуки [р- р’], [л-л’]. Буквы Р-Л.)

3. Характеристика звуков.

Логопед:

- Ребята, дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.

Ученик:

- Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.

- Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердыми мягким, кончик языка поднимается вверх; при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

- Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем

5. Связь звука с буквой

Логопед дает дальнейшее задание. Пропишите буквы занятия в воздухе, на тарелочке с манной крупой и в тетради.

6. Чистоговорки.

Логопед:

- Четко, повторите за мной,

У Андрюшки три игрушки и большая груша.

С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.

7. Дидактическая игра “Большое ухо”.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

Логопед:

- Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [р, р’, л, л’]. Поднимите соответствующую букву.

Лак, лимон, юла, Юля, котел, спасатель.

Рак, рис, барабан, ведро, три, коридор.

8. Звуковой анализ слов

Логопед предъявляет детям картинки: лиса, луна, река, рука.

  • Запишите название предмета
  • Поставьте в слове ударение
  • Обозначьте дугой количество слогов в слове.
  • Обозначьте каждую букву таким цветом, какой звук она в слове обозначает.
  • Сравните количество букв и звуков в слове.

9. Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

10. Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.

Логопед:

- Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Логопед:

- Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)

11. Работа со словосочетаниями.

Логопед:

- Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

12. Контроль знаний.

Логопед:

- Распределите слова в соответствии со схемой.

Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.

[р] [р] [р]
[р’] [р’] [р’]
[л] [л] [л]
[л’] [л’] [л’]

13. гимнастика для глаз

Логопед:

- Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.

14. Графический диктант

Логопед:

III. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?

- Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение 1991г.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС”, 1998г.

Интернет ресурсы:

  1. http://nachalnyclass.ucoz.ru/index/z