Открытый урок по всемирной истории в 11-м классе на тему "Интеграционные процессы в Европе во II половине XX – начале XXI века. Глобальные пробемы современности и основные пути их решения

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Определить процессы европейской интеграции после II Мировой войны.
  • Выявить сущность основных исторических терминов и понятий, затрагиваемых в ходе урока.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Развивать умения учащихся анализировать и критически оценивать изучаемый материал.
  • Вырабатывать демократический подход в решении проблемы реформирования общества на пути к евроинтеграции.
  • Формировать у учащихся осознание личностной причастности к мировому историческому процессу, осознание себя "гражданином мира".

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1).
  • Учебник по Всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2).

Основные термины и понятия:

  • "Интеграция",
  • "Маастрихтский договор",
  • "Европейский Союз",
  • "Европарламент",
  • "Европейский суд",
  • "Глобализация",
  • "ЮНЕСКО".

Тип урока:

  • Комбинированный урок обобщения и систематизации ранее изученного с элементами критического мышления учащихся в процессе работы с историческими источниками.

Структура урока:

    1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
    2. Проверка предыдущего домашнего задания (проводится в процессе всего урока).
    3. Актуализация опорных знаний учащихся (проводится путем беседы по вопросам). Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя, работа с историческими терминами и понятиями).
    4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Предпосылки европейской интеграции
  2. Образование Европейского Союза.
  3. Глобальные проблемы современности.
  4. Основные пути разрешения глобальных проблем современности.
  5. Закрепление и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся и беседы по вопросам).
  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
  7. Объяснение нового домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Назовите страны-победительницы во Второй Мировой войне.
  2. Кому принадлежат следующие слова: "Советское руководство намеревалось отгородиться от стран Восточной Европы "железным занавесом"?
  3. Определите государственное устройство Великобритании.
  4. В чем заключается суть "проблемы Ольстера"?
  5. Кто из премьер-министров Великобритании дольше всех был у власти в ХХ веке?
  6. Кому принадлежит идея, согласно которой Франция должна стать "соединительной планкой между двумя мирами" - странами Западной и Восточной Европы?
  7. В каком году во Франции была принята Конституция Четвертой республики?
  8. В каком году Франция присоединилась к "плану Маршала"?
  9. В каком году Франция стала членом НАТО?
  10. В каком году во Франции была принята Конституция Пятой республики?
  11. Раскройте понятия: "Ассимиляция", Большая Семерка".

III. Изучение нового материала.

Слово учителя:

Идеи единой Европы занимали умы ведущих европейских политиков достаточно долгое время, и только во второй половине ХХ века они нашли свое практическое применение. Европейская интеграция не может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимы определенные предпосылки.

1. Предпосылки европейской интеграции.

Задание: Каковы основные предпосылки европейской интеграции?

Рассмотрим таблицу:

Предпосылки создания единой Европы

Цивилизационные

Экономические

Исторические

Военно-политические

Геополитические

Наличие общих духовных ценностей, созвучность социальных и политических идеалов. Возможность взаимодополняющего экономического и научно-технического развития. Традиционное взаимодействие, взаимное уважение. Общность интересов в главных вопросах международной жизни, сотрудничество в военных и военно-политических союзах, урегулирование территориальных споров. Возможность развития экономически рентабельной сети транспортных коммуникаций.

Рассказ учителя: Европейская интеграция активно начинает развиваться с 50-х годов ХХ века. Ее началу послужила реализация плана Маршала.

Задание: Какой была основная цель плана Маршала?

Лекция учителя:

Одним из наиболее значительных трансформационных процессов после распада Советского Союза является расширение Европейского Союза на восток. Этот процесс создает совершенно новую ситуацию на европейском континенте и приближает границы ЕС непосредственно к странам бывшего СССР. В то же время этот процесс сложный и громоздкий, поскольку последняя волна охватывала значительное количество государств.

Рассмотрим основные аспекты и проблемы расширения ЕС на восток. Сначала (в 1952 году) в Европейское Сообщество входило шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция.

Экономический подъем Сообщества, а вместе с тем и рост политического веса государств-членов подтвердили успешность интеграционных процессов. На протяжении своего существования Европейское Сообщество пережило четыре волны расширения: в 1973 году к нему присоединилась Великобритания, Ирландия, Дания, 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Швеция, Финляндия и Австрия.

После роспуска Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи Европейский Союз решил пересмотреть свои отношения со странами центрально-восточной Европы. Главная финансово-техническая помощь была оказана Польше и Венгрии, поскольку именно в этих государствах очень быстро осуществлялись экономические и политические реформы, создавалось открытое, рыночно ориентированное общество. Так ЕС начал подготовку к пятой волны расширения.

После распада СССР (1991 г.) следующим этапом было заключение соглашений об ассоциированном членстве между ЕС и государствами-кандидатами: 1991 г. - с Польшей, Венгрией и Чехословакией; 1993 г. - с Болгарией, Румынией и Словакией; 1995 г. - с государствами Прибалтики, 1996 г. - со Словенией. Хотя эти соглашения предоставляют возможность стать полноправным членом ЕС, однако не гарантируют его.

Учитывая сложную политическую обстановку в регионе (война в бывшей Югославии, обострение политической ситуации в России и т.д.), Европейский Совет на заседании в Копенгагене (июнь 1993 г.) приняла решение о расширении членства. Также были утверждены критерии, которым должно отвечать государство, чтобы стать полноправным членом ЕС.

В 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге принято решение начать переговоры о вступлении в ЕС с Польшей, Венгрией, Эстонией, Чехией, Словенией и Кипром. На заседании Европейского Совета в Хельсинки (1999 г.) аналогичное решение было принято в отношении Болгарии, балтийских государств, Румынии, Словакии, Мальты и Турции. В течение марта 2003 г. - февраля 2004 года к Евросоюза вступило 10 новых членов. С 2007 г. членства в ЕС вступили Болгария и Румыния, что обеспечивает им дополнительные преимущества.

Так в отзывах о сайте Rumunia.ru можно узнать, как оформив гражданство Румынии, можно не только переехать жить в страну европейского уровня, но и стать полноправным гражданином. Получить перспективы для карьерного роста, достойное среднее и высшее образование, квалифицированное медицинское обслуживание, возможность путешествовать по Европе.

Политики и исследователи считают, что "ЕС еще никогда не стоял перед перспективой такого удивительного расширение...". Уникальность события заключается в том, что в случае роста численности населения почти на четверть ВВП увеличивается лишь на 5 %, а прибыль в расчете на душу населения составляет 43 % от среднего уровня ЕС. Из-за относительно низкого уровня экономического развития стран ЕС остается несовершенной структура производства и занятости. Это свидетельствует о дополнительной нагрузке на бюджет ЕС. Трансформация экономик стран Центральной Европы, формирование рыночных отношений и структур, подобных европейским, позволило обеспечить странам стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей. Вследствие значительного расширения ЕС вошли страны, которые имеют вдвое-втрое низкий уровень экономического развития, однако относительно дешевые природные и трудовые ресурсы. Только поэтому старые члены Евросоюза могут выдерживать конкуренцию со стороны новых динамичных регионов мира.

Однако площадь всех стран новой "двенадцати" ЕС составляет лишь 10 881,1 тыс. кв.км, а численность населения около 105 млн. человек.

2. Образование "Европейского Союза".

Работа со схемой:

3. Глобальные проблемы современности.

Рассказ учителя:

XX в. отразился в истории человечества кровавыми событиями двух мировых войн, многочисленными локальными вооруженными конфликтами, научно-технической революцией и выходом землян в космические просторы, глубокими политическими и естественными изменениями на планете. В третьем тысячелетии возникли проблемы, которые касаются жизненных интересов не только отдельных государств и регионов, но и всего человечества. Они имеют Планетарный, глобальный характер, и от их решения зависит судьба земной цивилизации. Глобальные проблемы являются следствием деятельности всех предыдущих поколений, их исторического развития. Они тесно взаимосвязаны между собой.

Работа над понятием:

Глобализация - это взаимодействие государств, народов, этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне; это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптация культурных стереотипов; это расширение границ общения во всех отраслях человеческой деятельности и возникновения единого экономического, экологического, информационного пространства, что обусловливает необходимость выработки согласованных действий между народами и государствами.

Рассказ учителя:

Глобальными называют проблемы, которые затрагивают жизненно важные интересы всех народов и стран мира и порожденные общими законами существования и развития человечества. К глобальнм принадлежат проблемы войны и мира, экономической и культурной отсталости многих стран мира, катастрофическое загрязнение окружающей среды, воздуха и Мирового океана, исчерпание природных ресурсов, появление новых заболеваний, энергетическая, сырьевая и продовольственная проблемы, миграционные процессы и демографическая ситуация, этнические конфликты, международный терроризм. Все они тесно связаны между собой, условно их можно разделить на экологические, военно-политические и социально-экономические.

Работа с таблицей:

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Экологическая проблема

Суть: противоречия между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Деятельность людей нанесла значительный ущерб природе. Нарушилась способность природы самовоспроизводиться:
1. Загрязненный воздух окислами серы, азота, углекислым газом. Это повлекло за собой изменение климата - глобальное потепление за счет "парникового эффекта".
2. Появились озоновые дыры, кислотные дожди.
3. Загрязненные источники питьевой воды

Проблема сохранения природных и энергоресурсов

Исчерпываются запасы полезных ископаемых планеты. НТР и индустриализация повысили спрос на отдельные редкие ресурсы. Через то за сохранение существующего годового роста их добычи на 2,5 % хрома на планете хватит на 80 лет, алюминия - на 63, никеля - на 43, серебра - на 17. Быстро исчерпываются запасы нефти и газа

Социально-экономическая проблема

Суть проблемы - наличие на планете двух полюсов: бедных и богатых стран (проблема "Север-Юг").
Основная масса "однодолларовых" стран, где люди в день получают не больше 1 доллара, находится в Азии, Африке, Латинской Америке (хотя в последнее время некоторые страны Восточной Европы, в том числе и Украина, также оказались в этой зоне). 20 % жителей планеты представляют развитые страны, 80 % - отсталые

Демографическая проблема

Во второй половине XX в. ускоренно растет население планеты (ежегодный прирост 2,5 % , через каждые 30 лет за счет демографического взрыва в странах Азии, Африки и Латинской Америки оно удваивается). При этом увеличение населения в отдельных регионах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, как правило, не сопровождается созданием условий для жизни людей.
Лишь отдельные страны (Китай, Япония, Южная Корея) проводят тактичного и выверенную демографическую политику.
Увеличение количества населения приводит к усилению нагрузки на природные ресурсы, ускоряет их истощение, создает опасную для всеобщего мира ситуацией на планете

Продовольственная проблема

Суть проблемы - хроническое недоедание людей (в Азии, Африке). Известно, что постоянно 450 млн человек на планете голодают, а несколько сотен миллионов получают недостаточное количество пищи.
Проблемы неизлечимых болезней Наиболее распространены: СПИД, рак, депрессии, болезни сердечно-сосудистой системы, малярия, алкоголизм, наркомания и др.
1,5 млрд человек на планете не имеют элементарной медицинской помощи. Те болезни, которые излечимы в богатых странах, могут быть смертельными в бедных странах

Военно-политическая проблема

Суть проблемы - угроза войны с применением оружия массового уничтожения (термоядерной, химической, бактериологической), что может привести к ликвидации человеческой цивилизации.
Угроза неконтролируемого распространения ядерного оружия по всему миру, ее использования террористами в своих целях.
Угроза перерастания локальных вооруженных конфликтов в мировую войну

Экстремизм и международный терроризм

Обострилась проблема цивилизационного взаимодействия, взаимной адаптации общества с разной культурой.
На смену идеологическим конфликтам приходят религиозные конфликты и этнические. Именно эти конфликты являются главным источником напряженности и фанатизма, экстремизма (международного терроризма).
Сейчас существует ряд международных террористических организаций, которые несут угрозу миру на планете (пропалестинские террористические организации "ХАМАС", "Мученики Алякса", "Хезболлах", "Исламский джихад", международные мусульманские - "Аль кайда", баскская террористическая организация ЭТА). Жертвы терроризма измеряются десятками тысяч.

Задания:

1. В связи с чем возникают глобальные проблемы человечества?

2. Назовите три самые страшные, по вашему мнению, проблемы человечества. Объясните свой выбор.

Работа с документом:

Савчук Н. В. Киевский национальный экономический университет им. В. Гетмана, Украина "Глобальные проблемы человечества: прошлое и настоящее" "Демографическая проблема является наиболее распространенной причиной обострения глобальных проблем через интенсивный рост в последние годы народонаселения планеты... К тому же он сопровождается неравномерностью роста численности населения в разных странах и регионах, причем самый высокий прирост населения наблюдается в странах с низким уровнем развития производительных сил. Так, если темпы прироста населения в развивающихся странах в течение XX ст. составляли около 2,5 % в год, то в развитых странах они не превышали 1 %. Это стало причиной того, что в Африке, Азии и Латинской Америке около 1 млрд человек живут в условиях абсолютной бедности, около 250 млн детей хронически недоедают, а от голода и недоедания ежегодно умирает почти 40 млн человек.

Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая".

Задание для группы №1.

  • Почему демографическую проблему автор документа считает причиной возникновения других глобальных проблем?

Задание для группы №2.

  • Как вы считаете, почему демографическая проблема характерна для развивающихся стран, а не для развитых?

4. Основные пути решения глобальных проблем современности.

Лекция учителя:

Под эгидой ООН началась работа по сохранению окружающей среды (в декабре 1997 г. в Японии международная конференция ООН приняла проблемы в течение ближайших десятилетий, а хозяйственная деятельность во многих странах пока что не дает возможности достичь ощутимого улучшения экологической ситуации.

Для понимания сущности и путей решения глобальных проблем необходимо выяснить их происхождение и природу, причины обострения в течение последних десятилетий. Следует отметить, что с ними, но не в глобальном, а в локальном (региональном) масштабе человечество столкнулось еще во времена своей молодости и уже тогда вынуждено было искать пути их решения. До определенного времени наблюдалась некоторая гармония в действиях противоположных процессов: одни из них нарушали естественное равновесие, другие - восстанавливали. Пока незрелыми оставались общественные отношения, а также средства труда, сохранялась относительная гармония между человеком и природой. Но по мере развития производительных сил, человек все больше овладевала искусством борьбы со стихийными силами, подчиняя себе природу, стремилась таких изменений в природе, которые соответствовали бы ее растущим потребностям. Тесная взаимосвязь в отношениях между человеком и природой, обществом и природой и внутри общества начал восприниматься как общая закономерность.

Это интересно знать (примерная схема сообщения ученика):

