Урок ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить с понятием “нравственность”, “золотое правило нравственности”;
  • развитие понимания значения нравственности;
  • формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие культуры речи;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

– Как вы поняли, что такое честь и достоинство?

– Приведите примеры.

– А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.

3. Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2). Приложение

– Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.

– Что может быть золотым?

– Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.

5. Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6)
.

– Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

– Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Ответы учащихся.

– Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть “золотое правило” нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).

6. Работа учащихся над осознанием “золотого правила” нравственности.

Учащиеся выполняют задание в группах:

– Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.

Обсуждение результатов работы в группах.

7. Работа с учебными пособиями.

На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать “золотое правило” нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

– Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно “золотого правила” нравственности, которые были у вас.

– В чем вы были близки к формулировке “золотого правила” нравственности?

– Согласны ли вы с ними?

9. Обобщение урока.

10. Домашнее задание.

– Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило “золотому правилу” нравственности.

Мама ________________________________________________________________________

Папа ________________________________________________________________________

Дедушка/бабушка _____________________________________________________________

Брат/сестра __________________________________________________________________