Особенности самооценки в раннем юношеском возрасте

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза. Принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек. В отечественной психологии юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост тела в длину замедляется, увеличивается вес. Интенсивно развивается мускулатура, нет диспропорций отдельных частей тела, исчезает неуклюжесть и несоразмерность движений. Нарастает мышечная сила. Увеличивается относительный объем груди, головы, удлиняется и увеличивается лицо.

Происходят изменения в развитии нервной системы и мозга в частности (не за счет увеличения его массы, а благодаря усложнению строения мозга). Строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, характерные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.

Таким образом, создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда.

Юноши стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Этим и объясняется социальная ситуация развития личности в данном возрастном периоде.

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего “Я”.

Для благоприятной постановки перспективных целей, выстраивания жизненных перспектив, необходима позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности, чувство самоценности. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют довольно негативно на развитие личности в период юности.

Далее более подробно остановимся на понятии “самооценка”.

Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А.В. Захаровой, В.П. Зинченко, А.И. Липкиной, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина и др.

Самооценка личности представляет собой обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности.

Важно заметить, что самооценка является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Она относится к центральным образованиям личности, ее ядру.

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Однако нужно заметить, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента “Я – концепции”.

Т. Шибутани полагает, что если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка.

Б.Г. Ананьев считает, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.

Так И.С. Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение “Я”, выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает изучать самооценку через категорию чувств, рассматривая ее как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее выраженный предметный характер, являющийся результатом специфического обобщения эмоций.

М.И. Ковель определяет самооценку как основу внутренней мотивации, которая тесно связана с процессом познания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  1. уровню – высокая, средняя, низкая;
  2. соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная;
  3. особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.

Человек с завышенной самооценкой, считающий себя намного умнее других и, тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль “видите, какой я умный”, подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют “комплекс неполноценности”. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.

Самооценка понимается как необходимый элемент самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному “я”. Именно самооценка как соотношение своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе; “Я - образ” или социальное ожидание управляет поведением личности, способствует ее формированию.

Адекватная самооценка ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определяет уровень притязаний личности. Неадекватная же самооценка может привести к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью.

У. Джемс полагает, что самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям. Таким образом, это можно представить в виде формулы:

Самооценка = притязания / возможности.

Основы умения адекватно оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит на протяжении всей жизни индивида.

По мнению Р. Бернса, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека.

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я.

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Л.Ш. Санфорд и М.Э. Донован, подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, - указывает Санфорд, - и никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве...”.

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я - концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

В исследованиях когнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что самоописания и описания другого человека по указанному параметру существенно различаются (по В.П.Трусову). Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами, взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, а другого - как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.

Подводя итоги, можно заключить, что самооценка представляет собой компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ “Я – реального”, “Я – идеального”, результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального “Я”.

В раннем юношеском возрасте самооценка как компонент самосознания приобретает особую ценность, так как по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей.