План и самоанализ урока "Текстовый редактор"

Разделы: Информатика


“MicrosoftWord – основа любого офиса”.
(Энциклопедия ученика, студента, учителя).

Тип урока. Урок-практикум.
Цели урока: Закрепить полученные умения и навыки работы в среде текстового редактора.

Показать разнообразие функциональных возможностей программы.

Расширение кругозора учащихся. Развитие интереса к изучению информатики.

Воспитание адекватной самооценки учащихся.

Оборудование: Презентация.

Раздаточный материал – карточки с заданиями.

Тестовые задания.

Кроссворд.

Анкета.

Компьютеры.

Ход урока: Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми.

На доске эпиграф к уроку.

Слово учителя.
Беседа с классом.
Актуализация знаний.

Из истории Древнего мира вам хорошо известно, как выглядели исторические документы, найденные при раскопках, технология их создания вам тоже знакома(глиняные дощечки, папирус, пергамент, берестяные грамоты, шелк, бумага…).

Вопрос: Давайте вспомним какие мы с вами изучили на предыдущих уроках современные технологии создания и обработки текстовых документов?

Ответ: Существуют специальные программы для создания и обработки текстовых документов – текстовые редакторы, процессоры.

Тема урока: “Текстовый редактор”.

Формулируются задачи урока.

Закрепить полученные умения и навыки работы в среде текстового редактора.

Показать разнообразие функциональных возможностей программы.

Развитие интереса и мотивации к изучению информатики.

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.

Слово учителя.
Беседа с классом.
Объяснение хода урока.

Сегодня, ребята, вам предстоит пройти ряд проверок на профессиональную пригодность офисного работника.

Первое испытание.

Тест по теме “Текстовый редактор”.

Второе испытание.

Практическое задание:

набрать текст кроссворда по предложенному образцу;
нарисовать кроссворд по предложенному образцу(принимаются любые способы);
оформить таблицу-ведомость по предложенному образцу.

Третье испытание.

Решить кроссворд.

Индивидуальная работа учащихся. Выполнение испытаний.
Беседа с классом. Итог урока.

В результате организованной последовательности действий к концу урока изготовлены следующие документы (учащиеся отвечают):

фрагмент текста;
сетка кроссворда;
таблица-ведомость.

Таким образом, текстовый редактор MicrosoftWord помог нам все это создать. Что ещё может предложить нам данная программа?

Возможные ответы: вставить рисунок, нарисовать график, построить диаграмму и т.д.

Рефлексия урока.

Пройти анкетирование.

Заполнить ведомость успеваемости.

Подвести итог работы.

Проводя рефлексию урока в форме анкетирования, учащиеся самостоятельно оценивают результат своей работы на уроке, выставляют оценку за выполненные задания.

Домашнее задание.

Не задается.

Приложение

Самоанализ урока информатики по теме
“Текстовый редактор”

Заключительный урок в разделе “Технология обработки текста”. На эту тему отводится 5 уроков.

Ему предшествовал урок отработки навыков редактирования и форматирования текстовых документов.

Следующий урок: “Графические редакторы.Основные инструменты и операции”.

Каждый урок информатики - это знакомство с чем-то новым. Поэтому тип настоящего урока определен как урок-практикум, т.к. надо научиться применять полученные знания в области технологии обработки текста. В свою очередь урок выполняет функцию обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме.

Сама специфика предмета интересна учащимся, поэтому в основном они успевают на “4” и “5”.

Исходя из сказанного, была намечена триединая цель урока.

Образовательная.

  1. Закрепить полученные умения и навыки работы в среде текстового редактора.
  2. Показать разнообразие функциональных возможностей программы.

Развивающая.

  1. Расширить кругозор учащихся.
  2. Подготовка учащихся к практической деятельности во взрослой жизни.

Воспитательная.

  1. Воспитание адекватной самооценки учащимися своей деятельности на уроке.

Отбор содержания учебного материала проведен с учетом возрастных особенностей учащихся и значения урока в цикле уроков данного раздела. Теоретический материал соответствует минимуму для обязательного усвоения всеми учащимися. В соответствии с типом урока и поставленными целями урока определена структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение хода урока.
  4. Выполнение испытаний.
  5. Итог урока.

Мотивация учебной деятельности осуществлена посредством выдвижения проблемы пройти испытание на профпригодность офисного работника, плавно перешедшая в решение целей и задач урока.

Организация собственной деятельности учащихся осуществлялась на всех этапах урока в различных вариантах:

  • самостоятельная работа с тестом;
  • индивидуальное практическое задание;
  • совместное отгадывание кроссворда по двум вариантам;
  • индивидуальное анкетирование;
  • самооценка своей деятельности, самостоятельное подведение итогов своей работы.

В ходе урока использовались следующие методы:

  • по источнику передачи и восприятия информации
    - словесный (беседа);
  • по логике передачи информации
    - индуктивный;
  • по степени самостоятельности учащихся
    - репродуктивный,
    - проблемно-поисковый;
  • по степени управления
    - работа под руководством учителя чередовалась с самостоятельной работой учащихся;
  • методы стимулирования и мотивации
    - создание проблемной ситуации;
  • методы контроля
    - самоконтроль.

Логическим завершением урока считаю, что учащимися достаточно успешно были пройдены все испытания, учащиеся сами оценили свою подготовленность к своей дальнейшей практической деятельности в среде текстового редактора.

Выполнены основные требования к современному уроку:

  • Учащиеся заняты на всех этапах урока.
  • Осуществлялась обратная связь.
  • Присутствовал самоконтроль.
  • Имелись элементы групповой работы.
  • Организована индивидуальная работа учащихся.

При проведении урока я руководствовалась тем, что учитель не информатор, а организатор учебной деятельности. Особых отклонений от плана не было. В конце урока удалось провести коррекцию знаний посредством организации ответов учителя на вопросы учащихся, возникшие у них по ходу урока. Оптимальное сочетание методов и средств обучения, смена видов деятельности, позволили избежать перегрузки учащихся и создать благоприятную атмосферу урока.

Самоанализ провел: учитель информатики Новикова Л.В.