Формирование коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников (в условиях введения ФГОС нового поколения)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:

  • Формирование культуры общения и поведения;
  • Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • Закрепление навыков бесконфликтного общения;
  • Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
  • Овладение навыками эффективного общения;
  • Развитие рефлексии собственных поступков;
  • Формирование коммуникативных компетенций.

Результаты повышения психолого-педагогической компетенций (предметные, метапредметные и личностные результаты)

Личностные результаты:

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;

3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

7) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

  • коммуникация как взаимодействие (интеракция) ( коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);
  • коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
  • коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).

Требования к ведущему программы

  1. Знание ФГОС нового поколения
  2. Владение образовательной программой ОУ
  3. Личностная харизма
  4. Владение навыками проведения группового и индивидуального тренинга
  5. Полное владение теоретическими и практическими психологическими навыками
  6. Рефлексия
  7. Владение ИКТ

Презентация

Основные мероприятия программы “Формирование коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников”

Мероприятие Кол-во часов Цель Участники Форма занятий Планируемый результат Примечание
1 Цикл занятий для учащихся начальной школы “Азбука общения”. 10 Сформировать базовые аспекты коммуникативной деятельности Психолог, 1-4 классы Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры Овладение навыками культуры общения и поведения 1 час в 2 недели в каждом классе.
2 Цикл занятий для учащихся средних классов: “Я в мире людей”. 10 Развитие аспектов коммуникативной деятельности Психолог, 5-8 классы Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры Овладение навыками бесконфликтного общения, сформированность дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств 1 час в 2 недели в каждом классе.
3 Цикл занятий для учащихся старших классов: “Позитивное общение”. 10 Закрепление эффективных и позитивных навыков общения Психолог, 9-11 классы Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры Рефлексия собственных поступков,

Сформированность коммуникативных компетенций

1 час в 2 недели в каждом классе.
4 Мониторинг учащихся 2 Изучение психологического климата в классе Психолог, учащиеся 1-11 классов Групповая диагностика Оптимизация психологической атмосферы в классе и выявление лидеров На параллель
5 Индивидуальные консультации с детьми со сложностями в коммуникативной сфере и их родителями 1 Помощь в преодолении сложностей в коммуникативной сфере Психолог, учащиеся, родители Беседа, анкетирование Повышение эффективности межличностного общения На одну консультацию (по запросу)
6 Лекции для родителей 2 Развитие коммуникативных компетенций родителей Родители, психолог Лекция Повышение коммуникативной грамотности родителей На параллель
7 Выявление детей с коммуникативными трудностями 2 - 4 Выявить детей “группы риска” Психолог, педагоги,  1-11 классы Диагностика, наблюдение, посещение уроков Создание группы для коррекционной работы по преодолению трудностей в общении По запросу
2 часа на класс (1-4 кл.)
3 часа (5-8 кл.)
4 часа (9-11 кл.)
8 Цикл занятий с детьми “группы риска” 10 Преодоление трудностей в коммуникативной сфере Психолог, учащиеся школы Тренинги Сформированность навыков эффективного общения 2 часа в неделю, наполняемость группы 10-12 учеников
9 Творческие мастерские 2 Организация общения в творческой совместной деятельности детей с их родителями Психолог, учащиеся 1-11 классов и их родители Свободная творческая деятельность Развитие сотрудничества 2 час в месяц по возрастным группам (1-2, 3-4, 5-7, 8-11 классы)
10 Организация перемен 1 Развитие толерантного отношения к младшим школьникам Психолог, учащиеся старшей и начальной школ, педагоги Игра, гимнастика Бесконфликтное общение в разновозрастной среде и среде сверстников В неделю (2-3 перемены в день)
11 Защита проектов 4 Развитие межличностных коммуникативных качеств Психолог, педагоги 5-11 классы Проектная деятельность, групповые занятия Сформированность коммуникативных компетенций  

Методическая литература

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: Пособие для учителя.

- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет “Я и мы”: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.

- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.

- Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.

- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.

- Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 1993.

- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.

- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //

- Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.

- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.

- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.

- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – УЦ “Перспектива”, Москва, 1999.

- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.

- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.

- Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.

- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

Электронные ресурсы:

- http://standart.edu.ru/

- http://edu.ru/