Римский клуб - влиятельная общественная организация, созданная в 1968 г. группой ученых для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации, которой угрожает целый ряд глобальных проблем. Длительное время главой клуба был итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи сформулировал основные задачи организации: разработка исследований в области экологии, исчерпаемости ресурсов, экономического роста, демографического взрыва и т.д. Среди учредителей клуба был Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первая доклад Римского клуба была названа "Пределы роста", ее было подготовлено научно-исследовательской группой под руководством Денниза и Донели Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института (США), и опубликовано 1972 года. В докладе осуждалось безудержный рост производства в мире. Второй доклад появилась 1974 г. и называлась "Человечество на перекрестке". Его составителями были Э. Пестель и М. Массарович. В ней, в отличие от первой, как перспективная для человечества была выдвинута концепция органического роста, которая отождествляла мир с живым организмом, где каждый регион имеет свои функции в пределах единого целого. Третий доклад Римского клуба была сделан известным нидерландским экономистом Яном Тинбергером и его группой. Он назывался "Перестройка международного порядка" (РИО). Проект РИО опирался на идею взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формировании нового мирового порядка. Цель настоящего порядка должна заключаться в том, чтобы, координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся, создать эффективную систему регулирования международных отношений. Для этого должна быть решена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не способны оплатить накопленные за десятилетия неравноправного существования на мировом рынке долги, их следует списать. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Нужно прекратить гонку вооружений. Нет смысла и бесперспективно тратить огромные средства и силы на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов Земли, сохранения природного баланса, достижение всеми людьми достойного уровня жизни.

Кроме Римского клуба, существует Пагуорское движение, основанное рядом современных ученых (Бертран Рассел, Альберт Швейцер и др.). Главной его задачей является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих изобретений и открытий: они не могут быть использованы для зла, они должны служить на благо человечеству.

Задание: Согласны ли вы с утверждением английского священника и экономиста XVIII столетия Т. Мальтуса, что рост народонаселения на Земле происходит в геометрической прогрессии, увеличение производства продовольствия - в арифметической, а голод, эпидемии и войны являются регуляторами численности населения?

V. Закрепление и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся и беседы по вопросам).

Тест:

Вариант 1

1. Глобальные проблемы - это ...

а) комплекс проблем, связанных с существованием оружия массового уничтожение;
б) комплекс проблем научно-технического развития;
в) проблемы, решение которых требует объединения усилий всех государств мира.

2. Вопрос об ограниченности ресурсов Земли и экологической опасности катастрофы было впервые поставлено:

а) Европейским экономическим сообществом в конце 1950-х гг.;
б) группой ученых, объединенных в Римский клуб в конце 1960-х гг.;
в) Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

3. Первой полет человека в космос состоялся:
а) 4 октября 1957 г.;
б) 12 апреля 1961 г.;
в) 13 мая 1963 г.

4. Почему значительная часть представителей мира искусства XX в. критически воспринимала современную им цивилизацию и ее основные ценности?

а) Они считали, что цивилизация подавляет индивидуальность человека, делает его рабом государственной машины;
б) они были неудачниками, творчество которых не нашло общественного признания;
в) они были жертвами неудачной любви и жизненных обстоятельств.

5. Назовите направление в изобразительном искусстве, связанный с деятельностью группы французских художников во главе с П. Пикассо.

а) Суперматизм;
б) кубизм;
в) сюрреализм.

6. Какая страна считается родиной поп-арта?

а) Германия;
б) США;
в) Франция.

7. Возможности влияния на поведение человека посредством массовой культуры ограничены, потому что с ее помощью невозможно:

а) рекламировать товары или услуги, формы проведения досуга;
б) способствовать развитию у людей научного мышления;
в) формировать "образ врага" как внутри страны, так и за границей.

8. Кем было спроектирован город Бразилиа?

а) О. Нимейер;
б) К. Танге;
в) Л. Мис ван дер Роэ.

9. Страны, которые официально признали наличие у себя ядерного оружия:

а) США, Россия, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан;
б) США, Россия, Англия, Франция, Китай, Израиль, Индия, Пакистан;
в) США, Россия, Англия, Франция, Китай, Израиль, Индия, Пакистан, ЮАР.

10. Движение за сохранение языков и традиций культуры малых народов и народностей принадлежит:

а) к социальным;
б) к этническим;
в) к религиозным;
г) до экологических.

11. Действия по защите окружающей среды от загрязнения принадлежат:

а) к научно-профилактическим;
б) к экологическим.

12. Родоначальником рок-музыки был(а):

а) Б. Хейли;
б) группа "Битлз";
в) Элвис Пресли.

Вариант 2

1. Понятие "озоновые дыры" и "парниковый эффект" касаются:

а) до глобальных проблем современности;
б) проблем развивающихся стран;
в) вопросам научно-технического развития.

2. Запуск первого в мире искусственного спутника Земли состоялся:

а) 4 октября 1957 г.;
б) 12 апреля 1961 г.;
в) 13 мая 1963 г.

3. "Бездомные молодые люди" - это...

а) английские писатели, драматурги;
б) французские художники, не согласные с идеями реализма;
в) любительские театральные коллективы.

4. "Театр абсурда" возник:

а) во Франции;
б) Англии;
в) Германии.

5. К мероприятиям, которые призваны устранить экологическую катастрофу, не принадлежит:

а) ускорение темпов региональной интеграции;
б) переход к энерго - и ресурсосберегающих технологий;
в) осуществление с помощью спутников контроля за окружающей средой.

6. Положительная роль средств массовой информации связана с тем, что они:

а) предлагают одинаковые для всех суждения о добре и зле, делают их поведение предсказуемым и управляемым;
б) нередко задают острые, социально значимые проблемы, привлекают внимание граждан к вопросам экологии, этнических и социальных конфликтов;
в) информируют граждан о новых товарах. Побуждают покупать их, стимулируют потребительский спрос, рост экономики.

7. В 1949 г. А. Эйнштейн, Б. Рассел опубликовали Манифест об ответственности ученых за опасные для судьбы человечества результаты исследований. Опубликование Манифеста было вызвано:

а) созданием атомного оружия;
б) ужасными последствиями использования первых атомных бомб;
в) стремлением остановить гонку вооружений;
г) желанием предупредить человечество о пагубности Третьей Мировой войны.

8. Установите соответствие:

А. С. Далее 1) Создал рисунок "Голубь Мира".
Б. П. Пикассо 2) Польский кинорежиссер.
В. Е. Ионеско 3) Драматург, один из основателей "театра абсурда".
Г. Ф. Феллини 4) Один из самых известных итальянских кинорежиссеров.
Д. А. Вайда 5) Самый Яркий представитель искусства сюрреализма.

9. Одним из основоположников неореализма в киноискусстве был:

а) Ф. Крамер;
б) Г. Росселини;
в) Г. Гуттузо.

10. Направление в искусстве, которое характеризуется простотой и выразительностью, попытками увидеть мир глазами ребенка, называется

а) экспрессионистской живописью;
б) примитивизмом;
в) кубизмом.

11. Самый популярный игровой вид спорта в Европе:

а) баскетбол;
б) футбол;
в) гандбол.

12. Модернистский направление, которое объединяет писателей Л. Камю, Же. П. Сартр, С. де Бовуар, А. Мердок, К. Уилсон:

а) экзистенциализм;
б) сюрреализм;
в) импрессионизм.

Вопросы для итоговой беседы:

1. Какие проблемы человечества называют глобальными?
2. В чем заключаются причины возникновения этих проблем?
3. В чем заключаются особенности глобальных проблем современности?
4. Охарактеризуйте главные ("внешние" и "внутренние") глобальные проблемы современного человечества.
5. Сравните уровень остроты этих проблем в мире и в Украине. Через какие негативные явления проявляются эти проблемы в вашем регионе? Что уже делают и что, по вашему мнению, нужно сделать для преодоления этих явлений?
6. Объясните, почему только совместными усилиями народы Земли могут решить глобальные проблемы?
7. Исключает ли необходимость формирования планетарного или глобального сознания?
8. В чем вы видите потребность в развитии национального сознания? Обоснуйте свой ответ.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Слово учителя:

В третьем тысячелетии перед человечеством открываются новые перспективы и новые проблемы, новые события и новые тревоги. Оно не обречено ни положительный, ни отрицательный конец. Даже веря в исторический прогресс, нельзя забывать, что он происходил не сам по себе, а был "делом рук человеческих".

VII. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьтесь к исторической игре "Бинго".